издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дорогие разрушения

На прошлой неделе в Иркутске были разрушены очередные незаконно возведённые строения. Два верхних этажа трёхэтажного здания, стоящего прямо в центре города, были снесены по настоянию мэрии и решению суда. Это стоило городскому бюджету 325 тыс. рублей, которые город, конечно, надеется взыскать с хозяина нелегальных построек. Однако, как признаются чиновники, пока в их практике не было ни одного случая реального возвращения денег, потраченных на снос незаконных зданий, в бюджет.

Инициатива наказуема 

Власти Иркутска о существовании несогласованного с ними пристроя по адресу: улица Каландаришвили, дом № 6-2а, узнали довольно нелепым способом. В общем-то, собственник одной из трёх квартир этой «деревяшки», надстроивший над своим жильём ещё два этажа и отдавший их в аренду коммерческим структурам, сдал себя сам. По информации начальника земельного департамента комитета по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) Антона Протасова, гражданин Сергей Соляник попытался в судебном порядке узаконить эту самовольную постройку: подал иск в суд и привлёк администрацию в качестве ответчика. 

– Мы выехали с контрольными мероприятиями, обнаружили, что к жилому зданию пристроено два нежилых этажа общей площадью 204,7 квадратных метра, тогда как земельного участка под строительство выделено не было, проанализировали документы и оснований для узаконения не нашли, – развела руками начальник отдела земельного контроля земельного департамента КУМИ Нина Егорова. 

Инициативному собственнику тут же было выдано предупреждение о необходимости добровольного демонтажа, и теперь уже он оказался ответчиком по иску КУМИ в суде. 

– Помимо Земельного, были нарушены Градостроительный и Жилищный кодексы: ведь Соляник не получил разрешения на строительство и не провёл собрания с остальными жильцами дома, хотя участок под многоквартирным домом принадлежит всем собственникам помещения, – возмутился Антон Протасов. Впрочем, по его же словам, жильцы остальных квартир довольно равнодушно отнеслись к тому, что над их головами появилось два лишних этажа, и в контролирующие структуры не обращались. 

Сергей Соляник не только отказался самостоятельно сносить незаконный пристрой, но и пригрозил властям судом

Когда в апреле 2008 года суд постановил самовольную постройку снести и дело было передано судебным приставам, Соляник несколько раз пытался обжаловать это решение. 

– Судебные тяжбы длились около двух лет, – сообщил ведущий специалист-эксперт отдела организации исполнительного производства службы судебных приставов по Иркутской области Павел Ефременко. – Снести здание быстро практически никогда не получается: собственники предоставляют различные экспертизы, что снос невозможен, всё это приходится рассматривать в суде. Однако таким образом они только выигрывают время, поэтому в конечном итоге незаконную постройку всё равно разрушают.  

«Борец с режимом»

Сносить второй и третий этажи дома № 6-2а по улице Каландаришвили начали с утра 30 сентября. К приходу журналистов крыша здания уже была наполовину разобрана, рабочие собирались переходить на обшитый сайдингом третий этаж. Через пластиковые окна там можно было разглядеть только пустые стены: по словам Нины Егоровой, арендаторы – все из числа коммерческих структур – накануне увозили оттуда вещи и мебель. 

Правда, некоторые предметы продолжали выносить из разрушаемого здания и в момент сноса верхних этажей. Так, на глаза прессы попали штук десять аккуратно разрисованных штендеров с грозными надписями типа: «Госпожа Голикова, посетите аптеки и больницы в регионах, это очень просвещает! Хватит лечить обещаниями!», «Не искажайте историю! Не лгите по ТВ и радио!». 

– Какое-то общество правды, – предположили журналисты, оживлённо фотографируя агитки. 

– А потом удивляются, чего это дом снесли. Человек с режимом борется, – пошутил кто-то из прессы. 

Самого «борца с режимом» пресса обнаружила сзади разрушаемого дома: он собирался куда-то уезжать и уже из салона своего авто, назвав представителей власти сволочами, сообщил: 

– Мне разрешали надстроить эти этажи, я согласовывал это с  центром по сохранению историко-культурного наследия области. У меня же охранные обязательства есть. Если бы я что-то неправильно делал, у меня была бы уголовная ответственность. Поэтому снос этажей я буду оспаривать в суде, однозначно. 

После чего завёл двигатель и скрылся. Уже в его отсутствии Нина Егорова поинтересовалась: 

– Причём здесь ЦСН? ЦСН мог только выдавать архитектурные обязательства, следить за тем, чтобы памятники сохранялись, но не имел права выдавать разрешения на строительство. Собственник может утверждать что угодно. Но документы были пред-ставлены в суде.

Безвозмездная работа  

Схема сноса незаконных строений давно налажена. Её характерная черта в том, что, после того как хозяин нелегальной постройки отказывается её сносить, администрация города берёт эту нагрузку на себя. В бюджете ежегодно предусмотрена определённая сумма на эти цели. Например, разбор двух с половиной этажей дома № 6-2а по ул. Каландаришвили обошёлся городу в 325 тысяч рублей. 

– При этом квартира, над которой сооружена незаконная надстройка, останется нетронутой, – подчеркнула Нина Егорова. – Более того, будут восстановлены некоторые перекрытия, чтобы жильё можно было нормально эксплуатировать. 

Всего в этом году на демонтаж самовольных построек планировалось израсходовать полтора миллиона рублей, сообщил Антон Протасов. По его словам, сейчас освоено порядка миллиона двухсот, оставшиеся триста тысяч буду потрачены в течение недели на разрушение шести павильонов. Пока за этот год было снесено десять временных сооружений и три капитальных строения: пристрой к одноэтажной «деревяшке» на Каландаришвили, пристрой к зданию в три этажа, расположенному по ул. 3 октября, и гараж площадью 100 кв. м, обнаруженный властями на ул. Розы Люксембург. 

Естественно, всех собственников в судебном порядке обязывают возместить городскому бюджету затраты на снос незаконных построек. Однако, по словам Нины Егоровой, пока что в практике КУМИ не было ни одного случая, чтобы деньги были реально возвращены в бюджет. 

– У нас есть судебные решения о компенсации затрат бюджета на снос дома, но, конечно, в добровольном порядке никто нам ничего не компенсирует, так что все эти решения пока находятся на исполнении, – призналась она. – Реальных возмещений пока нет ни одного.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры