издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Очки с одним стёклышком

  • Автор: Светлана ВОЛКОВА

Обыкновенный ученик обыкновенной школы Веня Коромыслов нашёл на тротуаре очки:

«Такие очки никому не нужны, в них всего одно стёклышко. А мне они для чего-нибудь да сгодятся».

Веня нацепил очки на нос, и сразу у него перед глазами вырос фонарный столб. Веня очень удивился:

«Откуда взялся столб? Он всегда стоял в конце улицы».

На столбе было приклеено объявление, и он прочитал его до единой буковки. Вот какие дальнозоркие это были очки! Объявление было такое: «Нашол сабаку. Вирну за вазнаграждение».

– Ужас! Сколько ошибок! – возмутился Веня, хотя прежде ни своих, ни чужих ошибок он как-то не замечал. 

Немедленно он свернул к магазину «Пиши-читай», купил там красный фломастер и исправил в объявлении все ошибки до одной. Потом снова вернулся в магазин и постучал к директору: 

«У вас вывеска неправильная: «Пиши-читай» нельзя писать вместе». 

«Как это неправильная! – рассердился директор. – Ты мимо магазина не прошёл? Не прошёл. Значит, правильная!».

Но вывеску всё же обещал сменить.

В школе, на диктанте, Веня опять нацепил очки с одним стёклышком, и они стали вылавливать ошибки так же ловко, как вылавливает кот рыбку из аквариума.

Передавая тетрадку с диктантом учителю, Веня обернулся и увидел, как второгодник Усов на задней парте выводит на бумажном голубе: «Венька – очкарик».

С Усовым пришлось подраться, но очков Веня не снял, и скоро его тетради, как летние поляны земляникой, запестрели пятёрками. 

Было отчего задрать нос!

И однажды Веня его задрал так высоко, что сквозь свои очки разглядел на вечернем небе все звёзды до одной. Одна была совсем особенная. Она была похожа скорей на девочку, чем на звезду: синие глаза и причёска – серебряный хвост. «Я комета, – сказала девчонка. – Все звёзды, точно куры, к своим гнёздам приклеены. Ты, я вижу, тоже сиднем сидишь. А я путешествую». 

Вене такой разговор не очень-то понравился.

– Зато я не делаю ошибок, – надулся он. 

– А что такое ошибки? 

– Ты не знаешь, что такое ошибки? – обрадовался Веня. – Значит, ты не умеешь читать, писать и считать. 

– Не умею, – созналась девочка Комета. – А зачем это мне? 

– Ты можешь сосчитать всё, что тебе нужно, прочитать книгу, написать письмо. 

– Это мне может пригодиться, – заинтересовалась Комета. – Ведь я иногда по сто лет не вижу людей. До планеты комет лететь далеко, мне иногда бывает очень скучно. 

– А что это за планета такая? – заинтересовался Веня.

Девочка тряхнула своим серебряным хвостом: 

– Научишь читать и писать, тогда расскажу.

Учить девочку Комету было нелёгким делом, но Вене помогали очки. Ни одна ошибка ученицы не ускользала от них. Ошибок было видимо-невидимо, и все разные. Были Ашибки совсем глупые, те, что случаются только по рассеянности. Они так и сыпались со страниц, недоумённо моргая, вечно с разинутыми ртами. В чернильных зарослях таились Ошипки. Эти были самые зловредные – они царапались, кусались, шипели, как рассерженные кошки, и ни за что не хотели исправляться. Труднее всего было бороться с Обшипками. Они с кулаками доказывали, что они правильные.

Но Веня в очках с одним стёклышком и с красным фломастером в руках без труда повергал в бегство Ашибки, безжалостно расправлялся с цеплючими Ошипками и в открытом бою побеждал отряды драчливых Обшибок. Всего за одну осень девочка Комета научилась всему, что знал Веня. 

– Я очень благодарна тебе, – сказала она. – Скоро мне опять улетать, и если ты мне позволишь, я возьму в дорогу какую-нибудь книжку. Не беспокойся, я её верну. Я решила лететь по другому маршруту, не на планету комет. 

– Но ты ведь так и не рассказала о ней. 

– Там очень красиво, – начала рассказывать девочка. – Песок золотой, в море плавают золотые рыбы. А в раковинах прячутся золотые жемчужины. 

– И ты раздумала туда лететь?

Голос у девочки Кометы дрогнул.

– Но оттуда я прилечу только через сто лет.

– Через сто лет? Не может этого быть. Наверно, ты, как всегда, что-то напутала. Вот атлас звёздного неба, покажи мне свою планету. А теперь давай подсчитаем.

Он написал много цифр столбиком и в строчку, делил, умножал и снова делил и наконец показал листок Комете.

– Ты, конечно, ошиблась! Тебе лететь не сто лет, а всего каких-нибудь двадцать. Двадцать лет, и ты снова здесь. И не забудь для меня с планеты комет золотую жемчужину.

– Хорошо, – опустила глаза девочка Комета, – а ты дай мне листок бумаги, чтобы я написала письмо. Ведь двадцать лет – это тоже долго.

– Ерунда, – отмахнулся Веня, – двадцать лет быстро пройдут.

Двадцать лет и правда прошли очень быстро. В такой же тёплый и синий, как тогда, сентябрьский вечер взрослый Веня Коромыслов открыл окно. На подоконник упало письмо. 

«Очки с одним стёклышком ошиблись, прочитал он, – я не долетела до планеты комет. Не такие эти очки и волшебные. Конечно, я ведь видела, кто их потерял – это учительница из дома через дорогу. Очень жалко, что я не смогу подарить тебе золотую жемчужину».

Взрослый Веня Коромыслов прочитал письмо и подумал о том, что двадцать лет – это вовсе не такие уж и пустяки. И о том, что если бы он знал, где сейчас Комета, он бы тоже отправил ей письмо и написал в нём: «Возвращайся». 

А потом взрослый Веня Коромыслов положил очки с одним стёклышком в футляр и постучал в дом напротив. Ему открыла учительница.

– Спасибо, – сказал он ей. – Вот ваши очки. Они мне очень помогли, исправили много ошибок. Но большую ошибку почему-то не разглядели. 

– Так всегда бывает с большими ошибками, – грустно сказала учительница, – в самые лучшие очки их не разглядеть. И исправить всего труднее.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры