издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Очень символично

Праздничное убранство Иркутска едва не превратило грядущий юбилей в скандал. Первые баннеры, посвящённые 350-летию, появились в конце прошлой недели и сразу же подверглись жёсткой критике. Простые горожане отпускали замечания в Интернете: «чудовищно», «сделано на отвали», «дебильно», «не в кассу», а профессионалы указывали на явные ляпы эмблем и даже подозревали их авторов в плагиате. Однако возмущение получилось слегка без-адресным: имена членов жюри, комиссий и авторов символики не разглашались. Мэрия как будто нарочно держала в секрете всё, что касается подготовки украшения города. «Конкурент» выяснил, почему на юбилейных плакатах бабра сначала сменили чернильные кляксы и как на них потом оказался большой воздушный шар.

Эволюция бабра 

Если бы не Интернет, иркутяне вряд ли узнали бы о вариантах юбилейной символики до её появления на улицах города. Дирекция празднования в начале марта разместила в своём блоге сообщение о том, как выбирался символ праздника. Ещё в 2008 году мэрия утвердила фирменный стиль с изображением бабра, на спину которому пририсовали «350». Дизайн принадлежал ООО «Товарищ». «Это было ещё при Якубовском. Потом мэр сменился, пришло другое руководство. Им захотелось чего-то нового, более яркого. Тогда был проведён мини-конкурс среди дизайнеров, где была выбрана символика компании BrandCampus с кляксами. Она показалась самой интересной, но её тоже не оценили на высшем уровне», – рассказал источник в администрации города. Хотя в блоге дирекции указано, что выбор сделали горожане, «20% которых назвали символику с кляксами несерьёзной и похожей на детский рисунок». Горожане, как водится, про голосование ничего не знали. А дизайнеры – про весь процесс выбора символики. Названия компаний-участников собеседники «Конкурента» слышали впервые. «Такое впечатление складывается, что всё происходит между своими людьми», – поделился один из источников.

Окончательная смена стиля праздника произошла в этом году. Дирекция в своём блоге написала, что «на сей раз за эту непростую задачу взялась одна из ведущих дизайнеров города Любовь Можаева», и разместила фото предложенного макета, где на синем фоне изображён разноцветный воздушный шар. «В этом эскизе символики учтено всё: официальность, лёгкость, яркость и праздничность», – отрапортовала дирекция. Баннер с воздушным шаром в конце прошлой недели повесили рядом с мэрией. В то же время в городе появились ещё два варианта щитов – с воздушным змеем и шариками. «На самом деле при выборе не было ни конкурса, ни жюри. Сами понимаете, время поджимало. Мы обратились к Любови Можаевой, которая четыре года является разработчиком символики Байкальского экономического форума», – рассказал источник в администрации. В отсутствие главы дирекции по подготовке к 350-летию города Игоря Борисова в администрации не смогли дать официальных комментариев. По словам источника, символику Можаевой уже утвердили департамент по культуре, департамент по архитектуре и комитет градостроительной политики. «Все структуры мэрии  согласовали символику. А в пятницу её ещё раз рассмотрят на художественном совете», – сказал собеседник «Конкурента». Однако зачем обсуждать баннеры, которые уже напечатаны и развешаны по городу, он уточнить не смог. 

Как рассказала «Конкуренту» Любовь Можаева, юбилейная символика «будет представлена в разнообразных формах и на различных конструкциях». «Баннеры лишь маленькая часть оформления, –  отметила она. – У нас заготовлено около 20 макетов. Сейчас в городе появились только первые три темы, которые будут переливаться во все остальные.  Они разные, но объединены общим игривым настроением». По словам Можаевой, работа над юбилейным дизайном продолжится до июня. Источник в мэрии добавил, что в Иркутске планируется развесить 21 плакат с символикой. «В целом город украсят около ста баннеров, 80 из которых будут отданы под конкурс фотографий горожан. Победителей конкурса выберут народным голосованием в Интернете по номинациям «Я», «Дети», «Бабушки и дедушки», «Молодёжь». Эти изображения тоже включатся в праздничную символику и украсят город», – отметил собеседник. 

«Двуглавый орёл с колбасой и водкой» 

Ожидая критику в адрес предложенной символики, дирекция в своём блоге обратилась к читателям: «Конечно же, ко всем вариантам можно относиться по-разному. Как говорится, сколько людей, столько и мнений. И если мы уйдём с головой в споры, то потеряем драгоценное время и ощущение праздника. Ведь по большому счёту главное украшение юбилея Иркутска – это улыбки иркутян и их любовь к родному городу». Этот призыв на фоне последовавшего обсуждения выглядел совсем нелепо. Мнения оппонентов дирекции звучали во многом убедительнее и конструктивнее. Первым «под раздачу» попал бабр. 

Макет с изображением герба выглядит «старо и традиционно», но это не главный его недостаток, рассказал «Конкуренту»  доцент кафедры дизайна факультета изобразительного искусства ИрГТУ Олег Беседин. «Смущает другое: у города есть какие-то обязанности по отношению к государственной символике. Её изменение и осквернение карается по закону. Добавить «350» на спину бабру – это всё равно что на гербе Москвы нарисовать вместо Георгия Победоносца какого-нибудь урода», – полагает он. Дизайнер Галина Коробова подтвердила, что «ковыряться в гербе нельзя». Она сравнила этот вариант символики с «двуглавым орлом, который в одной лапе держит колбасу, а в другой – водку». «Так получается, когда люди занимаются тем, что берут герб и создают из него нечто гербофицированное и гербоподобное», –  сказала дизайнер. При этом, по мнению Олега Беседина, тему бабра можно было интересно обыграть в отрыве от герба. «Бабр мог стать персонажем, которого обычно долго и мучительно ищут для праздника или олимпиады. А у нас его взяли и в итоге вообще выгнали из юбилейного стиля», – сказал он. Более того, уверен Беседин, в макете использован неуместный шрифт. «Эта кириллица принадлежит определённому историческому периоду. Какому – у знатоков лучше спросить. Но в любом случае она не имеет отношения к 350-летию Иркутска, – отметил он. – Для такого масштабного праздника стоило разработать собственный шрифт». Дизайнеры предположили, что все эти претензии, вероятно, повлияли на решение заменить символ с бабром. Впрочем, последующий вариант тоже не впечатлил экспертов. 

Детская неожиданность 

«Одну фигню быстро сменили на другую», – кратко охарактеризовал нам плакат «с кляксами» Олег Беседин. Критику варианта ранее поддержали несколько десятков иркутских блогеров, которые прочитали его пост в сообществе Иркутска. «В этой сине-жёлтой радости абсолютно забыли стариков. А ведь это почти половина населения города. При этом я уверен, что при грамотном подходе в стиле можно совместить и счастливую старость, и радостное детство». Вызвало вопросы и написание слогана «Мой город – мой праздник». «Здесь использован шрифт английских газет. Откуда в юбилее сибирского города английский акцент?» – недоумевает Беседин. Галина Коробова, напротив, назвала вариант «потрясной находкой», но не для 350-летия Иркутска. «Если бы городу исполнялось, скажем, 15 лет, эмблема с кляксами была бы блестящей. Но это не наш случай. Так что лучше её оставить, к примеру, на фестиваль авангардного искусства», – полагает она. 

Больше всего критики вызвал стиль, избранный и утверждённый мэрией. «При чём здесь шар?» – возмутился один блогер. А Олег Беседин предложил порадоваться за графическую программу Corel и её всемирно известный фирменный идентификатор – разноцветный воздушный шар. «Для иркутян вся 350-летняя история, с её первопроходцами и аборигенами, декабристами, революциями и войнами, БАМом, ВСЖД, природой, Байкалом и индустрией, сконцентрировалась в один весёлый образ надувного шара – видимо, такой привычный и близкий всем нам, иркутянам, посвятившим свою жизнь, славную историю и этот юбилей надувному воздухоплаванию», – съязвил дизайнер. Впрочем, как полагает Галина Коробова, дело не в воздушном шаре, а в том, что он, скорее всего, был придуман наспех,  в цейтноте, виной которому долгое «раскачивание»  администрации и перемены символики в последний момент. «Да не похоже на Corel совсем. Нарисовано по-разному. Но это не отменяет того, что стиль  не в кассу», – подвёл черту один из участников интернет-обсуждения. 

Оппоненты рецензентов отвечают, что, мол, весь сыр-бор начался, «потому что с ними не поделились праздничным пирогом». Дизайнеры признают, что «наверняка в городе многие обижены», «но речь сейчас не об этом». Просто сделано, говорят, гораздо хуже, чем могло быть. 

Сама Любовь Можаева к критике относится спокойно. «Мы просто взяли узнаваемый символ, который рисуют и там и тут. Мы опирались на то, что воздушный шар – это стереотип, который у всех вызывает какие-то ассоциации. Но обрисовали его фирменно, – сказала дизайнер. – Тем не менее он всем что-то напоминает». Как добавила Любовь Можаева, на 350-летии, вероятно, появится реальный воздушный шар, дабы подчеркнуть фирменный стиль праздника. «Идея в том, что шар несёт настроение в город. А небо мы выбрали, потому как посчитали странным рисовать город в городе», – объяснила она. 

Юбилейные промахи

Без претензий не обошлось, однако, и к другому баннеру воздушной тематики, который первым появился в городе. На щите изображён воздушный змей и  юбилейный слоган «Мой город – мой праздник». Правда, как указывает Галина Коробова, авторы отчего-то поставили тире не в том месте и вообще перепутали его с дефисом. «Ведь это не первый ляп, – говорит дизайнер. – К примеру, на прошлое 9 Мая в Иркутске повесили плакаты, где георгиевская ленточка была изображена с лишней оранжевой полосой». Олег Беседин добавил, что в целом перестал понимать логику подготовки к 350-летию Иркутска ещё до ситуации с выбором символики. «Знаете, я выиграл конкурс эскизов юбилейной монеты. Я изготовил около 20 вариантов. Через некоторое время сообщили, что жюри выбрало мой эскиз», – рассказывает он. Потом начались «странные изменения». Когда областное правительство отказалось от предложения Сбербанка чеканить монеты с изображением на реверсе королевы Великобритании, эскиз Беседина остался не у дел. «Премию за конкурс я получил, но моего рисунка на монете всё равно не будет», – вздыхает дизайнер.

 Пакеты-предатели 

Несмотря на жёсткую критику праздничной символики, баннер с изображением большого воздушного шара на днях повесили рядом с мэрией. Но почти сразу сняли. Одни оппоненты порадовались: мол, к нам прислушались. Другие отпускали злобное: испугались возможных претензий Corel. Но в администрации свои действия объяснили тем, что «пошёл брак по краске». Как бы то ни было, а метания в выборе символики скрыть уже невозможно, признают собеседники «Конкурента». Ранее мэрия заключила договоры с предпринимателями и обязала их использовать юбилейную символику на товарах. К примеру, на фирменных пакетах супермаркетов появился тот самый бабр, несущий на спине «350».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры