издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Владимир Шпрах

Персоной июля мы выбрали ректора Иркутского государственного института усовершенствования врачей

Доктор медицинских наук, профессор Владимир Викторович Шпрах вдвое старше возглавляемого им Иркутского государственного института усовершенствования врачей (ГИУВа). Ректору на днях исполнилось шестьдесят, вуз же недавно справил своё тридцатилетие. Как случайность, это хронологическое совпадение можно было бы вообще обойти молчанием. Если бы не одна частность. Дело в том, что в течение истекших трёх десятков лет они, институт и его ректор, неразрывно связаны общей судьбой: вместе поднимались к признанию. Сегодня в своём предназначении один из лучших по России Иркутский государственный институт усовершенствования врачей – головное учебное заведение в Сибирском федеральном округе. Ну, а заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный врач России, доктор медицины и, что не менее важно, авторитетный в медицинском сообществе невролог Владимир Шпрах – человек, которому вверено его настоящее и будущее.

Да, конечно, у него изначально были все условия для успешного старта в профессию: у своих учителей – светил отечественной неврологии – Владимир Викторович Шпрах взял всё, что мог и должен был взять у наставников талантливый, всерьёз осознавший своё призвание ученик. В студенчестве он слушал лекции профессора Хаим-Бера Гершоновича Ходоса; докторскую диссертацию выполнял под руководством заведующего кафедрой нервных болезней Российского государственного медицинского университета профессора Евгения Ивановича Гусева; начало самостоятельного пути навсегда связано с профессором Евгением Михайловичем Бурцевым. Но чтобы вот так, как он, отважиться на руководство большим, со сложившимися за истекшие три десятка лет традициями медико-педагогическим коллективом – для такого шага одних только академических знаний,  солидного врачебного опыта и интеллектуальной энергии  недостаточно.  Тут нужен характер, как однажды выразился сам Владимир Викторович, умный: не жёсткий, не высокомерный, а принципиальный. Такой, каким обладали  оба его предшественника: профессора, членкоры Российской академии медицинских наук Евгений Михайлович Бурцев и Александр Александрович Дзизинский. Для них интересы вуза, в стенах которого практикующие медики совершенствуются в умении лечить людей, всегда были значимей их личных интересов. Умелые организаторы, они  настраивали институтскую жизнь  всех сотрудников – «остепенённых» и пока не очень маститых – на единый гармоничный лад. Только будучи избранным ректором на общевузовской конференции в марте 2007 года, Владимир Викторович Шпрах в полной мере оценил  эту способность – руководить коллегами, не «угнетая своим авторитетом», но добиваясь общей, важной для всех цели. Он признаётся (цитирую дословно): «Очень непростая задача – сохранить на посту ректора деловой и одновременно демократический стиль. Но передо мной всегда два достойных примера, и я стараюсь им следовать».

Наверное, было бы куда сложнее, окажись он для Иркутского государственного института усовершенствования врачей «человеком со стороны». Но как учёный – автор 350 научных трудов,  под чьим руководством защищена 51 диссертация, наследовавший институтскую кафедру неврологии одного из  своих учителей – первого ректора ГИУВа профессора Евгения Михайловича Бурцева; как врач,  вплотную занимающийся актуальнейшей по нынешним временам проблемой сосудистых заболеваний головного мозга;  как администратор, на плечи которого легли все организационные и хозяйственные заботы института; наконец, как деятель с чётко выраженной гражданской позицией,  возглавляющий в Общественной палате Иркутской области комиссию по здравоохранению, – во всех своих ипостасях Владимир Викторович самореализовался в родном для него институте. Что ни говорите, а такая, можно сказать, «кровная связь» с коллективом не только накладывает свой внешний отпечаток на статус руководителя. Она посылает человеку «у руля»  необходимый ему заряд уверенности и энергии – свойств, без которых вести нужным курсом такой «корабль», как Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, невозможно.

Впрочем, сам Владимир Викторович Шпрах предпочитает иное определение вверенного ему вуза. Он говорит о нём не как о закрытой для окружающего мира «вещи в себе», а как о «живом, постоянно развивающемся организме». Об организме, в состав которого, уточним, входят сегодня 35 кафедр, на которых ведётся обучение практикующих врачей по 64 медицинским специальностям и ещё по 18 специальностям совершенствуется средний медицинский персонал. 

– По поводу фельдшеров и медицинских сестёр, – спрашиваю ректора, – это была инициатива вуза?

– Речь не о нашей спонтанной инициативе. Специалисты среднего звена, окончившие медицинские училища, также нуждаются в профессиональном совершенствовании. Это тоже потребность здравоохранения. А раз появилась потребность, мы на неё откликнулись. Но главной нашей задачей всегда было и остаётся повышение квалификации и послевузовское образование практических врачей.

Не очень заботясь об отточенности формулировки, Владимир Викторович Шпрах дал, тем не менее, точное определение даже не принципа, а стимула существования ГИУВа. С первых же месяцев существования (по документам ГИУВ организовался весной 1979-го, а нынешний его ректор Владимир Викторович Шпрах пришёл ассистентом на кафедру невропатологии в январе 1980-го)  и по сей день вуз откликается на каждую злободневную необходимость, возникающую в практической медицине нашего региона и сопредельных с ним территорий. Прежде всего, конечно, это совершенствование во врачебных специальностях, повышение профессионального уровня рядовых медиков, работающих на периферии. И в этой связи уместно вспомнить историю о том, как сам ГИУВ отправлял своих эрудированных преподавателей… в поход за знаниями. 

Только на первый взгляд ситуация может показаться, мягко говоря, странной. Как же так? Приезжающим из дальних, нередко глухих углов за опытом, за новой информацией врачам и провизорам читают лекции, делятся личным опытом в лабораториях, операционных и отделениях крупных стационаров областного центра известные специалисты, многие из которых не только имеют научные звания, но и являются авторами солидных монографий и пособий в различных областях практической медицины. И вдруг их самих – солидных, облечённых заслуженным доверием и авторитетом – учиться? На самом деле, логика в действиях институтской администрации прослеживалась чёткая: ведь, чтобы успешно учить других, нужно не только глубоко знать свой предмет, но и владеть методикой его преподавания. Владимир Викторович Шпрах был в то время проректором по учебной работе, и это по его инициативе  в 2006 году более ста преподавателей ГИУВа закончили курсы повышения квалификации в Иркутском государственном педагогическом университете, а шестеро из них получили второе высшее, педагогическое, образование. Ему тогда удалось настоять на том, что многим в коллективе представлялось необязательным, можно сказать, «сверхнормативным», а оказалось прицельно точным решением главной вузовской задачи –  эффективного, качественного, яркого (что немаловажно) обучения приезжающих на усовершенствование врачей. Кстати, именно в Иркутском государственном институте усовершенствования врачей, уже при Владимире Викторовиче Шпрахе, впервые по России предложена и успешно осваивается  модель так называемого продолженного обучения: видеосеминары, видеолекции позволяют на большом расстоянии от Иркутска знакомить коллег из провинции с современными наработками практической медицины. На базе ГИУВа в конце прошлого года открыт тренажёрный класс по обучению методам первой неотложной помощи, через который, по мысли ректора, должны пройти все врачи, приехавшие за новыми знаниями, а не только те, кто обучается на кафедре скорой медицинской помощи. «Время такое, неспокойное; врач любой специализации должен быть готов к драматическим неожиданностям, – объясняет Владимир Викторович и добавляет: – Мы всегда, обучая наших курсантов, по максимуму вкладываем средства в развитие современных технологий».

Конечно же, открытость ГИУВа смелым инновационным проектам во многом определяется мировоззрением его ректора. Владимир Викторович Шпрах – человек современный, бегущий рутинной косности во всём, что касается его разносторонней деятельности. Не будь он таким, разве удалось бы ему успешно руководить вузом, в марте текущего года успешно прошедшим процедуру лицензирования и государственной аккредитации? Разве сумел бы он вести коллектив, в составе которого большинство – доктора и кандидаты медицинских наук? «Три десятилетия, – говорит он, – срок относительно небольшой, это даже не полвека. Но для института, лично для меня, перешагнувшего за шестой десяток, прожитый этап многозначен, потому что он определяет наше будущее. Будущее, за которое сейчас лично я несу ответственность…».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры