издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Хочу слона! Купи слона!

  • Автор: Марина ИЖЕВСКАЯ, психолог

Дети начинают рано понимать, что деньги позволяют получить желаемое. Малыши обычно требуют: «Хочу!». Но уже к четырём годам они замечают, что родители в магазине не просто берут понравившиеся вещи, а покупают их. Тогда «хочу!» сменяется на «купи!». Дети постарше стремятся к  самостоятельному  использованию денег. И вот тут у многих родителей начинает «болеть голова». С одной стороны, не хочется лишать ребёнка необходимого, но и баловать ни к чему. Здравый смысл подсказывает, что просто нужно научить его обращаться с деньгами разумно и ответственно. Умение грамотно распоряжаться финансами и спокойное к ним отношение пригодится ребёнку уже во взрослой жизни. Мы, взрослые, знаем, что бывают семьи, которым незначительных средств хватает на достойную жизнь, а кто-то, даже имея приличный доход, бездарно их тратит и постоянно живёт на краю банкротства. Деньги тоже воспитывают. Знаю, что есть школы, в которых для старшеклассников введён предмет «Экономическая психология». Однако начать обучение  своих детей желательно как можно раньше. В этом вопросе важно избежать крайностей: если детей оградить от материальных проблем, можно воспитать у них иждивенчество, нежелание вникать в возможные экономические трудности семьи. Иногда детям трудно остановиться в своих желаниях, а родителям сказать ребёнку «нет». Другая крайность – преувеличение значимости денег. Постоянные разговоры о них могут воспитать алчность и зависть. Если вы заметили, что ребёнок слишком интересуется деньгами, используйте этот интерес для образовательных целей: обратите его внимание на внешний вид денег, их символику, различия валют разных стран, на историю происхождения денег, на материалы, из которых их изготавливают…

С самого раннего возраста вводите ребёнка в круг хозяйственных забот семьи. Расскажите, на что вы тратите деньги. Например, сколько денег идёт на продукты, сколько стоят хлеб, молоко, рыба, мясо, овощи. По мере развития посвящайте его в мир вещей: сколько стоит одежда, обувь…

Если вы отказываете ребёнку в чём-либо, лучше не объяснять это отсутствием денег, особенно если он видел, что они у вас есть. Нужно просто объяснить, что на желанную для него вещь денег не предусмотрено. 

Учите ребёнка планировать траты. Например, собираясь гулять, обсудите с ним, сколько денег и на что вы можете потратить. Постарайтесь не поддаваться на слёзы, мольбы купить что-то другое. Иначе ребёнок решит, что ваши планы ничего не значат, достаточно устроить истерику – и он всё получит.

Детские психологи К. Дэвис и Р. Тэйлор в своей книге «Дети и деньги» приводят несколько правил выдачи карманных денег:

– можно давать карманные деньги ребёнку с шести-семи лет;

– сумма должна быть разумной и увеличиваться с возрастом;

– маленьким детям деньги нужно выдавать еженедельно в определённый день, а подросткам можно выдавать деньги раз в месяц;

– выдача карманных денег не должна ставиться в зависимость от поведения и школьных оценок и не должна отменяться в качестве наказания;

– установленная сумма не должна увеличиваться под предлогом того, что ребёнок уже всё истратил;

– ребёнку нужно позволить тратить свои деньги по собственному выбору;

– у ребёнка должны быть обязанности по дому, которые он выполняет бесплатно.

Ежегодно (например, начиная со дня рождения) сумма карманных денег и обязанности ребёнка должны увеличиваться.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры