издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Россияне чаще жалуются на дорогую «коммуналку»

  • По материалам: «Независимой газеты»

Доля коммунальных расходов в бюджетах россиян уже вполне сопоставима с богатыми европейскими странами. Впрочем, москвичи находятся в привилегированном положении по сравнению с остальными гражданами: если траты на коммуналку превышают 10% от совокупного дохода семьи, им полагаются субсидии. Тогда как в Питере, как отметил первый зампред комитета по тарифам Санкт-Петербурга Иван Болтенков, предельный некомпенсируемый размер платежей установлен на уровне 16%. Но и это можно считать достижением, поскольку совсем недавно он составлял 18%.

По данным опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ), проведённого в середине января (1,5 тыс. опрошенных в 43 субъектах), впервые за полгода отмечен рост числа респондентов, заявивших о повышении цен на коммунальные услуги – за месяц с 30 до 54%. «Особенно остро отреагировали на ситуацию жители Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, – отмечают социологи ФОМ. – Рост цен и тарифов вообще и в сфере ЖКХ в частности лидирует среди факторов, повлиявших на ухудшение настроения россиян». 

Как отмечает эксперт компании «2К Аудит – Деловые консультации/Morison International» Ирина Воробьёва, недовольство населения вызывает прежде всего сам факт роста тарифов. «Зарплату гражданам индексируют в соответствии с инфляцией далеко не везде, и сегодня это явление больше частное, чем повсеместное, – продолжает она. – От объяснений, почему именно растут тарифы, граждане далеки – основным ориентиром для них является их собственный уровень зарплаты, который на 15% в год никто не увеличивает. О том, что энергия  стоит дороже, чем граждане платят сегодня, знают немногие. Ещё меньше граждан знают, почему именно это происходит». К тому же, уточняет аналитик, с ростом тарифов, по сути, никаких качественных изменений не происходит: проблемы остаются, скорость их решения не увеличивается. В итоге возмущение ростом тарифов со стороны граждан выглядит вполне оправданным. 

В свою очередь, директор департамента частного и корпоративного кредитования компании Penny Lane Realty Роман Строилов полагает, что платёжеспособное население готово адекватно реагировать на разумное повышение тарифов. И 15-процентный рост можно назвать вполне приемлемым. «Другое дело, что непонятно, куда идут эти деньги. Где и что становится лучше? – недоумевает он. – Улицы и дороги стали убирать хуже. С крыши снег падает на наших детей. Инфраструктура не обновляется, различные управляющие компании занимаются расхищением полученных средств. Здания не ремонтируются, а обязательные работы выполняются формально, по завышенным сметам. Также неясно, каким образом распределяются уплаченные средства. Во избежание возмущения широкой общественности необходимо максимально информировать и отчитываться перед народом, тогда и спокойствия станет больше. Сама по себе услуга установки счётчиков позволяет окупить затраты через 3–5 лет, но вопрос – к чему такие вложения? Для населения, находящегося за чертой бедности, любое повышение тарифов рассматривается критично и отвергается независимо от качества услуг. Важны прежде всего качество оказываемых услуг и прозрачность их расходования». 

По мнению эксперта, говорить о повышении тарифов в тот момент, когда не растут доходы населения, нельзя. «Потенциально потребитель готов и к росту на 30%, но только если благосостояние будет расти, чего пока мы не наблюдаем, – утверждает Строилов. – Поэтому порог повышения тарифов на уровне 15% можно считать близким к критическому. Ожидать протестов и волнений можно было бы в случае повышения тарифов, например, на уровне 40-50%». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры