издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Коммунальные декларации

На исходе зимы по стране прокатилась волна митингов против неподъёмных тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Необоснованный их рост на 2010 год вызвал протесты населения, резкие замечания президента и правительства. Прокурорские проверки подтвердили нарушения тарифного регулирования в ряде регионов страны. По данным управления Генпрокуратуры РФ и СФО, факты установления муниципальными образованиями завышенных тарифов с превышением максимального индекса изменения платы граждан за коммунальные услуги в первом квартале 2010 года были выявлены в пяти регионах СФО, в том числе и в Иркутской области.

За тепло, горячее и холодное водоснабжение жители Приангарья теперь будут платить больше, чем в прошлом отопительном сезоне. Горячая вода «накипела» на 11,2%, холодная стала дороже на 13,4%, оплата за пользование сетевым газом  выросла на 1%, сжиженным – на 12%. «Как получилось, что  установленная норма годовых тарифов стала превышать годовую инфляцию, что в некоторых городах и посёлках тарифы оказались неправомерно завышенными?» – поинтересовался я у министра жилищной политики, коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи Иркутской области Петра Воронина.

– Тарифы утверждает служба по тарифам Иркутской области.  Есть такое понятие, как нормативы потребления тепловой энергии на 1 кв. м жилой площади. В прошлом году в Иркутске они оставались прежними. Что касается стоимости 1 Гкал, то она выросла в среднем по области на 11,2%.

При их установлении комиссия исходит из тех затрат, которые представляют энергосистема, другие службы. Эти затраты рассматриваются по утверждённым нормативам. Есть Закон «О порядке формирования тарифов», другие нормативные документы, которые чётко лимитируют порядок установления тарифов. Этим законом Федеральная служба тарифов определяет для каждого субъекта индекс увеличения стоимости жилищно-коммунальных услуг. Для нашей области он составляет на 2010 год 121,7%.

Другое дело, что нормы эти «корректировались» в муниципальных образованиях по-своему. К примеру, потребители посёлка Большой Луг Шелеховского района платили за 1 Гкал 433 рубля (2009 год), а села Хомутово – 1184 рубля. Почему жители Иркутского района должны платить гораздо больше, чем соседнего? То есть на каких-то территориях органы местного самоуправления постоянно занижали тарифы, держали их на самом дне, а сейчас получается, что в этих территориях увеличение тарифов не должно быть выше 25%. Справедливо ли, что в той же Подкаменке или Большом Луге стоимость 1 Гкал 499 рублей, в Иркутске – 697, а в Нижнеудинске – 1300 рублей? Отсюда и увеличение тарифов по ряду муниципальных образований выше установленного индекса. 

Это произошло в основном по северным территориям, где стоимость 1 Гкал была примерно на 100 рублей ниже, чем средняя по области. А в отдельных случаях, как, скажем, в селе Бубновка Киренского района, этот тариф составлял лишь 534 рубля, и это при том, что экономически обоснованный равен 4,7 тыс. рублей. Нечто подобное произошло и в Тулуне, где тариф составлял 697 рублей, а рядом, в Нижнеудинске, – 1300 рублей. А чем отличаются эти территории?

Отсюда и превышение установленных правительством РФ предельных 25%. Произошло это по территориям, где тарифы были ниже предельного индекса, установленного правительством РФ. К примеру, в 2006–2008 годах он равнялся для жителей поселений  16%. А если до этого времени в этих посёлках тарифы вообще не повышались, то законодательно их выше 16% повысить было нельзя.

Таких муниципальных образований, которые превысили планку, обозначенную правительством РФ в 25%, зафиксировано в области 50. Пятьдесят из 474 муниципальных образований первого уровня.   Как с ними поступить?

– Мы исполнили распоряжение правительства, – сказал Пётр Воронин. – Там, где было превышение тарифов, с 1 апреля их привели в соответствие с поручением президента по всем муниципальным образованиям. Суммарно оплата населения за отопление, горячее и холодное водоснабжение, содержание жилфонда не будет превышать 25%, хотя в отдельности какая-то услуга может и превысить эту планку, скажем, тепло – 30%, вода – 20%.  

И это объяснимо. Самая большая стоимость в общем объёме платежей – отопление. Особенно  для малых населённых пунктов. В Братске, Усть-Илимске, Шелехове, других городах с большой энергетикой плата за отопление в общем составе платежей меньше, чем в населённых пунктах, где централизованное отопление поставляют муниципальные теплоисточники. Данные шаги предприняты для выравнивания социального положения граждан, проживающих на территории Приангарья.

Наличие выпадающих доходов организаций коммунального комплекса очень серьёзно сказывается на проблемах  ЖКХ. Если экономически обоснованная стоимость 1 Гкал 1500 рублей, а потребители платят за неё 400 рублей, то кто-то должен возмещать недостачу. Эта недостача по прошлому году составила в Приангарье 2,5 млрд. рублей. За этим следовали процедуры банкротства, задержки с выплатой зарплаты, несвоевременное приобретение топлива, неоплата налогов, что, в свою очередь, снижает наполнение бюджетов всех уровней.

В общем, куда ни кинь – всюду клин. За полтора десятка лет реформирования ЖКХ, кроме ежегодного повышения тарифов, в коммунальной сфере мало что изменилось. Хотя суть реформы, как неоднократно заявлялось, не в повышении коммунальных платежей, а в сокращении издержек на эксплуатацию жилья. Дождёмся ли мы этого? Специалисты отвечают: «Дождёмся, когда по-настоящему займёмся модернизацией инженерной инфраструктуры, повышением качества услуг, экономией ресурсов».

Для создания прозрачных условий работы управляющих компаний  в области создано некоммерческое партнёрство управляющих многоквартирными домами  «Содружество жилищно-коммунального хозяйства», которое в декабре прошлого года получило статус саморегулируемой организации (НП СРО). 

– На данный момент в её составе 40 управляющих компаний из Ангарска, Братска, Иркутска, Шелехова, Усолья-Сибирского, Байкальска и других, – рассказывает директор НП СРО Михаил Дамешек. – Основная наша задача – создать нормальные отношения между жилищными организациями и потребителями, повысить качество услуг, сделать всё, чтобы жильё обслуживалось не фирмами-однодневками, а надёжными предприятиями.

Для этого сейчас разрабатываются единые правила игры, единые стандарты деятельности управляющих компаний. Планируется также выпуск единого информационного источника под эгидой министерства ЖКХ Иркутской области, в котором будут разъяснять жителям их права и обязанности, как и в какой форме обращаться за помощью к обслуживающей дом компании, другие актуальные вопросы де-

ятельности организаций. Преимущество СРО в том, что поменяется система контроля и ответственности обслуживающих компаний. Их работа станет прозрачной, снизится степень давления государства и чиновников на свободные рыночные отношения, заработает механизм внутрикорпоративного разрешения конфликтов.

– Михаил Львович, недовольство жителей Иркутска вызывает главным образом рост цен на коммунальные услуги и непрозрачность платежей. Здесь что-то намечаете сделать?  

– Не секрет, что рост цен на ЖКУ в области происходит ежегодно, но жители должны ясно понимать, в какой пропорции это увеличение происходит. Если взять стандартную квартиру, то жилищные услуги на неё составляют лишь 22% от общей суммы квартплаты. Эти деньги  поступают в управляющую компанию на содержание дома. Остальные 78% – это коммунальные услуги: плата за отопление, горячую воду, водоотведение, которыми управляющая компания не распоряжается. Самостоятельно также устанавливает тариф на вывоз мусора МУП «Спецавтохозяйство». Что касается  роста тарифов по Иркутску (10–11%), то он сопоставим с уровнем инфляции.

– Много нареканий у людей на отсутствие детальной расшифровки по платежам, люди не знают, за что платят.

– Мы приняли решение, что с мая такие расшифровки будут предоставляться в бухгалтериях управляющих компаний, а в последующем  и в банках.

Если жильцы не согласны с какими-то тарифами, они вправе обратиться в управляющую компанию, где им рассчитают перечень услуг, которые они хотят получать. И ещё. Жилищные услуги подразделяются на две категории: содержание мест общего пользование и текущий ремонт. В них входит вывоз мусора, уборка придомовой территории и подъездов, подготовка дома к зиме, остекление и текущий ремонт подъездов… Если жители надумали от чего-то отказаться, надо снять услугу на общем собрании жильцов, принести протокол в управляющую компанию, и вам сделают перерасчёт. К примеру, можно отказаться от уборки подъездов и мыть их собственными силами, но вот от вывоза мусора на загородный полигон твёрдых бытовых отходов, наверное, отказываться нельзя. Иначе весь город может превратиться в подобный полигон. Либо возможен обратный вариант: когда жители хотят, чтобы подъезд, к примеру,  мылся два раза в день и был украшен живыми цветами, то, соответственно, за эту услугу платить нужно больше.   

Михаил Дамешек подчеркнул, что залогом успешной работы коммунальной сферы являются конкуренция, максимальная стабильность и предсказуемость. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры