издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Водяное наступление

Сильные паводки ожидаются в Иркутской области весной и летом 2010 года. Такие прогнозы приводят и метеорологи, и гидроэнергетики. Чтобы максимально смягчить их негативные последствия, придётся прибегнуть к увеличению сбросов Иркутской ГЭС. Как считает заместитель главного инженера по гидротехнической части ОАО «Иркутскэнерго» Александр Огнев, в случае паводка редкой повторяемости последствия для Иркутска и ряда территорий вблизи города могут быть катастрофическими. Виной тому «уникальное» сочетание: аномально холодная зима, излишние запасы снега в бассейне Байкала и запрет на форсирование уровня озера. К тому же ситуацию усугубляет несанкционированная застройка берегов и островов Ангары в пределах Иркутска.

Александр Огнев сообщил «Конкуренту», что сейчас в бассейне Байкала, Иркутском водохранилище и в нижнем бьефе Иркутской ГЭС складывается довольно сложная водохозяйственная обстановка. В первую очередь это связано с аномальными холодами, из-за которых ледовая кромка на Ангаре достигла черты Иркутска. Сейчас она находится примерно в 11 км ниже Иркутской ГЭС, то есть выше нижнего Ангарского моста. За последние двое суток уровень воды в нижнем бьефе Иркутской ГЭС повысился на 24 см. Не исключено, что ледостав продолжится и выше по течению. В «паводковом» 2001 году, например, кромка льда не дошла до старого Ангарского моста всего 2 км.

«Нынешняя зима очень похожа на аномально холодную зиму 2001 года», – заметил начальник отдела Иркутского гидрометцентра Владимир Гонтарь. При этом прогноз погоды на февраль 2010 года звучит неутешительно: в целом среднемесячная температура окажется на 1 градус ниже средних многолетних значений. В Иркутске и на юге Иркутской области до 5 февраля сохранятся сильные морозы, вызванные антициклоном, который, по выражению метеоролога, очень медленно разрушается. Потепление до отметок минус 18–23 градуса ночью и минус 13–18 днём ожидается только 5–6 февраля. Однако уже 7-8 февраля в Иркут-ске вновь похолодает до минус 25–30 градусов ночью и минус 20–25 днём.

Январские морозы привели к образованию ледовых заторов, которые вызвали повышение уровня воды в Ангаре. Чтобы не усугублять ситуацию, энергетики пошли на сокращение сбросных расходов Иркутской ГЭС. С 22 января они составляют 1400 кубических метров в секунду, при том что минимальные расходы составляют лишь 1350 м3/сек. Объединённое диспетчерское управление энергосистемами Сибири рекомендовало с 3 февраля увеличить сбросы до 1700–1900 м3/сек. Однако на совещании в отделе водных ресурсов по Иркутской области Енисейского бассейнового водного управления 2 февраля было решено отказаться от их повышения до того момента, как стабилизируется ледовая кромка. Но из-за небольших сбросов возникает другая проблема – уровень воды в Байкале оказывается чрезмерно высоким. Сейчас он составляет 456 м 47 см по тихоокеанской системе высот, тогда как год назад был на 10 см ниже. Если переводить в абсолютные цифры, то разница составляет 3 кубических километра воды.

Высокий Байкал

«Из-за пониженных сбросов мы не срабатываем Байкал», – констатировал Александр Огнев. Так, если в прошлом году за январь уровень озера удалось понизить на 14 см, то в этом году – всего лишь на шесть. Вдобавок запасы снега в бассейне Байкала на 14% превышают норму. Так что уровень озера, как ожидают специалисты, к 1 мая составит около 456 м 15 см. «Это усугубляет пропуск осенне-летнего паводка со всеми вытекающими отсюда последствиями», – пояснил заместитель главного инженера.

Но основной приток в Байкал обеспечивают даже не запасы снега, а летние и осенние дожди. Сколько осадков выпадет летом и осенью, спрогнозировать нельзя. «Если красноярцы могут спрогнозировать режим работы ГЭС, исходя только из снегозапасов, то у нас всё зависит разве что от бога», – заметил Александр Огнев. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что аккумулировать сверхнормативные запасы воды в Байкале не удастся и без холостых сбросов на Иркутской ГЭС летом не обойтись. В настоящее время их объём предсказать нельзя, он будет установлен в оперативном порядке.  

В 2006 и 2008 годах энергетики вынуждены были применять такую меру. В частности, с 14 по 27 августа 2008 года сбросы Иркутской ГЭС составляли 3200 м3/сек. Тогда затопленными оказались садоводства, расположенные на островах в пойме Ангары. Вообще в «группу риска» входят дома по улицам Овражная и Костромская, дачи на островах Елизовский, Кривой и др., острова Юность и Конный, постройки в районе посёлка Боково, станции Батарейная и 8 км Александровского тракта. Кроме того, в месте впадения Ушаковки в Ангару нет никаких инженерных сооружений, там только насыпан грунт и строительный мусор. Точных данных о том, сколько домов попадёт в зону подтопления, нет. Как пояснил начальник отдела водных ресурсов по Иркутской области Енисейского бассейнового водного управления Михаил Людвиг, расчёты выполнялись в 2001–2004 годах, сейчас необходимо ещё раз провести инвентаризацию построек.  

Необходимо учесть, что проект Иркутской ГЭС предполагает увеличение сбросов до 6000 м3/сек в экстренных ситуациях. «Если случится паводок редкой повторяемости, это будет, я не побоюсь этого слова, катастрофа для Иркутска», – подытожил собеседник «Конкурента».

Бесфорсажный режим  

Настолько высокий уровень Байкала последний раз наблюдался 1 мая 1995 года. Но тогда было разрешено форсировать Байкал – повышать его уровень. По условиям безопасности  Кругобайкальской железной дороги предельная отметка для форсирования озера составляла 457 м 50 см. За время существования Иркутской ГЭС уровень озера повышали максимум до 457 м 38 см. За счёт форсирования можно было бы избежать повышенных сбросов и массовых подтоплений жилых домов.

Однако согласно постановлению правительства РФ №234 от 26 марта 2001 года максимальный уровень воды в Байкале не может превышать 457 м,

а минимальный не может быть ниже 456 м ТО. По словам Александра Огнева, условия этого постановления ни разу не нарушались, но, с другой стороны, с 2001 года не возникало угрозы паводков редкой повторяемости выше по течению Иркутской ГЭС. «В 80-е годы, когда была серия маловодных лет, создавалась правительственная комиссия, которая принимала экстренные меры. Может быть, и на сей раз будет создана правительственная комиссия, которая будет оперативно принимать решения по пропуску паводка и снижению ущерба от подтоплений на территории Республики Бурятия и Иркутской области», – высказал он предположение.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры