издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Жизнь не по конспекту

  • Автор: Ирина СОЛНЦЕВА

Строго говоря, молодого педагога Иркут- ского педагогического колледжа № 1 Анастасию Островскую нельзя назвать продолжателем семейной педагогической династии. Но всё же педагогические параллели с детства проходили в судьбе самой Насти и двух её сестер.

Глава семьи Владимир Викторович, будучи студентом политехнического института в семидесятые годы, уже вёл секцию самбо. Тогда же и мама Наталья Владимировна была председателем секции пешего туризма Иркутской области. Понятно, что в семье, где спорт и здоровый образ жизни были в абсолютном приоритете, у детей не было другого выбора, как только стать активными, инициативными, здоровыми. Именно в туристическом отрочестве, по мнению Анастасии, зародились такие нужные в педагогической деятельности организаторские способности. Большие компании туристов, как профессионалов, так и любителей, собирались на майские праздники в местах общих сборов на Байкале или в Саянах. Детей дома не оставляли, и подрастающее туристическое поколение само себя развлекало. «Мы устраивали конкурсы, праздники, соревнования, – рассказывает Анастасия. – Я не помню, чтобы один-два человека отвечали за культурную программу, а остальные играли роль исполнителей. Все были задействованы, и любая инициатива приветствовалась. Конечно, мы передружились настолько, что и сейчас собираемся на дни рождения друг друга, несмотря на взрослость, проводим «весёлые старты», играем в любимую игру, доставшуюся в «наследство» от родителей – «Голубую корову» (нужно отгадывать загаданные одной из команд и изображённые в пластике словосочетания). Эта игра, как я теперь понимаю, отличный психотренинг, и воображение развивает, и взаимопониманию учит».

С уважением Анастасия вспоминает своего классного руководителя Ольгу Константиновну Перминову: «Она была строга, но сколько времени, в том числе личного, без всяких денежных компенсаций, она проводила с нами! Водила в музеи, театры, походы, мы отмечали в классе все праздники, благодаря которым лучше узнавали друг друга, могли подружиться». 

Анастасия отмечает, что в мегетской средней школе № 41, в которой она училась, педагоги были грамотными, строгими, а авторитет учителя – беспрекословным. «В юношеские годы строгость и даже безапелляционность старшего поколения не радует, – говорит начинающий педагог. – Бывали у нас конфликты, непонимание с учителями. Но родители всегда вставали на сторону учителей: если тебя ругают, значит, есть за что. И строгость педагогов, чаще всего, была оправдана. Сейчас я понимаю, что демократия для детей очень опасная штука. Как правило, после эмоциональных «выхлопов» приходило понимание, что не так уж мы и правы. Сейчас я школе благодарна. Она дала мне фундамент знаний и сформировала уважение к учительской профессии». 

Когда Анастасия Владимировна Островская после окончания отделения физической культуры Иркутского государственного педагогического колледжа № 1 сюда же вернулась работать, одновременно поступив в педагогический университет, она старалась быть «правильным» педагогом, следовала инструкциям, опиралась на теорию. Но очень быстро поняла, что между теоретическими знаниями и каждодневной практикой большая разница. Работа с детьми – процесс творческий, живой, непредсказуемый. Методы и приёмы, которые хорошо работают в одном студенческом коллективе, могут не восприниматься в другом. Педагог должен меняться, быть гибким, уметь работать как с группой людей, так и индивидуально. Поэтому девиз молодого преподавателя физической культуры – «В работе нужно отходить от конспекта». Семь лет, с самого начала своей педагогической деятельности, Островская работает методистом по практике на физкультурном отделении. Первые пробные уроки будущие педагоги проводят под её пристальным вниманием. «Многие до начала практики не верят, что могут быть учителями физкультуры. Учатся в колледже просто из любви к спорту. Но всё меняется, когда найден контакт со школьниками, когда всё получается, когда дети начинают ждать учителя, у них меняется отношение к предмету. У меня есть студентка Юля Алферова, она была уверена, что школа – не для неё. Однако после прохождения практики поняла, насколько профессия педагога творческая, сколько энергии и радости дарят благодарные ученики. Сейчас она параллельно с учёбой уже работает в иркутской школе № 14 и после получения диплома намерена остаться в ней. Таких студентов большинство». 

Хотя в школе отличницей не была, Анастасия Островская Иркутский государственный педагогический колледж № 1 окончила с красным дипломом и до сих пор не может остановить личный образовательный рост. После педагогического университета по направлению магистратуры Байкальского университета экономики и права она учится на новой специальности – «Социальная работа». Все эти годы участвует в разных городских и областных конкурсах, КВН. В 2010 году, пройдя непростой отборочный тур, представляла Иркутскую область на Всероссийском конкурсе молодых педагогов. И привезла два приза – зрительских симпатий и детского жюри, а по общим итогам стала четвёртой. Сегодня она готова к новым свершениям и победам. Уверена, что успешной в жизни чувствует себя именно благодаря выбору педагогической профессии. 

– В последнее время много приходится слышать, читать о негативе в школах, средних и высших образовательных учреждениях, – делится своими мыслями Анастасия. – Действительно, не всегда люди идут в профессию по призванию. Многие смотрят, где поменьше конкурс при поступлении в вуз, комфортнее условия обучения. Но это касается не только педагогики. В каждом деле жизнь проводит свой отбор. И остаются преданные осознанному выбору люди. Так и в педагогике. Зарплаты, которые оставляют желать лучшего; невозможность разделить время на рабочее и личное; а физические и эмоциональные нагрузки без любви к детям не выдержать. Справедливости ради нужно сказать и о льготах, которыми государство пытается компенсировать преподавательский труд, – двухмесячный отпуск в летнее время, пенсия, полагающаяся после двадцати пяти лет педагогического стажа. Но понятно, что те, кто выбрал профессию педагога, ценят другие преимущества – радость от общения с детьми и чувство глубокого удовлетворения от того, что хорошие специалисты и прекрасные люди, от которых и зависит будущее общества, стали именно такими в том числе благодаря своему учителю, наставнику, педагогу.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры