издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дарующая богатство

«Мы не владеем информацией по качеству вод малых сибирских рек и подземных источников, определяющих жизнь и здоровье сельских жителей. Наше село Чикан расположено на реке Тутура, что в переводе с тюркского означает «дарующая богатство»: «тура» – бог, «ту» – деньги. В течение четырёх лет мы занимаемся в кружке «Тайна воды». Одно из направлений нашей деятельности – определение качества и улучшение состава питьевой воды р. Тутура в черте села Чикан, её подземных вод колодцев и скважин», – пишет Екатерина Рудых, победительница регионального этапа Российского национального конкурса водных проектов старшеклассников.

Она подала свою работу на конкурс, который учредил Иркутский областной детский эколого-биологический центр, в номинации «Вода и климат». Эта номинация была создана для поддержки старшеклассников и педагогов, занимающихся изучением взаимного влияния климата и водных ресурсов и выполняющих проекты по этой актуальной теме. 

За проект «Дарующая богатство» Катя получила премию в виде поездки в лагерь «Океан», которая состоится с сентября по октябрь. Также в региональном этапе конкурса приняла участие Марина Истомина, ученица 10 класса лицея УКМО Усть-Кута, которая представила проект «Паводки и наводнение на реке Лене» (руководитель проекта Ольга Толмачёва, учитель химии). Проект «Состав и сезонная динамика макрозообентоса Олхинского родника» выполнила Мария Гладкова, ученица 8 класса иркутской гимназии №2 (руководители проекта Анастасия Галимзянова, педагог гимназии №2 г. Иркутска, и Михаил Яхненко, аспирант ИрГТУ).

«Рассказы жителей села Чикан и деревни Грехово свидетельствуют об использовавшихся ранее способах очистки воды с помощью «молодильных» камней, – пишет в своём исследовании Катя Рудых. – В бочку с водой помещали зелёный камень, взятый с речки. Вода под действием его не портилась, а превращалась в родниковую. В литературе есть данные по использованию кремнийсодержащих камней, улучшающих качество воды и работу кровеносных сосудов. Из других рассказов по очищению воды – в глиняную болтушку насыпали семена рогоза и выкатывали круглые шарики, которые обжигали на огне. Семена сгорали, оставляя большое количество мелких пустот, – получали многоразовый фильтр для очистки воды в весенний период».

Если вы, ребята, и ваши педагоги готовы заняться исследовательской работой, предлагаем вам обратиться к теме «Вода и климат» и принять участие в региональном этапе Российского национального конкурса водных проектов старшеклассников.

Проекты для участия в номинации «Вода и климат» могут быть выполнены по следующим тематическим направлениям: оценка изменения количества атмосферных осадков и стока рек, изучение изменения годового хода водности (уровня) рек и водоёмов, изучение экстремальных явлений (половодья, паводки, засухи), оценка воздействия изменений климата на водные экосистемы, исследование причин выпадения кислотных дождей в той или иной местности, исследование процессов деградации вечной мерзлоты, разработка способов адаптации к изменениям состояния водных ресурсов, вызванных климатическими изменениями, и др. 

По всем вопросам участия в региональном этапе конкурса водных проектов старшеклассников обращайтесь: 664044, г. Иркутск, улица Лесная, 122, Областной детский эколого-биологический центр, телефоны: (3950) 70-88-67, (3952) 34-87-79. E-mail: irkoblsun@mail.ru. Ответственное лицо Круглова Маргарита Валентиновна, заместитель директора по УВР.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры