издательская группа
Восточно-Сибирская правда

За что боролись...

Правительство дало «добро» на возобновление работы БЦБК

13 января Владимир Путин подписал постановление правительства России № 1, разрешающее возобновление сброса промышленных стоков БЦБК в озеро Байкал. Постановление, если говорить мягко, удивило учёных Российской академии наук и, на мой взгляд, окончательно обрушило экологический имидж России в глазах международного сообщества.

– Считаю, что это большая ошибка, – прокомментировал документ председатель научного совета Сибирского отделения РАН по проблемам озера Байкал академик Михаил Кузьмин. -– Не знаю, какие причины заставили правительство подписать постановление, но это не выход из положения. В любом случае необходимо сделать всё, чтобы Байкальский ЦБК нормально, цивилизованно был закрыт. Считаю, что деньги, которые будут выделены на поддержку этого предприятия, правильнее было бы направить на поддержку уволенных работников. И, главное, на развитие туристической зоны, расширение которой при работающем комбинате практически невозможно.

Ещё в середине минувшего декабря Михаил Кузьмин и учёный секретарь научного совета Ирина Максимова, обеспокоенные слухами о готовящемся постановлении правительства по разрешению возобновления сброса стоков Байкальского целлюлозно-бумажного комбината в Байкал, написали Владимиру Путину письмо. Они, в частности, обратили внимание премьер-министра на то, что «такие планы противоречат Вашему решению, принятому в Иркутске 1 августа т.г., о возобновлении производства целлюлозы на замкнутом водообороте и исключении сброса сточных вод в озеро Байкал».  

– Меня это решение сильно удивляет, -– признаётся директор Лимнологического института СО РАН академик Михаил Грачёв. – В августе  проводилось совещание в присутствии Путина, на котором были академики, губернаторы, руководители ведомств. Было принято решение запустить производство небелёной целлюлозы в замкнутом цикле. Именно в замкнутом… Что могло коренным образом измениться с августа?  И ещё удивляет, что когда принимали Байкал в участок мирового наследия, то Россия обещала мировому сообществу перепрофилирование комбината. Теперь что, перепрофилирование «разобещано»? И, кстати, даже не указано время, на которое разрешается сброс стоков в Байкал…

– Во-первых, постановление, о котором вы говорите, ещё не вступило в законную силу, несмотря на то что оно опубликовано, -– попытался успокоить меня генеральный директор БЦБК Константин Прошкин. -– Для этого существуют некие регламентные процедуры, установленные Правительством Российской Федерации. Во-вторых, по поводу комментариев к данному постановлению я прошу обратиться в нашу управляющую компанию. Там есть специалисты по связям с общественностью, они ответят на те вопросы, которые вы задаёте мне.

Несмотря на совет, я продолжал задавать вопросы, и Константин Михайлович, пришедший к руководству Байкальским ЦБК с Селенгинского ЦКК, ответил на некоторые из них.

– На Селенгинском комбинате двадцатый год реально существует целая система замкнутого водопользования, которая показала в течение двух десятков лет свою состоятельность… Я считаю, что это правильное направление в целлюлозно-бумажной промышленности. Если хотите, чтобы у каждого звонил в кармане сотовый телефон, – нужно изготавливать  полупроводниковые приборы, многие материалы, производство которых, мягко говоря, не всегда экологически чисто. Цивилизацию не остановить. Никто не хочет укрываться звериными шкурами и жить в пещере. Все хотят ездить на автомобиле, хотя мало кто понимает, что такое производство каучуков, лакокрасочной продукции, других компонентов, без которых автомобиль не является автомобилем.

– Но Байкал ведь особое место, – пытаюсь я возразить специалисту-целлюлознику.

– По поводу Байкальского комбината и озера Байкал все комментарии в управляющей компании, -– отвечает он. -– Эта тема мне незнакома. Я о ней ничего не знаю. Сравнивать Байкальск с Селенгинском ни в коем случае нельзя, потому что на Селенге 20 лет существует и реально работает нормальный цикл замкнутого водопользования. И с этого предприятия многим нужно брать пример. С экологической точки зрения.

Пролистал множество сайтов в Интернете, откликнувшихся на правительственное постановление № 1, с которого начался 2010 год. Добрых слов не нашёл. Вот только опускать руки «потому что всё уже решено» защитникам Байкала, профессиональным и общественным, не надо. Ничего не решено! Чиновники, готовившие на подпись это постановление, похоже, многого не учли. Например, того, что при размыкании системы замкнутого водооборота безработными окажутся теперь уже не целлюлозники, а работники городских очистных сооружений г. Байкальска. На это моё внимание обратил академик Грачёв.

Дело в том, что без бытовых стоков города промышленные очистные сооружения неработоспособны. А это значит, что построенные недавно за бешеные деньги городские очистные сооружения придётся закрыть: людей – за забор, а потраченные деньги – на ветер. Нет пока у «Континенталь Менеджмента», управляющего Байкальским ЦБК, разрешительных документов на сбросы стоков в озеро, и появятся ли они -– большой вопрос. Президент страны своей точки зрения на эту проблему пока не высказал, а высказаться ему необходимо, поскольку сброс стоков в озеро Байкал – прямой путь к исключению озера из списка участков всемирного природного наследия. На такой позор «в мировом масштабе» пока ни одна страна не решилась. Не стоит забывать и о том, что кроме законов, а порой и гораздо сильнее российских законов бывает кремлёвский фломастер. Важно убедить президента, чтобы он взял его в руки.

[width=»100%»]
Правительство Российской Федерации Постановление от 13 января 2010 г. № 1 Москва

О внесении изменений в перечень видов деятельности, запрещённых в центральной экологической зоне Байкальской природной территории

Правительство Российской Федерации постановляет:

Внести в перечень видов деятельности, запрещённых в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 г. № 643 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 37, ст. 3687; 2009, № 21, ст. 2584), следующие изменения:

а) абзац двенадцатый исключить;

б) абзац сорок шестой изложить в следующей редакции:
«складирования, захоронения и обезвреживания вновь образующихся отходов I–V класса опасности за пределами специально оборудованных мест размещения отходов, созданных на основании выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешений»;

в) абзац сорок седьмой после слов «путём сжигания» дополнить словами «без очистки выбросов до нормативного качества».

Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры