издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Отложенная помощь

Сертификат на покупку квартиры для ветерана войны оказался неоплаченным

В Иркутской области возникла проблема с получением денег по ветеранскому сертификату. Иркутянин, больше месяца назад продавший свою квартиру в Ангарске ветерану, до сих пор не может дождаться, когда с ним расплатится государство.

Иркутянин Сергей Соломахин продал свою квартиру в Ангарске больше месяца назад: 15 октября он заключил сделку с ветераном Великой Отечественной войны, проживающим в том же городе. Покупатель расплатился с Соломахиным ветеранским сертификатом – свидетельством о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, выданным министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Право собственности на квартиру перешло ветерану, а Сергею минсоцразвития должно было перечислить положенные ему деньги – 1 млн. 98 тыс. рублей. 

– Перед сделкой я поискал информацию об этих сертификатах, – сообщил Сергей Соломахин «Иркутскому репортёру». – Отрицательные отзывы были только по Татарстану, там доходило до трёх месяцев невыплат. Данных о проблемах в Иркутской области не было, и я не допустил мысли, что государство может не выполнить своих обязательств. 

По словам главного специалиста-эксперта отдела демографической политики департамента семейной, демографической политики, опеки и попечительства ведомства Аллы Агафоновой, схема расплаты сертификатом за квартиру такая: после сбора документов о необходимости улучшения жилищных условий ветеран ставится на учёт и проходит проверку органами соцзащиты. Сертификат на жильё выдаёт министерство соцразвития. Обладатель сертификата заключает договор купли-продажи квартиры, предоставляет его в ведомство, которое после проверки договора обязано перечислить деньги продавцу. 

Сергею Соломахину, однако, ничего перечислено не было. Беспокоиться он начал, когда через месяц после сделки так и не увидел средств на своём счёте. 9 ноября мужчина позвонил в минсоцразвития и уточнил, когда же государство собирается с ним расплатиться. 

– Но в приёмной и финансовой службе ведомства мне сообщили, что у них проблемы с финансированием, и поэтому сертификат пока не может быть погашен, хотя, когда принимали документы, ни о каких сложностях мне не говорили, – заявил Сергей Соломахин «Иркутскому репортёру». – Когда деньги появятся на счёте, мне сказать не смогли. 

Сергей послал официальные запросы в приёмную ведомства и министру социального развития, опеки и попечительства Семёну Крутю, однако ответа на них ко времени выхода этого номера в печать не получил. К покупателю у Сергея претензий нет: 

–  С ветерана спрос невелик, – считает он. – Ему государство просто выдало право приобретения жилья и должно оплатить его стоимость в указанном объёме. 

Теперь проданная квартира зависла в воздухе: формально Соломахин ею больше не владеет, ведь жильё было передано по акту продажи, но оно так и осталось стоять в ипотеке, откуда может быть снято только после выплаты денег государством. Соответственно, распоряжаться правом собственности её новый владелец тоже не может. 

В министерстве соцразвития «Иркутскому репортёру» заявили, что Соломахину волноваться не стоит. «Всего месяц прошёл, так быстро деньги не приходят», – пояснили там. До этого месяца проблем с сертификатами в области действительно не возникало: на 8 октября было запрошено в федеральном центре 4695 свидетельств о предоставлении соцвыплат при том, что нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов сейчас 5254. И уже 3750 человек сумели купить квартиры. Однако уточнить, в какой конкретно срок происходит перечисление денег, в ведомстве не смогли. 

– Мы время прохождения денег не фиксируем, мы в этом не заинтересованы. Всё зависит от того, какой банк обслуживает продавца, – пояснила Алла Агафонова. 

Продавца в данном случае обслуживает Байкальский банк Сбербанка России. В пресс-службе организации также не смогли уточнить, сколько времени в среднем требуется государству, чтобы перечислить на расчётный счёт «ветеранские» средства, однако заверили, что банк переводит деньги продавцу квартиры сразу после их поступления. По словам Людмилы Ткаченко, начальника службы по связям с общественностью строительной компании «ВостСибСтрой», принимающей ветеранские сертификаты в счёт оплаты квартир,  до настоящего момента у организации не возникало проблем с получением денег от государства. 

– Но нам не приходилось ждать дольше двух недель – именно этот срок неоднократно озвучивал Семён Круть на ярмарках по предложению строящегося жилья для ветеранов ВОВ, – отметила Людмила Ткаченко.  

– Очень может быть, что мы просто вовремя не перечислили деньги, – согласилась Алла Агафонова. – Но причины я назвать не могу. Средства на данный момент на счетах министерства есть. 

Сергею Соломахину остаётся либо продолжать ждать выплат, либо расторгать договор о продаже квартиры с ветераном. 

– Расторжение договора я вижу крайним средством и надеюсь, что до этого не дойдёт. К тому же представляю эту процедуру не очень скорой, – отметил он. – Не хотелось бы озвучивать допустимый срок ожидания оплаты, чтобы министерство на него не ориентировалось. Я не считаю, что мои деньги где-то крутятся, скорее всего, это просто результат раздолбайства и отсутствия планирования. Думаю, когда представители государства поймут, что таким образом дискредитируется сама идея помощи ветеранам, они эту проблему решат. В значительной степени это, конечно, моя вина. Я никогда не питал иллюзий по поводу того, как у нас работает государство. Нужно было просто не связываться.

Ещё один нюанс процедуры расторжения договора, по словам Сергея Соломахина, заключается в оговорке документации: если сделка расторгается, деньги переходят в областной бюджет. То есть в случае возвращения квартиры прежнему владельцу через суд ветеран попросту потеряет своё право на приобретение жилья. 

В единственном регионе России, где возникли проблемы с получением средств по ветеранским сертификатам, Татарстане, менее гуманные, чем Соломахин, продавцы уже давно интересуются на различных интернет-форумах, «как быстрее всего расторгнуть договор  с ветераном». И поясняют: «Меня интересуют кратчайшие сроки – ждут два покупателя с реальными деньгами. Будет ветеран и его внуки с жильём или не будет, мне всё равно – пусть президент республики Минниханов выделяет ему комнату в своём дворце!». Беспокойство продавцов обусловлено в том числе и тем, что известно множество случаев, когда ветеран умирал, не дождавшись денег по сертификату, и квартира «зависала в воздухе» между её прежним владельцем и умершим стариком. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры