издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Шаг к профессии

Губернатор встретился с выпускниками Иркутского государственного медицинского университета

Сегодня в Иркутской области не хватает 2212 врачей. Если более обобщённо, то в регионе, площадью равном нескольким европейским государствам, специалистов с высшим медицинским образованием более чем в половину меньше необходимого количества. Причём с перевесом среднего и старшего поколения.

Причины острой кадровой недостаточности при наличии в Иркутске одного из ведущих на востоке страны медицинского вуза давно исследованы высоколобыми социологами и захлебывающимися в омуте больничных будней организаторами здравоохранения. Их много, этих причин, типичных не только для Иркутской области – для всех территорий, границы которых столь же бескрайни, как в Приангарье. Но едва ли не самая болезненная, словно связавшая в узел нити множества социальных и этических проблем современной России, всё-таки одна: слабый приток в практическую медицину «свежей крови». Остро не хватает, особенно на периферии, молодой силы, её интеллекта и энергии. Логично, что в разработанной с перспективой на 2020 год программе развития регионального здравоохранения вопрос о том, как спасти его от вплотную надвинувшейся старости, оказался чуть ли ни самым каверзным. Не ответив на который не достичь и амбициозной цели: сделать здравоохранение Приангарья одним из самых эффективных и привлекательных в Сибирском федеральном округе для врачей и научных работников – молодых специалистов и, конечно, для пациентов.

При этом нынешний министр – доктор медицинских наук, профессор Гайдар Гайдаров – человек не прекраснодушный. Он, в течение нескольких десятилетий возглавляющий кафедру организации здравоохранения в Иркутском государственном медицинском университете, жёсткий прагматик, замкам на песке предпочитающий конкретику реальных планов. Один из них он сформулировал так: «В течение ближайших пяти лет закрыть кадровую «дыру». Пусть не полностью, пусть процентов на 85. Если получится, значит, разработанная минздравом программа заработала».

Вот ради того, чтобы наконец что-то начало «получаться», минздрав недавно организовал встречу нынешних интернов, ординаторов, шестикурсников лечебного и педиатрического факультетов с главами муниципальных образований и главврачами более или менее крупных значимых лечебных учреждений, какие только есть в Иркутской области. Впервые чуть ли не за двадцать или даже больше лет периферия, крайне нуждающаяся в специалистах всех профилей, попыталась докричаться до без пяти минут врачей, обратившись не только к их разуму, но и к сердцу.

Актовый зал второго корпуса Иркут-ского медицинского университета в тот день был переполнен. В нём царила необычная атмосфера. Но не потому, что разговор с аудиторией, в своём большинстве ещё не расставшейся со студенческим билетом, был предельно откровенен и лишён даже малой дозы назидательности. А потому, что им, не успевшим начать самостоятельный путь, ничем на деле ещё не подтвердившим право на белый халат, отчётливо было дано понять: сегодня они – хозяева положения и поэтому вольны выбирать из десятка предложений то, что покажется наиболее привлекательным.

На что было похоже разворачивающееся действо? На аукцион, на кон которого выносилось социальное обустройство молодого специалиста, отдавшего предпочтение провинции? На ярмарку рабочих мест, любое из которых выпускник мог «зарезервировать» тут же и сразу – ещё до госэкзамена? Назовите как угодно. Важна была гарантированная каждому возможность выбора, подкреплённая очень даже неплохими материальными условиями. Один за другим обращались к залу главврачи районов и лечебных объединений. Подъёмные – чаще всего не ниже 100 тысяч рублей (Тайшет назвал сумму в 432 тысячи); в сельской местности земля (бесплатно) под хозяйство и дом или благоустроенное жильё в городе; заработная плата им, ещё не познавшим ответственности за пациента, конечно, разная, где-то до 40 тысяч в месяц, где-то скромнее, но нигде не ниже 20 тысяч. Наконец, учёба в интернатуре или ординатуре – за счёт лечебного учреждения, с которым (так же как с минздравом и вузом) заключается обязательный договор.

Одна подробность, не лишённая, как мне показалось, интереса: встреча с «почти врачами» началась спустя пару часов после завершения коллегии минздрава. На ней, в частности, открыто говорилось и о том, какими драматическими ситуациями чревато для периферии отсутствие неонатологов, хирургов, эндокринологов, окулистов, неврологов – и далее по списку всех узких специалистов, которых нет в штатных расписаниях районных, окружных больниц, не говоря уже об участковых «точках» и фельдшерско-акушерских пунктах. Никто из руководителей местных администраций и организаторов здравоохранения на территориях не покинул зал – для каждого из них был проведён открытый урок на избитую, но очень больную тему: чем достойнее условия существования, тем менее притягательны для молодого специалиста «огни больших городов».

Ну а «почти врачами» назвал собравшуюся молодёжь губернатор области Дмитрий Мезенцев, обозначив принципиально новый и очень важный этап её профессионального и гражданского мужания. Вчера – ещё студенты; завтра – дипломированные медики, отвечающие за чьи-то жизни; ну а сегодня, сейчас, в эти вот минуты, – повзрослевшие люди, решающие очень важный для себя вопрос: состоятся ли они как врачи и как личности.

Участие губернатора во встрече с выпускниками медицинского университета подчеркнуло её значимость. Поздравив всех, кто сидел перед ним в зале, с «профессиональным днём рождения», он обратился к молодой аудитории, как к достойной собеседнице: 

– Мы достаточно много говорим о прогнозе развития региона, о том, как представим стратегию развития на Байкальском экономическом форуме в сентябре этого года, – делился своими мыслями Дмитрий Мезенцев. – Сегодня с учётом кризиса и реальных возможностей бюджета мы должны показать, по каким направлениям пойдёт региональная экономика. Но, безусловно, нужно понимать, что любая стратегия делается для людей, которые живут в Приангарье. Этот принцип – делать для людей – и лёг в основу программы поддержки нашего здравоохранения… 

…С руководителями ряда муниципальных образований мы строим не один десяток малоэтажных комфортных домов для молодых специалистов и буквально через полтора-два месяца завершим такую работу в Аларском районе. 70% финансирования строительства взяла на себя областная казна, и только 30% средств – за муниципальными бюджетами… 

…В Иркутской области начала действовать в электронном варианте современная общероссийская медицинская библиотека, чей фонд обновляется каждый квартал. В минувшем году доступ к ней получили 2,5 тысячи врачей, в последующем почти 10 тысяч медиков обретут возможность ею пользоваться. Проект достаточно затратный, но правительство области пошло на него, понимая, как важно врачу, работающему на периферии, быть в курсе современной медицинской мысли…

…Наконец, главное. Признавая безусловное право молодых специалистов на достойную оплату их труда, на обустройство их быта и работы, я всё же хочу напомнить вам, почти врачам, о том, что никто не отменял такие базовые для вашей профессии принципы, как порядочность, честность, внимание к пациентам. Ведь никаких денег из бюджетов области, города или района не нужно для того, чтобы подойти к больному, улыбнуться ему лишний раз, поговорить с переживающими за него родными. Я хочу пожелать, чтобы у вас и на это хватало сил; чтобы не забывали о том, что от каждого из вас зависит социальный климат там, где вы живёте и работаете…

Встреча закончилась, но молодёжь не спешила уходить. Кто-то просто обменивался впечатлениями, кто-то подходил к главврачам из районов, чтобы уточнить какие-то детали, кто-то звонил по мобильнику родителям, делясь информацией и прося совета. Конечно, наивно полагать, что до всех до них, выпускников 2010 года двух ведущих факультетов Иркутского государственного университета, дошёл голос нашей сибирской провинции и все они как один тут же на её зов откликнулись. Но ведь это была всего лишь первая за несколько десятков лет их встреча с ней, притом – на расстоянии. И это был всего лишь первый шаг за черту, разделяющую студенчество и взрослую жизнь, в которой решение каждому придётся принимать, полагаясь на самого себя.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры