издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Любит – не любит

В прошлом году портал Superjob провёл опрос по поводу чувств, которые россияне испытывают к собственной работе. И оказалось, что 10% респондентов её ненавидят. 42% относятся спокойно и отмечают, что возникновению любви к работе мешают работодатели, 8% не могут определиться в своих чувствах, 29% изменяют их в зависимости от уровня зарплаты и только 11% очень любят. По мнению врача-психиатра высшей категории, руководителя иркутского «Анти-стресс клуба» Елены Скибо, причиной того, что люди занимаются вовсе не тем, чем хотят, чаще всего становится просто незнание своих желаний. 

– Многие не ставят себе целей, – говорит она. – Часто ко мне приходят и говорят: «Жизнь не удалась, кругом проблемы». Я спрашиваю: а чего вы хотите? И человек погружается в молчание. 

Зачастую при выборе профессии, которая оказывается впоследствии нелюбимой, люди идут на поводу у близких. «Мне мама сказала пойти», «Папа договорился», – приводит примеры выслушанных ею объяснений Скибо. По данным другого опроса Superjob, в 11% случаев работу выбирают под влиянием близких и нередко потом сетуют, что это не то, что хотелось. Влиянию родных на этапе выбора профессии больше подвержены женщины (13% против 9% среди мужчин).

К слову, на слабый пол большее влияние имеет и рабочий коллектив. По словам Скибо, с плохой работы именно женщины часто не уходят только из-за хороших коллег. 

 – Нам свойственно ценить атмосферу места, а мужчинам более важны зарплата и карьерный рост, – утверждает она. 

Впрочем, причин, по которым люди остаются на нелюбимой работе, тоже несколько. 

– Часто вначале согласны терпеть из-за отсутствия опыта, – объясняет Елена Скибо. – Например, специалист, окончивший психфак, без опыта никому не нужен, поэтому он идёт на госслужбу с мизерным окладом. А потом смиряется с этим местом, так как начинает видеть перспективы: мол, сейчас мне плохо, но впереди-то должность!

Однако и новая должность на старой работе не будет радовать, если работа изначально не приносила удовлетворения. 

Множество людей не решаются сменить профессию из-за неуверенности в себе. Считают: в 50–60 лет никуда не пойдёшь. Или и в более молодом возрасте обладают низкой самооценкой. «Да что я могу, кроме мытья полов?» – приводит психотерапевт пример типичного вопроса клиентов. 

– Этих людей я спрашиваю: скажите, на чём основано чувство веры? – рассказывает она. – Люди начинают предлагать варианты, но потом мы приходим к выводу: вера не основана ни на чём. Нет доказательной базы, чтобы верить. И поэтому, когда говорят «я в себе не уверен», я считаю, это дешёвая отмазка, скрывающая лень меняться. Например, человек отмучился пять лет в вузе, получил диплом и теперь и думать не хочет о том, чтобы повторять этот опыт. 

По словам Елены Скибо, первое, что она просит сделать людей, которых работа довела до похода к психотерапевту, – чётко описать и зафиксировать на бумаге критерии желаемой должности: график, наличие командировок, параметры соцпакета, зарплату. 

– У человека должна быть программа счастья, чтобы оно сбывалась, – говорит Скибо. – А дальше нужно иметь смелость себе сказать: «Я болван, я делаю не то, что хочу». Развернуться на 180 градусов и двигаться к новым целям. Как говорят мне друзья, «хороший пинок по пятой точке действует гораздо эффективнее дружеского похлопывания по плечу».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры