издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Как выбрать непрожорливый холодильник?

  • Автор: Анна КАПЛАН

Прочла в «Ведомостях»: в будущем году правительство планирует заменить в домах россиян 39 млн. холодильников и 32 млн. стиральных машин старше 15 лет. Это будет сделано в рамках программы энергосбережения и повышения энергоэффективности. Планируется, что программа будет стимулировать переход россиян на более современную и менее энергозатратную бытовую технику.

Оглянулась вокруг: моим саратов-ским холодильнику и морозильной камере как раз в этом году исполняется по 15 лет – мне, в то время бюджетнице, эти крупные покупки стали доступны на «декретные», полученные, когда родила старшую дочку. Работать-то они работают, но эстетического удовольствия давно не доставляют – все царапины закрыть уже магнитиков не напасёшься. Да и прогресс в области бытовой техники  шагнул далеко вперёд. Я легко обойдусь без жидкокристаллического телевизора, вмонтированного в дверцу, без льдогенератора, без умения холодильника читать штрих-коды на продуктах и ходить в Интернет, а вот камера-«нулёвка» («зона свежести», где продукты удерживаются на грани замерзания, но ещё не «травмированы» кристаллами льда) мне бы очень пригодилась. Да и “No Frost” хочется: размораживать холодильник и очищать его от снеговой шубы – занятие противное и всячески откладываемое. 

На моём пути к повышению энергоэффективности домашнего хозяйства могут появиться непредвиденные барьеры. Кто помнит, как долго тормозила в регионах госпрограмма утилизации старых автомобилей, понимает, что эффективную систему приёма и утилизации старой бытовой техники тоже быстро организовать не удастся. К тому же в интервью центральным изданиям глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина честно призналась, что механизмов финансирования замены россиянами старых холодильников на новые пока правительством не предусмотрено. То есть цифры – сколько холодильников и стиральных машин россияне должны выбросить за ближайшие 10 лет (плюс-минус миллион) – широко растиражированы, а в чём именно будет заключаться госпомощь и из каких источинков финансироваться компенсация, пока не определено. 

Один из журналов издательского дома «Коммерсант» опубликовал по осени «страшилку»: мол, с 1 января 2011 года из продажи может исчезнуть вся бытовая техника: вся! По сведениям журнала, согласно закону об энергосбережении и энергоэффективности вся бытовая техника должна в России сертифицироваться в специально аккредитованных при Министер-стве торговли лабораториях. К августу этого года министерство ещё не аккредитовало ни одну лабораторию, и торговля взвыла, потому что предвидит коллапс, аналогичный тому, что случился пару лет назад с маркировкой алкогольной продукции марками ЕГАИС. Дмитрий Губин со страниц «Огонька» возмущался: «В какую патриотичную голову пришла идея сертифицировать в России то, что во всём мире и так давно сертифицировано (загляните в инструкцию к холодильнику, телевизору, микроволновке, там всюду указан класс энергопотребления!),— попробуй разберись. Говорят, в закон внесут скоро поправки, но могут ведь и не успеть. А значит, и тут жди затора». 

Проштудировала закон. Нашла в статье 10 ФЗ «Об энергосбережении» требования об обязательном указании в техдокументации, маркировке и на этикетке класса энергетической эффективности, нашла изменения в Кодекс об административных правонарушениях (размер штрафов за выпуск или ввоз товара без включения информации о его энергоэффективности), но никаких требований дополнительной сертификации не обнаружила. Написала автору публикации – ответа не получила. Зато прошла по магазинам и убедилась, что ценники всюду пока висят старые: что такое «энергоэффективность», большинство продавцов сказать не могут, а «класс энергопотребления» конкретной модели в большинстве магазинов можно узнать, только отодвинув холодильник или стиральную машину и заглянув на их заднюю стенку или же добившись от продавца выкапывания из тайников полного текста инструкции. А уж найти «годовое потребление электроэнергии» – параметр, по которому удобно сравнивать модели разных производителей, – нелегко даже на сайтах производителей холодильников.  

По экономичности международные стандарты предусматривают 9 классов от A++ (самый высокий) до G (самый низкий). Классы A++, А+, А и B устанавливают для экономичных моделей, С и D – для моделей с умеренным потреблением электроэнергии. Разница в потреблении электроэнергии холодильников одинаковой ёмкости с классами экономичности A++ и G может быть двукратной. При оценке класса экономичности учитывают полезный объём холодильника, расход электроэнергии, наличие дополнительных электрических механизмов. Холодильник повышенной комфортности (с вентиляторами и нагревателями для автоматического оттаивания, со льдогенератором или устройством раздачи охлаждённых напитков) имеет нормативный и фактический расход электроэнергии выше, чем холодильник стандартного исполнения такого же объёма, но классы экономичности у них могут быть одинаковыми.

Прогулка по магазинам дала неожиданное открытие. Если программа утилизации автохлама фактически является акцией стимулирования спроса на продукцию ВАЗа, то с холодильниками не вполне понятно, кого такая программа поддержит. В некоторых магазинах из двух-трёх десятков представленых моделей холодильников и морозильных камер я не нашла ни одного отечественного. Одновременно и позаботиться об энергосбережении, и поддержать российского производителя не получится: в нашей стране не выпускаются экономичные холодильники класса А++ и даже А+. То, что мы привыкли считать современными отечественными холодильниками, это либо импорт («Атлант» – белорусский, «Норд» – украинский, «Снайге» – литовский), либо продукция иностранных производителей, собранная в России (у Indesit есть завод в Липецке, у Beko – во Владимирской области). У того, что остаётся хотя бы номинально отечественной продукцией (при итальянском дизайне, комплектующих и немецких компрессорах), энергопотребление незавидное. По данным журнала «Потребитель. Бытовая техника» по состоянию на август нынешнего года, у красноярской «Бирюсы» и у «Саратова» практически все модели относятся к классу «В» (те, что с системой No Frost и морозильные камеры – к классу С), «Смоленск» встречается даже класса D, а отдельные модели класса А встречаются только у «Орска» и татарского производителя Pozis (только где ж вы встречали их «Мир» и «Свиягу»?). Есть, правда, ещё уссурийские «Океаны», но производитель их класс энергоэффективности открыто не публикует. Поэтому если правительство решит программой утилизации поддерживать отечественных производителей, то это станет заменой обшарпанных холодильников на необшарпанные, но столь же неэкономичные, как прежние; а если решит поощрять только тех, кто будет покупать экономичные модели, это будет означать, что из бюджета будут фактически дотироваться зарубежные производители. В любом случае потребителю пока приходится выбирать: то ли предпочесть российскую продукцию (как правило, с трёхлетней гарантией) и пренебречь быстротой вращения электросчётчика, то ли взять более экономичный, но и более дорогой импортный холодильник (и смириться с тем, что гарантия у них обычно годичная). 

Собственно, стоит ли из-за «прожорливости» холодильника переживать? Стоит. В обычной городской семье средний холодильник потребляет больше четверти всей электроэнергии. Если же холодильник большой или если дачный урожай, грибы-ягоды и приветы от сельских родственников подолгу хранятся в морозильной камере – стоимость этой экологически чистой продукции возрастает за счёт электроэнергии, которая тратится на их хранение. Так что на класс энергоэффективности мы рано или поздно начнём внимание обращать – вопрос лишь в том, кому и сколько мы готовы доплачивать за А++.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры