издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сколько воды утекло

  • Автор: Анна КАПЛАН, Ангарск

Звонит знакомая: «Представляешь, я всего три года назад счётчик на горячую воду поставила, а его уже поверять надо! Оказывается, до того, как его мне продали, он год на складах и в магазинах провалялся, вот срок поверки и подошёл. Если я за месяц не сделаю поверку своего счётчика горячей воды, мне начнут снова начислять за неё не по счётчику, а по нормативу! Это же какие деньжищи за четверых-то! Ты не знаешь, где у нас поверку счётчиков делают? Помоги выяснить, что почём, пожалуйста!».

Ну, пожалуйста так пожалуйста – давно привыкла, что я для знакомых справочное бюро по всем жилищно-коммунальным вопросам. Залезаю в свой архив публикаций, поднимаю текст, который полгода назад писала про все тонкости поверки водосчётчиков, и начинаю обзвон. 

Вообще-то в Ангарске есть две стационарных установки для поверки приборов учёта воды: одна принадлежит Ангарской нефтехимической компании и не работает с физлицами, другая – собственность МУП «Ангарский водоканал». Звоню. Стоимость поверки – 745 рублей за один водосчётчик; если клиент сам не может снять и потом повторно установить прибор, услуга по демонтажу-монтажу стоит 709 рублей. По результатам поверки неисправными оказываются 30–40% водосчётчиков, в этом случае предлагается или ремонт (150–300 рублей), или замена счётчика на новый (цена вопроса – от 500 рублей). Опломбировка, то есть принятие поверенного прибора на коммерческий учёт, – ещё 368, если ставится прежний счётчик, и больше четырёхсот рублей, если его меняют на новый. Успеть нужно до 20 сентября, после этого поверочная установка на полтора-два месяца будет остановлена. Задаю один уточняющий вопрос – и выясняется, что всё это касается только счётчиков холодной воды. Если раньше можно было в одном месте сдать и получить оба квартирных водосчётчика, то сейчас «Ангарский водоканал» счётчики горячей воды не поверяет. Что ж, отрицательный результат – тоже результат. Ищем дальше. 

В прошлом году в Ангарске возникло ООО, которое приобрело проливочную установку для поверки счётчиков. Очень удобно: ни снимать счётчик, ни куда-то его возить, ни повторно устанавливать не нужно. В оговоренное время (исключительно в рабочие дни) к клиенту домой приедут технический специалист из ООО и поверитель Ангарского отдела ФГУ «Иркутский ЦСМ». Пока поверитель заполняет документы, работник ООО монтирует установку на кран в раковине на кухне или в ванной. Затем на несколько минут открывают кран, сквозь установку течёт вода, установка замеряет количество вытекших литров. Счётчики вообще не трогают – нужно обеспечить только возможность снять с них показания. Затем сверяют показания установки с тем, что показывают счётчики, и фиксируют их в документах. Если показания совпали, можно спать спокойно до следующей поверки; если оказалось, что счётчик барахлит и привирает (такой итог бывает примерно в 10% поверок), вы получите «Извещение о непригодности». В этом случае придётся или покупать новый счётчик, или переходить на оплату по нормативу потребления. Длительность процедуры поверки двух водосчётчиков вместе с оформлением документов – от получаса до часа; стоимость поверки в квартире одного счётчика – 750 рублей, двух – 1500 рублей, льгот нет, оплата на месте. Копии документов о поверке нужно отвезти в «Ангарский водоканал» и Ангарскую теплосбытовую компанию, оформить и оплатить заявочку (в АТСК это стоит 400 рублей), и специалисты обеих организаций приедут, чтобы произвести «повторный допуск в эксплуатацию узлов учёта». Например, представитель АТСК проверит, не имеет ли прибор механических повреждений, нет ли вмешательств в работу прибора, герметично ли он соединён с трубопроводом, нет ли врезок до прибора, работает ли он и не запотел ли. Если всё в порядке, ставится новая пломба и клиент снова платит по счётчику; если нет (а неисправности и дефекты монтажа обнаруживаются у 4% уже поверенных счётчиков) – приходится или менять счётчик, или переходить на оплату по нормативу. В любом случае хлопот при таком методе поверки меньше, чем при поверке на стационарной установке. Звоню по сохранившемуся у меня мобильному номеру телефона и попадаю на «абонент недоступен». Уточняю в справочной – номер у меня записан верно, другого нет. Звоню знакомому, уже лет пять зарабатывающему установкой водосчётчиков: 

– Не знаешь, куда делось ООО, занимавшееся поверкой без демонтажа?

– Говорят, они вовремя не сделали поверку своей проливочной установки и уже около месяца не работают, – отвечает опытный товарищ. – Мы сейчас сами думаем, не приобрести ли такую же и не занять ли освободившуюся нишу – считаем сроки окупаемости.

– И где же сейчас в Ангарске поверить счётчик горячей воды?

– По-видимому, нигде. Или ставить новый, или везти в Иркутск – там есть ЗАО «Теплосчётчик» и Ир-кутский центр стандартизации и метрологии. Но туда придётся два раза с разницей в две недели съездить, потом вызвать специалиста АТСК, он тоже не завтра придёт – в общем, вся эта суета займёт тот самый месяц, который даётся на поверку или замену счётчика. 

– А во сколько новый обойдётся?

– Если обратиться к нам, в «Акваконтроль», то счётчик «Итэлма» (бывший «Сименс») вместе с установкой и регистрацией в АТСК (и новая пломба на месте, и ездить никуда не надо) – 1600 рублей. Годичная гарантия от протечек. Если самим покупать и монтировать, приличный счётчик горячей воды можно найти за 600, регистрация в АТСК – 400. 

На всякий случай звоню в Иркутск. Выясняю, что ЗАО «Теплосчётчик» базируется в Академгородке – далековато от Ангарска-то. Просят перезвонить после обеда, когда специалист будет на месте. Перезваниваю – оказывается, счётчиками горячей воды там не занимаются, отсылают в «Ангарский водоканал», где я уже получила от ворот поворот, или в Иркутский центр стандартизации и метрологии на Сурнова, 22. Что ж, Сурнова – это к Ангарску немного ближе, чем Академгородок. Звоню – вдруг там догадались, что, имея филиал в Ангарске, можно организовать тут приём и выдачу счётчиков, а поверять их в Иркутске. Увы, не догадались. Счётчик нужно самим снять и привезти в Иркутск (билет на автобус от Ангарска до Иркутска – 70 рублей, две поездки туда-обратно – итого 280). Поверка счётчика диаметром 15 мм – 334 рубля 83 копейки, диаметром 20 мм – 837 рублей 80 копеек. Оплата в кассу на месте или перечислением через банк. Получая счётчик, нужно будет предъявить паспорт – не счётчика, а собственный. Поверка занимает 15 рабочих дней (впрочем, девушка честно предупредила, что сейчас этот срок соблюсти не удастся, поскольку и поверитель, и начальник отдела до конца месяца в командировке на севере области – там тоже есть нуждающиеся в поверке приборы учёта). В общем, не слишком дорого, но достаточно заморочно – два раза по полрабочих дня на мотания в автобусах тратить мало кому захочется. Звоню в Ангарскую теплосбытовую компанию. 

– Подходит срок поверки счётчика горячей воды, а найти, кто в Ангарске делает поверку, мне не удалось. В Иркутск ехать или как?

– Ой, ну что ж вы туда кататься будете, – заботливым голосом сказала оператор АТСК. – Слушайте, я вас научу, что надо сделать. Идите в магазин и купите новый счётчик. Обязательно посмотрите, в каком году он выпущен, – нужно купить выпущенный в 2010 году и лучше выбрать тот, у которого межповерочный период шесть лет. Старый счётчик выкрутите, но не выбрасывайте; новый поставьте. Приезжайте к нам с последними показаниями старого счётчика, копией техпаспорта на новый счётчик, домовой книгой и паспортом владельца. Платите 400 рублей – и после визита нашего специалиста, если у вас всё правильно установлено, вносите плату уже по показаниям нового счётчика. 

Доложила я обо всём, что выяснила, подруге, поохала с ней за компанию, а на следующий день решила сделать контрольный звонок по телефону исчезнувшей ооошки, занимавшейся поверкой водосчётчиков без их демонтажа. И – ура! – дозвонилась. Организация теперь называется по-другому, но поверкой она по-прежнему занимается. Поверка одного счётчика диаметром 15 мм – 750 рублей, диаметром 20 мм – 1100. Акт о пригодности счётчика к дальнейшей эксплуатации нужно отвезти в АТСК, заплатить 400 рублей, дождаться визита их специалиста, получить новую пломбу на счётчик и акт повторной приёмки узла учёта на коммерческий учёт в руки – и спать спокойно. 

Когда мне раньше говорили, что заменить счётчик на новый проще, чем поверить, я в этом сомневалась. Думала, это чисто рекламный ход, обеспечивающий превращение разовой услуги по установке счётчиков в регулярную. Сейчас понимаю: наверное, это действительно так. Сегодня поверять счетчики монопольно, долго, заморочно. Как мне показалось, те, кто эту услугу оказывает, совершенно не готовы к тому наплыву клиентов, который возникнет у них буквально через год (например, в Ангарске 2006-й был годом начала массовой установки счётчиков, а значит, вот-вот подойдёт срок их поверки). И пока поверители не будут думать, каким образом приблизить свою услугу к клиентам, сделать её быстрее и дешевле, будут множиться фирмы, убеждающие ангарчан, что установить новый счётчик проще, чем поверить имеющийся. Уже сегодня рекламных блоков про установку водосчётчиков в местных газетах почти столько же, сколько про установку пластиковых окон. А это значит, что производители водосчётчиков в ближайшие годы без работы явно не останутся.  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры