издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бунт в воздушном пространстве

Акции протеста диспетчеров никто не испугался

  • Автор: Лариса ШЕЛЕХОВА

С понедельника иркутские авиадиспетчеры включились в общероссийскую акцию протеста. Её поддержали уже более 35 городов по всей стране. Такого продолжительного протеста сотрудники филиала «Аэронавигация Восточной Сибири» ещё не припомнят. Раньше, когда диспетчерам было разрешено голодать или объявлять забастовку, требования профсоюзов выполнялись быстрее. Теперь позволены только круглосуточное собрание и ограничение в приёме пищи. Акция, утверждают протестующие и их начальство, никак не влияет на работу аэропорта, пассажиры находятся в безопасности. «Из-за протеста диспетчеров лететь не боюсь», – подтвердил нам иркутянин, которому предстоял утренний рейс до Москвы.

Отказ от деликатесов

Сергей Задерака встречает нас в тапочках. К моменту нашего приезда он находился там четыре дня. Для председателя профсоюза офисный центр на Ширямова, 36, уже как дом родной: с понедельника здесь проходит акция протеста авиадиспетчеров и радиотехников Иркутского филиала «Аэронавигация Восточной Сибири». 

– Сначала нас поддержали 30-40 человек. Сейчас вместе с радиотехниками нас около двухсот. Поскольку работа у нас сменная, здесь всех сразу не увидите. Сейчас в зале, наверное, не больше полусотни сотрудников. Города области нас пока не поддержали: давление центра, сложности с организацией протеста. Так что они не могут выступить, как мы, а лишь информируют СМИ. 

В помещении, где расположились протестующие, расставлены лавочки, для ночёвки – несколько надувных матрасов. Впрочем, на ночь здесь остаются не больше 15 человек: спальных мест не хватает, да и диспетчеры тоже люди – у многих дом, семья. Чтобы отслеживать последние новости, в зале поставили принтер и ноутбук. На столах только бутылки с минералкой и газировкой. Сергей Задерака говорит, что акция проводится в форме круглосуточного собрания с ограничением приёма пищи. Но по питанию жёстких ограничений не установлено. Каждый сам определяет для себя эту меру.

«Это не голодовка в полном её понимании», – уточнил он. 

– От чего отказались? – спрашиваю у двух мужчин внушительного вида. 

– От деликатесов! – пошутил один.

– От насущной пищи, – ответил другой.

Глядя на них, решила, что нет причин им не верить.

Прыжок – попытка улететь

В четверг диспетчеры ждали в гости гитариста Александра Сагу. Протестующие мирно расселись по лавочкам перед концертом. 

Понять, чего именно добиваются протестующие, оказалось непросто

– А вы в чём себя ограничили? – спрашиваю у рядом сидящего диспетчера. 

– Просто стал меньше кушать. Но когда иду на работу, должен нормально питаться и отдыхать, иначе не пройду предстартовый медицинский контроль – проверку состояния глаз, давление и так далее. За время протеста пока никого от работы не отстранили. Мы за то, чтобы  не прекращать движение и не ущемлять права пользователей  воздушного пространства. А это ведь не только пассажиры самолётов. Вот, скажем, вы захотите пустить фейерверк выше 50 метров, тоже будете пользователем. Пойдёте подавать заявочку на разрешение. Всё по-взрослому. Или, к примеру, подпрыгнули – тоже воспользовались воздушным пространством. Хотя, конечно, на это специального разрешения не надо. 

Пока ждали Сагу, выяснилось, что протестующего зовут Александр Галыгин, он работает диспетчером в Иркутске с 1977 года. В акции принимает участие уже не первый раз. Говорит,  в своё время и голодовка была, и забастовка. Диспетчеры требовали индексации зарплаты и отставки руководителя головной организации. Все их условия руководство тогда выполнило, хотя, «как обычно, просили больше – получили меньше». Чего авиадиспетчеры хотят добиться на этот раз, понять было трудно. Из настенных плакатов следовало, что протестующие требуют пересмотреть коллективный договор и главное – «отправить обратно в армию» генерального директора «Аэронавигации» Валерия Горбенко. 

– Раньше он возглавлял филиал в Ростове-на-Дону. Ростовчане первыми начали протест. «Верните генералов на службу в армию» – это мы имеем в виду Горбенко. Он генерал-лейтенант. И стиль руководства армейский – «упал-отжался». Если не нравится – свободен. При его руководстве неоднократно нарушалось трудовое законодательство. Например, с мая 2009 года не индексировалась заработная плата. Но основная наша претензия заключается в том, что по условиям нового коллективного договора на 2010-2013 годы работодатель имеет право изменить его в одностороннем порядке. Сам договор был подписан без участия первичных организаций Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России. 

Диспетчеры продолжают протестовать даже во сне

Галыгин показывает мне пояснительную записку к обращению диспетчеров, адресованному Путину и Медведеву. Читаю: «Коллективные договоры значительно ухудшают условия труда работников, существовавшие до 1 апреля этого года». В чём именно, не уточняется. И далее по тексту: «Негативный опыт подобных коллективных договоров и  их последствия имели место в декабре 2002 года, когда дважды в течение месяца авиадиспетчеры  проводили голодовки более чем в 50 городах России. И лишь подписание соглашения о повышении работникам заработной платы на 30% с 1 марта 2003 года остановило дальнейшее разрастание протестных действий работников». 

– В этот раз будем ждать, пока выполнят. Акция бессрочная. Хотя понятно, что сейчас остановка движения не грозит и вряд ли к нам прислушаются в ближайшее время, – заключил Александр Галыгин. 

Протестовать, так с музыкой

Александр Сага начал выступление с того, что присоединился  к протестующим. «Я отказался от работы в областной филармонии, других государственных структурах. Считаю, что это организации, где невозможен профессиональный рост. Государственная система не может быстро меняться, – сказал в предисловии Сага. – Меня сюда позвал мой друг Олег Егоров, один из диспетчеров. Я приехал, чтобы как-то вам помочь. Думаю, многие музыканты присоединились бы, если бы их позвали». Гитарист начал импровизированный концерт. Сергею Задераке слушать музыку было некогда, он суетился в коридоре.

С сухого пайка и воды диспетчеры обещают «слезть» только после выполнения их требований

– Многие недоумевают, почему протестуют диспетчеры, у них ведь и так зарплаты большие, – говорю. 

– Вы какой информацией о зарплатах пользуетесь? Из СМИ про 91 тысячу? Это неправда. У меня, диспетчера первого класса, зарплата со всеми выслугами, максимальными накрутками 62 тысячи рублей. Это ещё учитывая, что северная районная надбавка у нас равна 30% оклада. Работа ответственная, стрессовая, находится в числе самых вредных. Представьте, какая психофизиологическая нагрузка, когда диспетчер координирует самолёты, в каждом из которых по 100–300 человек, – отвечает он. – Думаете, молодёжь рвётся на такую работу? У нас смена ещё как-то подготовлена, а, к примеру, на Урале или юге страны авиадиспетчеры все великовозрастные, большинству по 40–45 лет. В 50 лет они уже пойдут на пенсию. 

В доказательство сказанного Сергей Задерака подводит молодого авиадиспетчера Дениса Давыдова. Ему 24 года, стаж работы – 2 года 6 месяцев. «На руки» Денис получает 30–33 тысячи рублей и про зарплаты, стремящиеся к 90 тысячам рублей, не слышал. 

– Но профессию всё равно менять не собираюсь. С детства хотел работать диспетчером. У меня отец трудился диспетчером, пока здоровье позволяло. Так что буду продолжать династию.

Небо в алмазах 

«Низкокалорийная диета может положительно сказаться на состоянии сотрудников при сидячей работе», – поддержал в пятницу протестующих заместитель директора по экономике и финансам Иркутского филиала «Аэронавигация Восточной Сибири» Сергей Сороковиков. И это единственная позиция, по которой начальство согласилось со своими подчинёнными. «Те, кто присоединился к всероссийской акции протеста, объявляют, что не согласны с коллективным договором, хотя самого документа не читали. Кроме того, в договоре отсутствует пункт, по которому работодатель может в одностороннем порядке изменить одно из условий документа», – заявил чиновник. 

По словам Сороковикова, коллективный договор на 2010–2013 годы не претерпел существенных изменений. К примеру, из документа исчезла возможность брать «по эмоциональному состоянию» трёхдневный отпуск без содержания: за пять лет ей не воспользовался ни один из сотрудников, заверил Сороковиков. Ещё одно изменение –  теперь в договоре предполагается  доплата только за четвёртый уровень авиационного английского языка (ICAO). Кроме того, в новом документе две маленькие индексации зарплаты заменены на одну большую. В целом «Аэронавигация» демонстрирует высокую лояльность к своим сотрудникам, полагает начальник Иркутского филиала предприятия Александр Кротов. В качестве примера он рассказал, сколько денег «Аэронавигация Восточной Сибири» потратила в 2009 году на своего сотрудника, который переехал работать в Иркутск. Со всеми выплатами, компенсациями и субсидией на санаторно-курортное лечение получилось более 1,6 млн. рублей. 

Пока журналисты завидовали безымянному диспетчеру, Сороковиков уточнил, что начальство обижает даже не само выступление подчинённых, которое проходит в рамках закона, а то, что протестующие «говорят неправду». «Многие из них согласились на протест по принципу «мужики пошли – и я пошёл», – сказал Сергей Сороковиков, но подчеркнул, что «филиал работает в нормальном режиме, протест никак не повлиял на производственный процесс». 

Для многих акция протеста авиадиспетчеров осталась незамеченной. А те из пассажиров, кто знал о ней, не очень-то беспокоились об этом. «Лететь не боюсь, – признался нам иркутянин, которому назавтра предстоял утренний рейс до Москвы. – Настораживает другое: самолёты у нас как-то давно не падали, хотя раньше это происходило с периодичностью в три-четыре года. Но надо сказать, случалось это не по вине диспетчеров».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры