издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Сегодня мы планируем будущее»

  • Автор: Мария ШМЕЛЁВА

Андрей Дубровин, генеральный директор компании «ИркутскЭлектроМонтаж», руководствуется почти ленинским принципом: работать, работать и ещё раз работать. Пять лет назад выпускник энергетического факультета Иркутского государственного технического университета с товарищами основал компанию, уже зарекомендовавшую себя как ответственный и грамотный подрядчик, которому доверяют монтаж систем электроснабжения, ремонт и обслуживание электротехнического оборудования крупнейшие предприятия региона. «Сибирскому энергетику» Андрей Дубровин рассказал о том, как из инженера-электрика он стал управленцем, и о горизонтах для бизнеса в Приангарье.

С Андреем Дубровиным для интервью мы встречаемся за маленьким столиком в кафе, а не в кабинете, где бесконечно звонит телефон и герой отвечает на вопросы, сидя в огромном кресле за массивным столом. Впрочем, мобильный всё равно постоянно звонит – дела не ждут. «В работе компании практически всех вопросов я, так или иначе, касаюсь, держу руку на пульсе», – поясняет собеседник. За пять лет работы сфера деятельности компании значительно расширилась. Кроме собственно монтажа и обслуживания систем электроснабжения, предприятие занимается сейчас поставкой и обслуживанием дизельных станций, установкой и обслуживанием вентиляционных установок, систем кондиционирования воздуха, монтажом охранной и пожарной сигнализации, систем теле- и радиовещания. И это далеко не полный перечень услуг.

– Андрей, расскажите, с чего всё начиналось? 

– Решение пришло само собой. У компании есть несколько учредителей. Пять лет назад мы все работали в разных организациях, но удовлетворения это не приносило, сложно было реализовать свои возможности в полной мере. Поэтому решили создать такой бизнес, где мы могли бы добиваться своих целей и вести дела так, как нам это нужно. Начали с того, что зарегистрировали общество с ограниченной ответственностью. Поскольку все по специальности инженеры-электрики, начали заниматься тем, что хорошо знакомо и близко, в чём уже был опыт. 

– Есть мнение, что дружба и бизнес несовместимы. Согласны ли вы с этим? Удалось ли сохранить дружеские отношения?

– Отношения, безусловно, сохранились, хотя сейчас работаем в компании в основном вдвоём, остальные три учредителя – в других областях. Со временем что-то, конечно, меняется, но мы по-прежнему доверяем друг другу. Считаю, что на этом в первую очередь и держится организация, только вместе мы смогли выйти на сегодняшний уровень. Думаю, и в дальнейшем будем вместе прогрессировать. 

– Помните, как выбрали специальность, которая предопределила  вашу нынешнюю деятельность?

– Как-то само собой повелось в семье, что в каждом поколении кто-то трудится в системе энергетики. Моя бабушка Мария Васильевна после войны работала на подстанции в Тулуне. Время было тяжёлое, пришла она туда без специального образования, но в процессе работы училась, сдавала экзамены, получила специализацию и до пенсии там проработала. После её сын, мой дядя, получил специальность «инженер-электрик» и работал на нефтеперекачивающей станции. Возможно, благодаря тому, что они выбрали эти специальности, я также решил быть электриком, поскольку уже немного знал о специфике работы. Хотя меня никто не подводил к этой профессии, не уговаривал, выбор делал сам и считаю, что он оказался правильным.

– Что было для вас решающим фактором при выборе профессии?

– Сегодня без электроэнергии сложно представить нашу жизнь, и она будет оставаться её основой ещё многие годы. Мне уже в школе нравилось всё, что связано с электричеством, – физика, химия; все предметы, которые надо было сдавать при поступлении, были мне близки. У меня скорее технический склад ума, поэтому я и пошёл учиться в ИрГТУ на энергетический факультет. 

– Согласитесь, чтобы руководить предприятием, только технических знаний недостаточно. Бизнес-процессы изучали на практике, интуитивно?

– После того как получил основное образование, сразу же поступил в Байкальский государственный университет экономики и права, где получил второй диплом по специальности «менеджер организаций». Помимо этого занимался самообучением, старался читать нужные статьи, литературу, которая напрямую связана с деятельностью управленца, что, в общем-то, помогает до сих пор. Много интересного, например, можно почерпнуть в таких изданиях, как «Forbes»: по ведению бизнеса, опыту прошлых лет, бывают описания удач, ошибок.

– Есть ли компания или бизнесмен, которого для себя считаете образцом того, как надо вести дела?

– Пожалуй, есть. Раньше для меня основным авторитетом в бизнесе был Михаил Прохоров, да и сейчас, наверное, остаётся. Его бизнес, на мой взгляд, сегодня самый устойчивый в России.

– Какие принципы вы у него позаимствовали бы?

– Основной принцип – работать, работать и ещё раз работать. И ещё: не уверен – не инвестируй. Думаю, это самое главное. 

– Почему вы предпочли начать своё дело здесь, ведь многие молодые специалисты стремятся уехать из Иркутской области?

– Вообще мысль уехать была когда-то, давным-давно. Подумав, понял, что здесь есть всё, что должно присутствовать в моей жизни, – семья, друзья, возможности. Не хотелось менять родной город на что-то неизвестное, хотя, возможно, и более привлекательное. В Иркутске и области перспектив ничуть не меньше, чем в других регионах. Есть достаточно сфер, которые пока довольно плохо развиты, широкий горизонт для деятельности. Я вообще патриот, родной город для меня очень важен, здесь мой дом, здесь появились мои дети, их у меня двое. 

– К слову, о горизонтах. Каковы цели компании на долгосрочную перспективу?

– В будущее заглядываем осторожно. Хотелось бы укрупнить компанию, открывать новые направления деятельности, достичь как минимум среднероссийского уровня. На сегодня ситуация на рынках, где мы работаем, на первый взгляд выравнивается, заказов больше с каждым днём. Но пока не всё гладко с финансированием, на докризисный уровень не вышли. В 2011 году придётся потрудиться, чтобы ситуация вернулась в прежнее русло. 

Вижу, что некоторые конкуренты растут до определённого уровня и замирают, всё их устраивает. Другие стремятся дальше. Мы точно на достигнутом не будем останавливаться. Сегодня мы работаем в Иркутске, Братске, есть договорные отношения с ТЭЦ-12, ТЭЦ-9 – это Ангарск и Черемхово. Планируем дальше развиваться и работать по области в большинстве городов.

– Какие проекты из уже выполненных вы бы отметили?

– У нас сейчас фактически все объекты серьёзные. В основном это строительство жилых домов самых крупных застройщиков в Иркутске. Хочется отметить строительство мостового перехода через Ангару: подходы правого берега, вся электрическая часть была нами сделана. Там и освещение, и сети, и, опять же, трансформаторные подстанции, линии электропередачи, монтаж электроснабжения всех зданий и сооружений, которые требуются для функционирования мостового перехода. Много муниципальных заказов. Постоянно работаем с учреждениями здравоохранения, где выполняем разноплановые работы.

Если говорить о проектах, интересных с инженерной точки зрения, стоит упомянуть монтаж оборудования под названием «Янтарь», который мы недавно закончили. Работы специфические, установка служит для контроля радиации в атмосфере на производственном объекте, заказчик – компания «Русь-инжиниринг» (дочерняя структура ИркАЗа). Кроме того, прокладывали оптоволокно для компании «Билайн». 

В целом же наши задачи я не считаю сложными: мы разбираемся в том, что делаем, нам это интересно, более того, мы любим работать, стремимся к новым вершинам. 

– Не секрет, что во время кризиса многие строительные проекты были свёрнуты или заморожены. Этот спад отразился на количестве заказов?

– На самом деле, наоборот. Основной рост объёмов работ начался в 2008 году и до сих пор продолжается. Для себя пытался определить, почему это так. Нахожу ответ в том, что мы всегда стараемся найти точки соприкосновения с заказчиком в любых вопросах. Например, если у застройщика проблемы с финансами, мы предлагаем альтернативные решения – берём оплату бартером, например недвижимостью или материалами. В 2008 году такое предложение было сформировано для одного из клиентов, и я обратил внимание, что эта компания до сих пор со всеми подрядчиками старается работать по такой схеме, многим так проще. Кроме всего прочего, кризис мы перешагнули благодаря диверсификации деятельности нашего предприятия.

– Что для вас значит работа?

– Как минимум, половина моей жизни, а иногда и больше. Поначалу я хотел самореализоваться, убедиться в том, что я могу сделать, достичь определённых результатов. Всегда хотелось сделать что-то существенное. В советское время реализовывались масштабные проекты, тогда, мне кажется, были специалисты, которых сейчас уже не найти, люди, которые могли создавать. В этом и заключается суть работы для меня: в первую очередь – приносить пользу окружающим, обществу. Иногда, конечно, хочется и отдохнуть, взять отпуск или ещё пару выходных. Но стоит остановиться буквально на несколько дней, и дела уйдут далеко вперёд.

– Сейчас уже можно сказать, что некоторые цели достигнуты. Всегда ли это было просто? 

– В самом начале было сложнее всего выбрать правильное направление, расставить приоритеты. В первые год или два жизни предприятия катастрофически не хватало финансов, инструментов, заказов. Как выяснилось, всё это преодолимо. С любыми сложностями можно справиться, если вести себя активно, не идти на поводу у обстоятельств. «ИркутскЭлектроМонтаж» всегда старался выполнять не только все условия договора, но и немного больше. Шаг за шагом, объект за объектом компания приближалась к тому уровню, на котором сейчас работает.

– Вам лично интереснее было руководить предприятием в самом начале или сейчас, когда всё стало спокойнее?

– Интересно по-разному в каждый момент существования организации. Начался другой этап. Сейчас всё более стабильно, а вот спокойнее – ну уж нет. Успокаиваться нельзя, нужно быть двигателем, который позволяет организации идти вперёд. Сейчас много разных направлений деятельности и приходится решать совершенно новые оперативные и стратегические задачи. Результат получается более насыщенным, ожидаемым. Сегодня мы не просто делаем определённый объём работ, а уже планируем будущее, рассчитываем, думаем об инвестиционных проектах. 

– Чего будут касаться инвест-проекты?

– Думаю, что начнём работу уже в этом году. Но лучше поговорить об этом, когда будут конкретные результаты.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры