издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Провели время

Иркутску подкрутят стрелки

Правительство России обиделось на время. «Эффективно управлять» в девяти часовых поясах нет никакого желания. Надо «ужать» Россию до пяти поясов, заявил на прошлой неделе первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов. Якутские власти тут же вышли со встречным предложением – сохранить за Южной Якутией шесть часов разницы с Москвой. И попутно «зацепить» в этот пояс в том числе и Иркутскую область с Бурятией. У нас есть и альтернативный проект – уход на красноярское время. По каким часам жить лучше, разбиралась ЮЛИЯ ПЕРЕЛОМОВА.

Всё началось в 2009 году с Послания Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию. Президент вдруг объявил, что стране нужно сократить часовые пояса. Уже в марте 2010 года было объявлено о старте первого этапа реформы. Удмуртия и Самарская область стали жить по Москве. И сейчас в московской часовой зоне 52 западных региона России.  А Камчатка и Чукотка присоединились к Магадану. В результате часовых поясов стало не 11, а девять. И хотя полночь в Петропавловске-Камчатском по-прежнему полночь, ни камчатского, ни самарского времени больше не существует. Второй этап реформы может грянуть уже нынешней осенью. Институт географии РАН и федеральные чиновники взяли тайм-аут на лето и готовы представить пакет законов о новых часовых поясах на осеннюю сессию Госдумы. Что в этом пакете будет, можно только гадать. В начале апреля появилась информация, со ссылкой на Институт географии РАН, что Россию «сократят» до шести часовых поясов. Как оказалось, это не предел. 30 апреля первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов рассказал, что уже есть идея сделать пять поясов. 

Полдень в Иркутске наступает совсем не в полдень, напомнил Сергей Язев

И тут же посыпались предложения. Глава правительства Якутии Егор Борисов заявил, что хотел бы к  Южной Якутии (MSK+6) присоединить Амурскую область, Хабаровский, Приморский края, а заодно и Приангарье с Бурятией. А за несколько недель до этого Иркутскую область уже «приписали» к Красноярскому краю вместе с Бурятией и Читой. Итак, Иркутская область на распутье – четыре против шести. 

Но давайте по порядку. Откуда вообще в России взялись эти 11 поясов? Из Лондона, от Гринвичской обсерватории, через ось пассажного инструмента которой проходит нулевой меридиан нулевого часового пояса. Как рассказал «Иркутскому репортёру» директор астрономической обсерватории Иркутского госуниверситета Сергей Язев, от Гринвича земной шар поделили на 24 пояса. В пределах каждого пояса «уложился» примерно один час. На самом деле, конечно, не точный час, потому что границы поясов провели не точно по меридианам. Если бы по меридианам – максимальная ошибка на границах по сравнению с астрономическим временем  составила бы плюс-минус полчаса. Реальная максимальная ошибка несколько больше – до сорока минут, но для обычных, административных нужд такая условная точность вполне достаточна. 18 февраля 1919 года декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР «О введении счёта времени по международной системе часовых поясов» страна была разделена на 11 часовых поясов. Со второго, считая от Гринвича, и по двенадцатый. Таким образом, у Москвы разница с Гринвичем – два часа, у Иркутска – семь. Но мы считаем, что не семь, а восемь. Почему? А узнаете, когда дочитаете статью до конца. 

Встать. День идёт

Шутки чиновников с российским временем смущают учёных. Потому что в попытке получить улыбку президента политики теряют берега. К примеру, депутат Заксобрания Приморья профессор Геннадий Лазарев не стал скупиться и предложил сократить разницу между Москвой и Владивостоком почти в два раза – с семи до четырёх часов. «А речь идёт о продолжительности жизни, психическом здоровье людей, – говорит директор Восточно-Сибирского филиала Всероссийского научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений (ВС ВНИИФТРИ) Виктор Егоров. – 11 часовых поясов России более-менее соответствуют действительному астрономическому времени. Некий произвол в пределах часа или двух, может быть, не так чувствителен. Но радикальное сокращение может грозить как хроническим недосыпанием, так и тем, что люди будут вынуждены спать, когда природа им предписала бодрствовать. Нет ничего хорошего, если на часах будет восемь утра, а по астрономическим часам – полдень. Людям придётся кончать работу  ночью. Опыт показывает, что с природой воевать бессмысленно и бесполезно. В моём представлении, издержек будет гораздо больше, чем приобретений». 

Открытка с часовыми поясами, изданная в начале 20 века в Нидерландах. Время указано относительно Амстердама

«Возможно, что с экономической или какой-то политической позиции такое сокращение и нужно, я специально не изучал проблему, – сказал и.о. директора Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН Виктор Плюснин.  – Но, к примеру, если объединить Иркутск, Красноярск и Читу, как нам уже предложили по одному из вариантов, то вы представляете, когда людям в Чите нужно будет вставать на работу? Я вам напомню – простой перевод на один час вперёд или назад сказывается на удоях коров». В 50-х годах американские биологи поймали около дюжины устриц в гавани Нью-Хейвел и увезли за тысячу миль, в другой часовой пояс, в Северо-Западный университет в Иллинойсе. Устрицы сумели перестроиться на новый часовой пояс только через месяц! А теперь представьте, насколько человеческий организм сложнее устрицы. Не говоря уже о том, что устриц просто перебросили туда, где солнышко встаёт раньше. А человеку предлагают принять формулу: «Сейчас  день, хоть солнышко не встало». Это грозит поломкой внутренних биологических «часов». 

Одна из версий деления России на пять часовых поясов, опубликованная на портале http://www.ptr-vlad.ru/. В этом случае Красноярску плюсуют один час, а Иркутская область остаётся в своём времени

Сторонники сокращения часовых поясов говорят об «управленческих, логистических, коммуникационных и геополитических» выгодах. «Они, конечно, пересчитываются и в денежном эквиваленте», – заявил в интернет-интервью Ленте.ru заместитель директора Института географии РАН Аркадий Тишков. Правда, пока эти цифры так и не озвучены. «А не проще ли изменить режим работы Кремля и Госдумы? Если они будут «эффективно управлять» с четырёх ночи до 13 часов по московскому времени, то успеют со всеми регионами поработать», – заявил один из интернет-пользователей. 

«Я, если честно, не понимаю, к чему эта затея? – удивляется заместитель директора Института земной коры СО РАН профессор Кирилл Леви. – Нет внятного экономического обоснования. Нам что, выгоднее станет звонить по телефону? Есть международная система часовых поясов, отсчитываемая от Гринвичского меридиана. И она имеет совершенно ясное природное обоснование». Аркадий Тишков напомнил: Китай при пяти часовых поясах имеет один, США при восьми – шесть. Один пояс в Бразилии, Норвегии, Афганистане, Индии. «Но мы находимся в северном полушарии, – отметил Кирилл Леви. – И радикальное сокращение часовых поясов в США, к примеру, не предпринимают. Почему? А потому что «завязка» биосистем на смену световых режимов здесь сильнее, чем в той же экваториальной Африке. У нас света не хватает». 

Идея пятичасовой России, предложенная Игорем Шуваловым, пока не находит отклика в сердцах учёных. Даже Аркадий Тишков заявил, что речь может идти о шести-семи часовых поясах (Московском, Уральском, Западно-Сибирском, Красноярском, Иркутско-Якутском, Владивостокском, Магаданско-Камчатско-Чукотском). И уменьшать ещё уже нельзя. 

В общем, сокращать всё равно будут. И надо решать – какой вариант для Иркутска лучше? Красноярский или якутский?

Полдень после обеда

Профессору Кириллу Леви не нравится затея с сокращением часовых поясов

Помните загадку: почему Иркутск от Гринвича не в семи, а в восьми часах? Многие уже догадались – лишний «декретный» час. Декретом Совнаркома 16 июня 1930 года были отменены переходы на летнее и зимнее время, но отменены неграмотно – в период, когда лишний, летний, час был прибавлен. А осенью этот летний час, в соответствии с декретом, назад не «отмотали». В результате летний час остался навсегда, став «декретным». И прибавился один лишний час. Москва «убежала» от Гринвича на три часа, Иркутск – на восемь. 

– Обратите внимание, когда в течение дня в Иркутске самые короткие тени. Думаете, в полдень? Как бы не так, – говорит Сергей Язев. – До появления «декретного» часа солнце в Иркутске выше всего стояло в 12 часов 5 минут. С этим часом – в 13 часов 5 минут. А когда добавляется летний час – в 14 часов 5 минут. От настоящего нашего астрономического времени мы летом убегаем на два часа, зимой – на час. А вот если сбудется мечта Якутии, мы перейдём в девятый часовой пояс плюс шесть часов от Москвы. Разница с астрономическим временем будет летом уже на три часа. Другое дело, если нас присоединят к Красноярску. Тогда Иркутск подвинется ближе к своему естественному астрономическому времени. Солнце будет зимой стоять выше всего в 12 часов, летом – в час дня. В принципе, я против сокращения количества часовых поясов, поскольку для таких больших регионов это неоправданно. Ну, будет у нас с Красноярском одно время. Семь утра, к примеру. На востоке Иркутской области светлым-светло, на западе Красноярского края – тьма кромешная. Но сокращение поясов в сторону Красноярска, как ни крути, Иркутской области выгодно. Наше время станет ближе к астрономическому, а именно по нему живёт вся биосфера планеты. Кроме людей, которые сами взялись зачем-то регулировать время.…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры