издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В зоне ожидания

  • Автор: Татьяна ПОСТНИКОВА

Прошедший год для туротрасли региона стал прорывным и провальным одновременно. Больше всего порадовало дальнейшее расширение маршрутной сети: теперь из Иркутска можно попасть не только в традиционные Китай, Таиланд и Турцию, но и в Корею, Монголию, а также страны Центральной Азии. На очереди — открытие прямых перелётов в Европу. Провалом года стало затягивание сроков реализации проекта турзоны «Ворота Байкала», которой в нашем регионе по-прежнему не существует даже на бумаге. В то время как в соседней с нами Бурятии уже введена первая очередь инфраструктурных объектов.

Большие надежды

Поток туристов в Иркутскую область, который по одной из областных программ пятилетней давности к 2010 году должен был достичь 1 млн. человек, по-прежнему далёк от этих показателей. По данным правительства Иркутской области, прогнозный турпоток в этом году будет на уровне 2009 года, когда в Приангарье приехало отдохнуть 657,5 тыс. туристов. По итогам девяти месяцев этого года, как показывает статистка областного агентства по туризму, в регион въехало 420 тыс. человек, в том числе 31,6 тыс. иностранцев.

Туристические компании региона при этом уверены, что интерес к Байкалу у россиян с каждым годом растёт. «Это можно оценить хотя бы по количеству запросов «отдых на Байкале» в Интернете, – подтверждает пресс-секретарь компании «Байкальские приключения» Александр Верхозин. – При этом любую компанию, работающую на региональном туристическом рынке, интересуют туристы со средним и высоким уровнями доходов. Ведь все мы понимаем, что это именно тот сегмент, который приносит наибольший доход всем участникам рынка: туроператорам, гостиницам, судовладельцам и транспортным компаниям. И следовательно, именно он позволяет развивать туризм на Байкале».

В 2010 году сразу несколько крупных региональных туроператоров отметили рост числа желающих заплатить за тур на Байкал от 1 до 3 тыс. долларов, что по ценам сопоставимо с качественным отдыхом за рубежом. Причём около 70% таких туристов приезжают сюда из-за Урала, в основном из крупных российских городов, а также европейских стран. И, что показательно, необходимость 5-6-часового перелёта их отнюдь не пугает. «У нас по итогам этого года доля высокоплатёжеспособных туристов возросла на 50%, – говорит Александр Верхозин. – Плюс возросло число индивидуальных и корпоративных туров. Хотелось бы, конечно, чтобы соответствующими темпами росло и качество сервиса».

Неясная перспектива

При этом главный инфраструктурный проект по созданию в Приангарье особой экономической зоны (ОЭЗ) «Ворота Байкала», призванный вывести туротрасль региона на новый качественный уровень, по-прежнему далёк от реализации. В 2010 году главной и, по сути, единственной подвижкой в его осуществлении стало подписание в сентябре правительством РФ постановления, в соответствии с которым в границы турзоны были включены два участка в Слюдянском районе – местность курорта «Гора Соболиная» и горы Мангутай.

– Впереди работа по определению границ турзоны на новых участках, которую планируется завершить к концу января 2011 года, – перечисляет дальнейшие этапы руководитель филиала ОАО «ОЭЗ «Ворота Байкала» Валерий Драчёв. – К сентябрю должны быть готовы проект планировки и план обустройства зоны в Слюдянском районе, благодаря чему станет понятно, какие объекты, где и за счёт каких средств должны быть построены. В этом случае к концу 2011 – началу 2012 года можно будет перейти непосредственно к реализации проекта.

При этом сегодня по-прежнему не понятно, на каких условиях будет финансироваться весь проект. Так, ранее региональный и федеральный бюджеты должны были на равных вкладываться в создание ОЭЗ в Приангарье. Но под занавес года правительство Иркутской области предложило изменить параметры финансирования, в соответствии с которыми регион потратит на проект предположительно 20% от необходимого объёма средств, или 460 млн. рублей, а оставшиеся 80% (1,84 млрд. рублей) составит федеральное финансирование. Напомним, на похожих условиях осуществляется создание ОЭЗ в Бурятии, где это соотношение составляет 24% к 76%. «Однако, чтобы применить эту финансовую схему, необходимо, чтобы было подписано соответствующее постановление правительства Российской Федерации. Пока его нет», – говорит Валерий Драчёв.

Участники туротрасли в целом положительно оценивают это начинание региональных властей и считают, что оно «ускорит и повысит эффективность проекта». Хотя основная финансовая нагрузка всё равно ляжет на частных инвесторов. Ранее о своём желании участвовать в проекте заявляла группа «Илим». Из региональных компаний пока только одна  намерена вложить средства в создание объектов турзоны.

– Мы готовы реализовать в рамках ОЭЗ пул инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнёрства на общую сумму порядка 1 миллиарда рублей, – рассказывает генеральный директор компании «Гранд Байкал» Виктор Григоров. – Речь идёт о комплексном развитии инфраструктуры горнолыжного курорта «Гора Соболиная» сроком около пяти лет. В результате ежегодно Байкальск сможет принимать до 500 тысяч туристов. Срок окупаемости у всех объектов разный, но, по предварительным расчётам, он может составить от 7 до 12 лет.

Деньги на ветер

Не обошёлся 2010 год и без достижения в туристической отрасли. Самый большой прогресс наблюдался, безусловно, в области авиационных перевозок. И в первую очередь по международным направлениям, данные о перевезённых пассажирах по которым в этом году били все рекорды. По информации ФГУП «Аэропорт «Иркутск», к 1 декабря количество пассажиров, вылетающих за границу, выросло по сравнению с прошлым годом на 73% и в численном выражении составило 171,1 тысячи человек. 

По мнению экспертов, способствовало росту пассажиропотока прежде всего общее увеличение количества рейсов по международным направлениям. По данным аэропорта, с начала года из столицы Приангарья вылетело за границу 802 рейса, в том числе 377 чартерных. Это в несколько раз больше, чем в прошлом году, когда наблюдался спад перевозок.

– В 2010 году из Иркутска регулярно осуществлялись полёты по 15 международным маршрутам – в Монголию, Китай, Южную Корею, Турцию, Таиланд, Узбекистан, Таджикистан, Украину и Киргизию.  По пяти из них полёты были открыты в этом году,  – рассказывает начальник отдела по связям с общественностью аэропорта «Иркутск» Оксана Васнёва.

В туристических компаниях считают, что такая активность связана преимущественно с улучшением финансового положения активно путешествующей части населения. «Люди снова стали уверенно тратить деньги на отдых, – объясняет менеджер по туризму компании «Персона Тур» Татьяна Сергеева. – Кроме того, способствует росту потока за рубеж и появление большего количества выгодных предложений по турам от операторов, а также расширение сегмента делового туризма».

Похожая положительная динамика наблюдается и на внутренних авиалиниях, рост пассажиропотока на  которых по итогам 11 месяцев составил 21%. В общей сложности с начала 2010 года из Иркутска по примерно 40 маршрутам внутри страны вылетело 823,4 тыс. человек. Львиная доля перелётов приходится на маршрут Иркутск – Москва.

Новый поворот

В последних числах 2010 года стали известны подробности и стратегически важного для региона направления перевозок – рейса Иркутск – Мюнхен. Возможность его организации власти области совместно с туроператорами рассматривали ещё с 2004 года. Однако началу сообщения мешало то отсутствие авиаперевозчика, то невозможность получения в Иркутске шенгенских виз. В течение нескольких лет переговоры по организации прямого перелёта из Иркутска по первому европейскому маршруту велись с несколькими немецкими перевозчиками, в том числе с такими крупными компаниями, как Lufthansa и Air Berliner, а также Hamburg International. Но в итоге первые две отказались от выполнения рейсов по этому направлению из-за кризиса, а последняя не подошла по техническим характеристикам своих судов. 

В середине декабря 2010 года стало известно, что летать по маршруту Иркутск – Мюнхен будет российская авиакомпания «Якутия». К тому времени, по информации перевозчика, компания уже успела получить разрешение на выполнение данного рейса в Федеральном агентстве воздушного транспорта, а чуть позже и включить его в расписание иркутского аэропорта. По словам директора по маркетингу авиакомпании «Якутия» Григория Решетникова, весь процесс вхождения в проект занял у них около двух месяцев. 22 декабря компания заявила о начале продаж билетов на первый рейс Иркутск – Мюнхен, который намечен на 30 апреля 2011 года. 

– В летний период мы планируем выполнять полёты на самолётах Боинг 757-200 два раза в неделю – по третьим и шестым дням недели, – раскрыл детали Григорий Решетников. – С октября по апрель – один раз. Стоимость перелёта эконом-классом будет составлять 12–15 тысяч рублей в одну сторону, полёт бизнес-классом – 35–40 тысяч рублей.

При этом в авиакомпании не исключают, что условия выполнения рейсов из Иркутска в Мюнхен в течение ближайшего года могут поменяться. «Всё зависит от того, насколько востребованным окажется данное направление», – уточняют в авиакомпании. Впрочем, в иркутском аэропорту считают, что проблем с наполняемостью рейсов как из столицы Приангарья в Мюнхен, так и в обратном направлении возникнуть не должно. По их данным, ежегодно по этому маршруту с пересадками летает 10–15 тыс. человек. В офисе авиакомпании «Якутия» также заявляют, что выполнение полётов по новому маршруту будет рентабельным даже при наполняемости лайнера на уровне 70–75%. То есть с учётом вместимости самолёта компании достаточно перевозить за один рейс в среднем около 140–160 человек.

Тем временем, несмотря на начало продаж билетов в Мюнхен, по-прежнему под вопросом остаётся возможность начала выдачи в Иркутске шенгенских виз. По информации регионального правительства, переговоры по этому вопросу были проведены как с генеральным консулом Германии в Новосибирске, так и с генеральным консулом Польши в Иркутске. И, как рассказал временно замещающий должность министра экономического развития, науки и высшей школы Иркутской области Андрей Пуцик, сейчас рассматривается возможность выдачи виз для поездок в Германию консульством Польши. Одновременно власти ведут переговоры и с немецким представительством в Новосибирске. При этом стороны пояснили, что в перспективе получить визу для поездки в Германию можно будет в Иркутске через туроператора-координатора этого рейса, которым является компания «Гранд Байкал». Но когда появится такая возможность, в компании сегодня сказать не готовы. Пока все желающие улететь прямым рейсом в Германию должны будут обращаться за получением визы в консульство Германии в Новосибирске.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры