издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мобильные мошенники

Что бы полезного человечество ни придумало, оно тут же найдёт, как это применить во вред. Ещё лет пятнадцать назад мобильные телефоны были роскошью, доступной единицам, а стоило сотовой связи несколько лет спустя стать повседневным средством общения, как буквально на следующий день нашлись ушлые типы, изыскавшие способ, как на этом заработать. Сейчас всё чаще и подробнее говорят об смс-мошенничествах, хотя глупо так сужать спектр хитрых штучек, с помощью которых быстро и цинично можно выкачать немного наличности у доверчивых простаков.

Частный случай 

В понедельник, 19 апреля, около одиннадцати часов утра иркутянке Наталье Трифоновой позвонили на мобильный. 

– Мама, я попал в аварию, мне нужно откупиться от ментов, срочно привези пятьдесят тысяч, я скажу куда, – истерически кричал мужской голос. «Мамой» её мог называть только единственный сын Андрей, а в панике Наталье Иннокентьевне не пришло в голову, что на сыновний голос звонившего не очень-то и похож, а номер какой-то совершенно незнакомый. Ничего умнее, чем перезвонить на «02» и спросить, что случилось с её сыном, она не могла придумать. В дежурной части ответили, что первый раз слышат об аварии с участием Андрея Трифонова. Только тогда она догадалась перезвонить на сотовый сыну.

– Мам, какая авария – мы с тобой расстались полчаса назад. Я был в офисе, никуда не собирался, и машины у меня вовсе нет, – ответил ей сын. – Подумай сама – если бы у меня были проблемы с милицией, я бы или сам их решил, или подтянул друзей, но ни в коем случае не стал бы звонить тебе и просить деньги.    

– А может, ты напился и на такси попал в аварию! – с чисто женской логикой ответила Наталья Иннокентьевна. Андрей, который работает генеральным директором фирмы «Аудит компьютерных систем», занимающейся компьютерной безопасностью, и поэтому с мошенниками знаком  не понаслышке, «пробил» номер звонившего – это оказался таксофон в Свердловском районе. Андрей сам рассказал эту историю, узнав, что я интересуюсь случаями мошенничества с сотовыми телефонами.

– Думаешь, специально под тебя подделывались, голос изменяли? – полюбопытствовал я. 

[width=»45%»]
– По нашему опыту мы можем сказать, что номера выбираются произвольно или просто по порядку. Например, у нас есть тестовые телефоны, которые, по сути, никому не принадлежат, на них также приходят подобные СМС, – объяснили «Иркутскому репортёру» в компании «Билайн-Иркутск». 

– Нет, конечно, – уверенно ответил Андрей. – В таких случаях обычно набирают случайные номера, не называют имён, а обращаются нейтрально, в зависимости от возраста. 

Московские коллеги по компьютерной безопасности рассказывали Андрею, что сейчас самый распространённый способ «мобильных» мошенничеств в столице связан с богатыми студентами. В вузах Москвы есть писаное правило – выключать сотовые телефоны на занятиях. Мошенники создают устойчивую группировку из трёх-четырёх человек, которые находят богатых студентов, приехавших учиться из глубинки. Проще всего их вычислить по дорогим машинам. В идеале у них стараются выкрасть сотовый, но и без этого обходятся – узнают разными путями номер родителей. Когда студенты отключают телефон на лекции, мошенники звонят и безумным голосом торопливо рассказывают легенду: попал в аварию, разбил чужую дорогую машину, а чтобы не завели уголовное дело, нужно откупиться от милиции, оплатить ремонт, починить собственную «тачку». 

– Родителям это может стоить от пятидесяти до ста тысяч долларов, – рассказал Андрей Трифонов. – Кстати, замечено, что волнами вся эта дрянь докатывается из центра до нас, поэтому можно уверенно предположить, что скоро и в Иркутске так будут «бомбить». Но в провинции нравы попроще, а люди победнее, поэтому стоить «развод» может столько же, но в рублях…

Операторы не дремлют 

«Иркутский репортёр» обратился к трём операторам сотовой связи с вопросом, как у них складываются отношения с мошенниками, которые, можно предположить, сильно портят им репутацию.

– Наблюдается устойчивая тенденция увеличения случаев мошенничества  с использованием средств мобильной связи. Это выход на большую аудиторию, где существует довольно высокий процент быть услышанным, – определил, что такое собственно смс-мошенничество, Александр Морозов, начальник службы по гарантированию доходов и управлению фродом Дальневосточного филиала ОАО «Мегафон». – Одним из распространённых видов такого мошенничества является поступающее абоненту с неизвестного номера сообщение с просьбой «перезвонить», положить деньги на «этот номер», отправить смс с определённым текстом, как правило, обнуляющим баланс абонента, или смс-просьба от незнакомого человека вернуть ему деньги, якобы случайно переведённые на ваш собственный баланс. 

Ирина Каратуева, старший специалист по внешним коммуникациям ОАО «ВымпелКом», рассказала, что часто абонентам звонят или присылают смс, в которых сообщают приятную новость: «Поздравляем, вам повезло! Радиостанция проводит акцию, и на номер вашего телефона выпал приз!». «Когда всё идёт по плану мошенников, то способ, который я бы назвала «розыгрыш», имеет типовую развязку. Звонивший «благодетель» предлагает «счастливчику» всего лишь оплатить почтовые расходы – купить карту экспресс-оплаты, например на тысячу рублей, и активировать её на телефон «радиостанции». И до сих пор находятся люди, принимающие «игру» за чистую монету». 

Пока телефоны молчат, преступники работают

Все знают о телефонных мошенниках, но когда человека застают врасплох, когда даже чужой голос кажется знакомым, эмоции берут верх, это психология. Родные начинают лихорадочно соображать, как помочь. Но всё же при разговоре надо пытаться выяснить как можно больше деталей о случившемся: где произошло, как, кто ещё присутствовал, поинтересоваться фамилией сотрудника ГАИ. 

Если мошенник почувствует, что вы слишком много хотите знать, он прекратит разговор. Дальше стоит любыми способами перепроверить то, что прозвучало по телефону. Перезвонить самому «попавшему в беду», на его работу, знакомым, другим родственникам. Если сообщили о дорожно-транспортном происшествии, то можно перезвонить в дежурную часть, справиться, была ли такая ситуация на дороге. Скорее всего,  деньги собирать не придётся. А ещё лучше, если жулик придёт в условленное место, а его там встретит не бабушка, а сотрудники уголовного розыска.

На сотни телефонов поступают неприятные сообщения на ту же «бедственную» тему: «У меня проблемы. Помоги. Если мой телефон заблокирован, перешли на этот номер семьдесят рублей». Да, теперь просят не тысячи, а не более сотни. Эсэмэски «кричат» о помощи, и родственники, знакомые переводят деньги. Таким способом жулики могут собрать до тридцати тысяч рублей. Чаще всего на фиктивные смс с просьбой перевести деньги на счёт откликаются немолодые люди. Им кажется, что их номер могут знать только близкие, они не подозревают, что такие рассылки идут от жуликов в массовом порядке по принципу частой сети. Но и это не все мошеннические операции. 

Если просят набрать комбинацию цифр с символами «звёздочка» или «решётка», стоит насторожиться. Чтобы не стать жертвой мошенников, надо проверять любую нежданную и неожиданную информацию, пришедшую на ваш телефон. Тем более если речь идёт о какой-то, пусть даже незначительной, сумме. 

– На какую сумму мошенники могут «нагреть» доверчивых ротозеев?

[width=»45%»]
– Мы не устанавливаем размеры прибыли мошенников. Чаще всего абоненты жалуются на потерю небольших сумм. Бывают азартные участники лотерей, о которых они узнают из смс, тогда суммы ущерба бывают более существенными. В позапрошлом году «Билайн» совместно с администрацией города, а также Отделом «К» ГУВД проводил «круглый стол» на тему «Мобильная грамотность». Представитель ГУВД Виктор Хомколов называл приблизительные прибыли мошенников. Цифры были внушительными. Отобрав по 100 рублей у тысяч обманутых, можно получить миллионы.

– Это вопрос не к оператору, а к Отделу «К» ГУВД по Иркутской области, – ответила Ирина Каратуева. – Мы не устанавливаем размеры прибыли мошенников. Чаще всего абоненты жалуются на потерю небольших сумм. Бывают азартные участники лотерей, о которых они узнают из смс, тогда суммы ущерба бывают более существенными. В позапрошлом году «Билайн» совместно с администрацией города, а также Отделом «К» ГУВД проводил «круглый стол» на тему «Мобильная грамотность». Представитель ГУВД Виктор Хомколов называл приблизительные прибыли мошенников. Цифры были внушительными. Отобрав по 100 рублей у тысяч обманутых, можно получить миллионы.

Между тем заместитель начальника Отдела «К» Виктор Хомколов не нашёл времени, чтобы пообщаться с «ИР» на тему смс-мошенничеств.

– Суммы, добытые мошенниками,  могут быть самыми различными, нередко они доходят до нескольких тысяч рублей. К примеру, один из выигравших «приз» абонентов перевёл на номер мошенников около 5 тыс. рублей с помощью активации карт экспресс-оплаты, – добавляет Александр Морозов.

Вас набирают наугад 

Самый болезненный вопрос для операторов – сотрудничество с органами правопорядка. Например, в компании «БайкалВестКом» поясняют, что выявленные ими прецеденты  смс-мошенничества всегда направляются для дальнейшей проработки в правоохранительные органы. Однако в данном направлении они призывают  к большей активности по сотрудничеству с правоохранительными органами и самих пострадавших абонентов.

Пожалуй, это общая точка зрения всех операторов.

Чтобы избавить нас от преступников, использующих мобильные телесистемы, нужно, по большому счёту, запретить сотовые телефоны

– Мы оперативно отвечаем на все запросы ГУВД, – отметила Ирина Каратуева. – Здесь нужно учесть тот факт, что для нас главная ценность – безопасность клиентов. Поэтому мы не разглашаем никакой информации о своих абонентах без предъявления правильно оформленных законодательных актов. Тем не менее мы стараемся поддерживать правоохранительные органы в борьбе за безопасность граждан оперативностью реагирования на те или иные запросы. Например, на моей памяти был случай, когда пропал человек и его местонахождение можно было определить по телефону. Поздно вечером мы получили официальные документы от прокуратуры и смогли в ту же ночь отреагировать на призыв милиции помочь в поиске.

А вот звонят мошенники обычно не адресно, а наугад. Совсем не обязательно знать конкретные номера абонентов той или иной компании (а уж тем более какой это абонент – корпоративный или просто физическое лицо). Рассылки делаются на диапазоны номеров, выделенных для сотового оператора в конкретном регионе. Такую информацию можно легко получить из Интернета. Кроме того, в продаже нередко появляются украденные базы операторов.

– По нашему опыту мы можем сказать, что номера выбираются произвольно или просто по порядку. Например, у нас есть тестовые телефоны, которые, по сути, никому не принадлежат, на них также приходят подобные СМС, – объяснили «Иркутскому репортёру» в компании «Билайн-Иркутск». 

– Неужели нельзя поставить на смс-мошенничества и вообще на мусорные рассылки какие-то фильтры?

– Бороться со спамом крайне тяжело. Отчасти по той причине, что не существует эффективной методики определения по тексту сообщения, спам это или  «нормальное» сообщение, – объясняет специалист по связям с общественностью ЗАО «БайкалВестКом» Наталия Успанова. – Просто невозможно на 100% искусственным интеллектом это отслеживать. Как минимум  это означает «прощайте, поздравительные смс» – с Новым годом,  8 Марта,  Пасхой. иии

Их рассылают массово, но ведь мы же не относим себя к спамерам и не попадаем под определение смс-мошенничества. Даже если бы спам-фильтры у сотовых операторов имелись, в силу их невысокой эффективности заметная часть спам-сообщений всё равно будет доходить до абонентов. И в этом плане необоснованно высокой выглядит для компаний цена разработки и реализации ПО по борьбе с смс-спамом в сетях операторов.

Интернет-интервенты

Как правило, телефоны мошенников зарегистрированы за пределами области – безопаснее «разводить» абонентов из других регионов, не так оперативно могут быть предприняты меры по пресечению мошеннических действий. Можно утверждать, что вся Россия «поделена» преступными группировками на «зоны влияния»,  а мобильное мошенничество – это не баловство малолеток, а серьёзный криминальный «бизнес», что признаётся и МВД РФ. К примеру, абоненты «Мегафона» в Дальневосточном регионе в основном «страдают» от мошенников Поволжья.

Одна из сотовых компаний любезно поделилась с «Иркутским репортёром» информацией о любителях поживиться за счёт доверчивых абонентов. С номера  оператора «НСС», Нижегородская область, отправлялись смс с просьбой положить 600 рублей – якобы ребёнок в больнице. C номера «Мегафона» в Самарской области приходила смс-рассылка от «АвтоВАЗа» о выигрыше автомобиля. Приходили смс с номера МТС (Марий Эл) с текстом: «Я лежу в больнице, пополни счёт, потом всё объясню». Приходило сообщение с номера МТС  в Смоленской области с текстом: «Мама, положи мне денег на номер ***. Мне не звони, телефон украли». 

Надо отметить, что эти смс совершенно типовые – сообщения с просьбами положить денег на счёт телефона или о выигрыше «Лады Приоры», домашнего кинотеатра и даже денежного приза в 127000 рублей приходили в Иркутск с номеров, зарегистрированных в Республике Коми, в Самарской, Новосибирской, Челябинской областях.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры