издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Река мелеет, надо успевать»

В северных территориях Иркутской области складывается напряжённая ситуация с завозом топлива

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

По данным регионального правительства, в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности к середине августа доставлено 46,8% топливно-энергетических ресурсов от необходимого объёма. Среди сложностей, с которыми столкнулись муниципалитеты, есть как традиционные – например, недофинансирование, так и новые – задержки в поставках угля из Якутии и изменение схемы предоставления областных субсидий. Несмотря на это, главы местных администраций не теряют оптимизма и надеются, что их территории всё же смогут войти в отопительный сезон по графику.

В северные районы области доставлено 66,8 тыс. тонн топливно-энергетических ресурсов или 46,8% от потребности, сообщает пресс-служба «Серого дома» со ссылкой на министра жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Петра Воронина. Объёмы и темпы отстают от прошлогодних: к началу августа 2009 года в северные районы было доставлено 70 тыс. тонн угля и 12 тыс. тонн нефтепродуктов. По данным на середину августа этого года, в Катангский район завезено 88% нефтепродуктов, в Бодайбинский – 50,7% топлива разных видов, Киренский – 46,2%, Мамско-Чуйский – 30,9%. 

Одной из главных проблем, с которой сталкиваются территории при подготовке к зиме, собеседники «СЭ» называют хроническое недофинансирование. В областном бюджете на закупку топлива для северов предусмотрены субсидии в сумме 860,79 млн. рублей, расходовано 57,8% (на начало августа прошлого года – 65%). В том числе на завоз топлива в 29 отдалённых населённых пунктов Усть-Кутского, Братского, Казачинско-Ленского и Качугского районов направлено 28,5 млн. рублей.

В этом году изменилась схема работы, назвал одну из причин финансовых трудностей мэр Киренского района Пётр Неупокоев. Прежде потребность в топливе муниципалитеты согласовывали с областью и потом, исходя из согласованной суммы, проводили аукционы. В этом году областные субсидии покрывают половину северного завоза в районе, отметил мэр, остальное предприятия коммунального комплекса должны добрать через тарифы в течение отопительного сезона. «Всё было бы неплохо, если бы у нас под рукой был небольшой угольный разрез или нефтяная скважина», – заметил глава северного района. Впрочем, уголь завезён по потребности – 10,9 тыс. тонн, продолжил Неупокоев, а вот мазута планируется закупить только 66% или  6,6 тыс. тонн. Сейчас, чтобы как-то успеть до конца навигации, район договаривается с нефтяными компаниями, работающими по соседству, о поставках мазута и нефти в кредит, под гарантии администрации района и областного правительства. По словам мэра, Иркутская нефтяная компания уже дала добро на 2 тыс. тонн нефти, с «Нафтасибом» идут переговоры о поставке 1690 тонн мазута, которого не хватает для посёлка Алексеевский, однако ясности  здесь пока нет. 

Идут навстречу потребителям и иркутские угольщики: исполнительный директор компании «Востсибуголь» Сергей Винарский уверил, что КВСУ по договорённости с правительством региона поставляло уголь, невзирая на долги территорий. «Пока вопросов по северному завозу нет, – добавил он. – Ещё до недавнего времени были долги за прошлый год. Надо отметить, что область действительно закрывает эти долги».  

В этом году северные поставки угольной компании значительно сократились, их объём составил 34,3 тыс. тонн против прошлогодних 57,9 тыс. тонн. И это также связано с тем, что аукционы на закупку топлива проводились под имеющееся финансирование, считают в КВСУ. В настоящее время компания выполнила практически все заявки территорий, осталось отправить только 2,4 тыс. тонн угля в Мамско-Чуйский район.

По словам Юрия Шипицына, руководителя МУП «Теплоэнерго» Мамско-Чуйского района, областной бюджет выделил на подготовку к отопительному сезону 11 млн. рублей, в то время как запрашивал муниципалитет 50 млн. К настоящему моменту полностью доставлено только дизельное топливо (около тонны). Району требуется 42 тыс. тонн угля, при этом поставлено чуть больше половины – 23 тыс. тонн. Бензин  (200 тонн), самолётное топливо (100 тонн) и масла (40 тонн) пока в пути. Сейчас мамско-чуйским коммунальщикам, во-первых, не хватает средств на закупку угля – нужно ещё порядка 12 млн. рублей, во-вторых, есть сложности с поставками из Якутии, с шахты «Джебарики-Хая». Часть котельных работает на черемховских углях, часть – на якутских. Компания «Востсибуголь» отгрузила свои объёмы (14,4 тыс. тонн) полностью. «Боюсь, что будет срыв по поставкам угля с «Джебарики-Хая», не решён вопрос по поставкам в посёлок Согдиондон», – тревожится Шипицын. 

Проблема с поставками с якутской шахты есть и в Бодайбинском районе. «Сначала «Джебарики-Хая» обеспечивает углём свои улусы, потом уже нас», – объясняет собеседник «СЭ» в администрации района. На обеспечение теплом бюджетных учреждений и жителей территории требуется 53 тыс. тонн твёрдого топлива, поставлено более 28 тыс. Сейчас вопрос решается на уровне региональных властей: чтобы ускорить поставку, правительство Приангарья обратилось к председателю правительства Якутии Ефиму Борисову с просьбой обеспечить отгрузку 25 тыс. тонн угля в навигацию 2010 года. И если в Бодайбинском районе считают, что времени ещё достаточно – после июльской жары уровень воды в Витиме вновь поднялся, – то в Мамско-Чуйском районе уже тревожатся: «Река мелеет, надо успевать». 

Отчасти тормозит северный завоз, как ни удивительно, и железная дорога. Из-за реструктуризации РЖД и создания второй грузовой компании в Иркутской области и Красноярском крае не хватает вагонов для отгрузки угля от производителей. 

Тем не менее, несмотря на все трудности, главы районов уверены, что их территориям удастся получить необходимые объёмы топлива и вовремя начать отопительный сезон.  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры