издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Юность на коньках Александра Межуева

Тренер фарм-клуба первой лиги «Байкал-Энергия-2» Александр Межуев в региональном хоккее с мячом персона известная. Под его руководством ребята 1986 года рождения завоевали «бронзу» на Кубке мира, команда 1987 года стала чемпионом России, а женская сборная два раза была второй на международных соревнованиях. О том, как увлечение становится профессией, почему в иркутском хоккее так много легионеров и как это – стать второй раз отцом в 40 лет, Александр Межуев рассказал ЕЛЕНЕ ЛИСОВСКОЙ.

– На коньки меня поставил старший брат, который занимался хоккеем. Это случилось, когда я ещё в школе не учился. Помню, он принёс мне коньки 33-го размера, хотя у меня был на тот момент 29-й. Я катался на них, пока из них не вырос. Возле нашего дома старшие ребята сами заливали каток, который раз в месяц ломали пожарные. Но они снова его делали. Есть и более раннее воспоминание: мне ещё и пяти лет не было, а дедушка по ночам смотрел хоккей, возможно, это были матчи суперсерии 1972 года – хоккей с шайбой. В детстве мы с друзьями часто приходили на игры на стадион «Труд», когда сюда приезжали команды «Динамо» (Москва), СКА «Свердловск», «Динамо» (Алма-Ата). Мы знали практически всех хоккеистов в лицо. 

Учился я в школе № 1 – единственной в Иркутске, где зимой на уроках физкультуры был хоккей. Физруком был Михаил Григорьевич Куликов, вместе с ним заливали лёд. К своему стыду, я даже на лыжах кататься не умею. В 12 лет я пришёл записываться в клуб подготовки «Локомотив», где тренировался старший брат. Но тогда мне сказали, что набор ребят этого возраста ещё не начался. Я пришёл через два года и попал в команду юношей 1967–1968 годов рождения, где играл Василий Донских, нынешний директор клуба «Байкал-Энергия», бывший капитан «Сибсканы». 

Мы начали активно выезжать на соревнования, зональные проходили  в школьные каникулы, а финальные игры в феврале-марте. Но об учёбе никто из нас тогда особо не задумывался, даже была такая поговорка: «Если хоккей мешает учёбе, надо бросить учёбу». Вот и получилось, что круглым отличником я был только до восьмого класса. Но 10 классов окончил без троек, в аттестате было шесть четвёрок. Когда тяжело было, списывал у девчонок. 

В трудовой книжке Александра Межуева три места работы. Сначала судьба совершенно случайно занесла его на Жилкинскую нефтебазу, где он работал инженером-проектировщиком. Трудился в основном из-за квартиры. При приёме на работу на нефтебазе обещали жильё. Но в 1992 году сказали, что больше бесплатных квартир не будет. Тогда Межуев оставил нелюбимую работу. После увольнения как-то повстречал своего первого тренера Вениамина Михайловича Велединского, который предложил ему поработать тренером детской сборной. «Это произошло в 1993 году, – вспоминает наш собеседник. – Вениамин Михайлович сказал: «Если понравится, останешься». Вот мне 17 лет уже нравится». 

Загадка для тренера 

– Помните, скольких за 17 лет тренировали? 

– Всех помню. Сначала мне дали пацанов 1979 года рождения, которые были представителями нового поколения, выросшего во время вседозволенности. Отсюда наркомания, алкоголизм. В те годы в стране был такой девиз: «Кто не колется, тот лох». Сейчас несколько юных хоккеистов из той команды, подававших большие надежды, уже на том свете. Потом были парни 1981 года рождения – с ними примерно та же история. Как ни старались мы оградить мальчишек от этой напасти, не получалось. Один из мальчиков даже умер от передозировки за несколько дней до соревнований. Во вторник прошёл медосмотр, а в пятницу мне позвонили и сказали, что его больше нет. 

Ребят 1979 года признали беспер-спективными, а вот из команды 1981 года два-три человека вошли в команду мастеров. Тогда мы, молодые тренеры Володя Наумов, Миша Шалаев и ныне покойные Евгений Белоусов и Игорь Шапошников, попали из огня в полымя. Учились на своих ошибках, три-четыре года потребовалось, чтобы понять, что к чему. 

Потом пришли парни 1986 и 1987 годов рождения. Это было самое удачное время для меня: и ребята оказались с желанием и умением играть, и родители были понимающие, и руководство «Локомотива» шло навстречу. Ребята участвовали в Кубке мира, были чемпионами, но в основном составе команды мастеров из них не играет никто. У Виктора Черных проблемы со здоровьем, выходит только на замену. Игорь Иванов до сих пор не попал в команду мастеров, играет в первой лиге. Евгений Халдин, который в 17 лет стал мастером спорта, отчислен из основного состава «Байкал-Энергии». В Краснотурьинске игроков 20-22 лет уже раскупают по всей России. А у нас Денису Нохрину 23 года, и он всё ещё в «перспективных» ходит. Получилось, что 10 лет моей жизни в хоккейном плане пошли насмарку: ребята так и не заиграли в основном составе. Хотя считаю, что мы сработали хорошо, раз они таких успехов достигли, а вот что потом с ними сделалось – для меня загадка. 

– Вам не грустно от того, что сейчас «Байкал-Энергия» состоит в основном из легионеров? Что нужно делать, чтобы перспективные юноши из нашего региона пополняли основную команду? 

– От хорошего легионера только польза. Те же Олег Катин, Александр Найданов и Александр Рыбин становились лидерами команды, хотя и родом не из Иркутской области. А чтобы из молодёжи вырастали игроки для основного состава, нужно несколько условий. Прежде всего, традиции. В красноярском «Енисее» всего два или три легионера, потому что игроки из основного состава для молодёжи – старшие товарищи. Важно и отношение самих юных игроков. Многие из них не готовы идти дальше, они считают: попали в молодёжную сборную, клюшку и форму дали – и достаточно. В общем, не все молодые живут хоккеем. 

«Раньше к нам приходили одарённые дети, которые умели стоять на коньках с 4–5 лет, а сейчас их приводят родители. А ребята ещё сами не знают, чего они хотят», – вспоминает тренер

Политика тренеров основного состава тоже накладывает свой отпечаток. Они говорят: «Нам нужны готовые игроки, мы не детская школа. А если молодёжь не готова, то будем покупать зрелых игроков из других городов». Я их понимаю, потому что от них требуют конкретного результата. Раньше по регламенту во время игры на поле полчаса должны были играть два 17-летних игрока. Я слышал, что в следующем году это положение в регламент игр планируют вернуть. 

Самых важных тренерских побед у Александра Межуева четыре. В 2001 году юноши 1986 года рождения стали бронзовыми призёрами Кубка мира по хоккею с мячом среди юношеских команд в Швеции. Через три года команда 1987 года стала чемпионом России. В 2004 году женская сборная по хоккею с мячом, главным тренером которой он был, заняла второе место на чемпионате мира в Швеции, через год такого же результата на Кубке мира добилась женская сборная, состоявшая в основном из игроков команды «Рекорд». 

– Как вам работалось с женщинами? 

– Крепкое слово уже не применишь, любимчиков быть не должно, нужно быть ровным со всеми. Если одну женщину выделил, она, конечно, будет очень довольна, но остальные будут с осуждением к этому относиться. Хотя, если женщины захотят, могут любые горы свернуть. 

Сейчас помимо ребят из «Байкал-Энергии-2» у нашего собеседника есть и другие подопечные – парни 1992 года рождения, которых по всему Иркутску собрала единственная представительница слабого пола в числе тренеров по хоккею с мячом Татьяна Соловей. «Когда мы в первый год поехали на зональные соревнования, стали шестыми из семи. В прошлом году в финале первенства России мы стали четвёртыми из восьми команд, а в нынешнем году выиграли юниорскую «бронзу». Хотя в последний раз медали в Иркутске по этому возрасту были только в 1981 году, – рассказал Александр Межуев. – На эти соревнования в качестве вратаря с нами поехал сын известного иркутского вратаря, мастера спорта международного класса Алексея Баженова Григорий. Он пришёл к нам после футбола, одного я его на поле побоялся выпускать, поэтому пригласили вратаря этого возраста из Абакана. Но и Грише пришлось выходить почти в каждом матче. За полтора месяца он дошёл от новичка до кандидата в мастера спорта, а сейчас тренеры футбольного клуба «Радиан-Байкал» предложили ему контракт. Талантливый человек талантлив во всём, а футбол ему гораздо интереснее». 

Нынешний сезон был успешным для Иркутской области: команда 1992 года рождения стала бронзовым призёром чемпионата России, 1994 и 1996 годы получили «серебро». Отвечая на вопрос, какие задачи ставятся перед «Байкал-Энергией-2» на текущий год, тренер сказал: «Задача-максимум – занять первое место, задача-минимум – попасть в призёры». 

Овечкин – один из лучших российских спортсменов  

– Насколько отличается уровень игроков и финансирования в те годы и сейчас? 

– Когда я в первый раз участвовал в первенстве Свердловского района Иркутска по младшей возрастной группе на соревнованиях «Плетёный мяч», там выступало 16 команд. Сейчас столько на первенство области одного возраста не наберётся. Тогда тренеры приходили на финал первенства города, после чего приглашали 13–14-летних ребят в клуб подготовки. Перед всесоюзным финалом «Плетёного мяча» 1983 года нас к себе приглашал секретарь обкома комсомола, чтобы дать напутствие. О финансировании вопрос не стоял, мы летали самолётом, потом пересаживались на поезд. Каждый день было питание по рублю. 

– А сейчас? 

– Сейчас вопрос с финансированием есть, причём не только в Иркутске. Стоимость инвентаря, формы достаточно высока. На питание на соревнованиях нам выделяют 200 рублей на весь день, а мы ездим в Новосибирск, Красноярск, Кемерово. На такие деньги можно питаться где-нибудь в Кирове или в Ульяновске.

Раньше в Иркутске была единая хоккейная школа – «Локомотив», которая входила в лучшую пятёрку страны. А сейчас в городе играют четыре команды разного возраста: «Байкал-Энергия» 1992 и 1996 годов, ДЮСШ «Рекорд» 1994 года и ребята из «Локомотива», которых тренирует Владимир Михайлович Наумов. Раньше из Москвы приглашение на игры просто слали на «Локомотив». Сейчас – то Наумову пришлют, то нам, в «Байкал-Энергию», и мы ходим друг у друга спрашиваем: «Тебе приходило приглашение?». 

– С какими сложностями в работе приходится сталкиваться тренерам детских хоккейных команд? 

– Самая главная заключается в том, что тренеров для этого вида спорта не готовят. В нынешнем году, правда, планируется впервые организовать пятидневные курсы в Кирове. Но чему можно за такое время научить? 

Раньше к нам приходили одарённые дети, которые умели стоять на коньках с 4-5 лет. Сейчас ребят приводят мамы-папы, которые мечтают, чтобы их сыновья играли в хоккей, а дети ещё сами не знают, чего они хотят. Когда ребёнок подрастает, его родители начинают считать, что они лучше разбираются в хоккее. А так как мы – люди зависимые, на соревнования частично ездим за счёт родителей, приходится быть дипломатом – чтобы и под влияние родителей не попасть, и детей, которые занимаются, сохранить.

– Работа детского тренера адекватно оплачивается? 

– Да почти не оплачивается никак. Зарплата молодого специалиста составляет 5–6 тысяч рублей. Поэтому сейчас детскими тренерами работают те, кому под 40 лет, потому что у них есть опыт, значит, и заработная плата выше. 

Александр Межуев не только заядлый игрок, но и болельщик: пристально следит за успехами Александра Овечкина, которого считает одним из самых лучших российских спортсменов. 

– Я ещё помню маму Александра, которая была двукратной олимпийской чемпионкой по баскетболу, а его отец был профессиональным футболистом, выступал за столичное «Динамо». Овечкин – феномен российского хоккея. За два года из юниора он превратился в известного игрока. Ну и 124 млн. долларов за красивые глаза платить не будут, хоть и за 13 лет (контракт на эту сумму с клубом «Вашингтон» Александр Овечкин заключил в январе 2008 года. – «Конкурент»). В позапрошлом году я впервые в жизни увидел, как наши игроки размазывали канадцев по бортам, хотя обычно били наших. А когда в этом году мы проиграли канадцам, я расстроился и плюнул на эту Олимпиаду.

– Что, на ваш взгляд, стало причиной поражения наших хоккеистов? 

– В команду собрали звёзд, но они так и не стали командой. Может, не хватило времени, чтобы сработаться. Да и самонадеянность подвела: думали, могут всех обыграть в полконька потому, что они звёзды. В общем, они недооценили канадцев и не смогли потом собраться. Допускаю, что авторитета тренеров не хватило, сейчас они всё больше демократичного склада. При Тарасове и Тихонове в раздевалке бы кулаком по столу стучали или графины в голову полетели. Было время, когда могли припугнуть, что на Колыму отправят всей командой, сейчас такое, конечно, не пройдёт. 

– Как вы относитесь к тому, что хоккей с мячом не является олимпийским видом спорта? 

– В той же Америке есть американский футбол. Им плевать на то, что это не олимпийский вид спорта, это национальная игра, как регби в Новой Зеландии или хоккей с мячом в Швеции. Пусть этот вид спорта и не входит в олимпийскую программу, но король Швеции как вручал чемпионский кубок победителям, так и будет это делать. А в России позитивные сдвиги есть только в «партийных» видах спорта – футболе и хоккее с шайбой.

Второй раз стал отцом в 40 лет 

Полгода назад Александр во второй раз стал отцом – у него и супруги Ирины родилась дочь Таисия. Нынешней зимой чета Межуевых отметила 20-летие совместной жизни. Познакомились они, когда Александр работал преподавателем физкультуры в детском лагере, а в  соседнем лагере юная Ирина проходила практику. Два месяца дружили, а потом сыграли свадьбу. На вопрос, как им удаётся сохранить в семье добрые отношения на протяжении такого времени, наш собеседник ответил: «Свою роль играет то, что я много времени провожу на сборах и соревнованиях, мы глаза друг другу не мозолим. Важны общие интересы и то, что у нас характеры разные: если в семье два «огонька» или две «тихони» встретятся, ничего хорошего не выйдет. Нужно уважать друг друга, стараться помогать и уметь идти на уступки». 

– Как случилось, что спустя 19 лет после рождения первенца вы решились на второго ребёнка? 

– Когда старшая дочка Женя подрастала, нам с женой было не до второго ребёнка. Были проблемы с деньгами, жильём. Жили в основном с моей мамой, которая смогла в годы «застоя» заработать квартиру. Потом Женя выросла, сейчас ей 19 лет, она готовится стать врачом, учится на третьем курсе медицинского университета. Супруга моя заскучала, она очень детей любит – уже 18 лет работает медсестрой в детском саду. Так и случилось, что в 41 год я опять стал отцом. Теперь жизнь у нас совсем другая, как будто в молодость окунулись. Где-то тяжело бывает, но справляемся. Сейчас нужно маленькую растить, давать ей образование, думаю, когда она подрастёт, оно уже платным будет. Поэтому в ближайшие 20 лет есть чем заняться. 

– Как выбирали имя младшей дочке? 

– Жена выбирала вместе со старшей дочерью, посмотрели по церковному календарю, мне предложили, а я возражать не стал. Меня многие спрашивали: «Ты, наверное, мальчика хотел?». Я ответил: «Да у меня за 17 лет столько мальчиков вокруг было! Чтобы ещё у меня такой же был?!». Я считаю, что раз Бог нам подарил дочку в таком возрасте, значит, теперь надо её растить и радоваться. 

Межуев Александр Владимирович родился 28 февраля 1968 года в Иркутске. В 1986–1988 годах служил в погранвойсках на границе России с Китаем. В 1993 году закончил Сибирский колледж строительства и предпринимательства, в 2004 году – Новосибирскую академию водного транспорта по специальности «экономист на транспорте». С 1989 по 1993 год работал инженером-проектировщиком Жилкинской нефтебазы (компания «Иркутскнефтепродукт»), в 1993 году устроится тренером-преподавателем в ДФСК «Локомотив», с 2005 года работает старшим тренером команды «Байкал-Энергия-2» первой лиги. 
В 2001 году его команда 1986 года рождения стала бронзовым призёром Кубка мира по хоккею с мячом среди юношеских команд в Швеции. Такое достижение было первым в истории юношеских хоккейных команд Иркутской области. В 2004 году команда 1987 года под его руководством выиграла чемпионат России в Кемерове. В 2004 году женская сборная по хоккею с мячом, главным тренером которой он был, заняла второе место на чемпионате мира в Швеции. Через год такого же результата на Кубке мира добилась женская сборная, состоявшая в основном из игроков команды «Рекорд». 
Женат, воспитывает двух дочерей.  
Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры