издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Юбилейный снос

Перед 350-летием Иркутска местные власти настолько озаботились внешним видом города, что создали межведомственную комиссию по контролю над техническим состоянием рекламных щитов. Члены комиссии проверяют не только легальность установки конструкций в городе, но и их внешний облик. Те рекламные носители, которые заденут чувство прекрасного у чиновников, необходимо будет привести в надлежащий вид в течение трёх дней – иначе щиты будут демонтированы, а их собственники оштрафованы. Под риском сноса уже находятся около 700 конструкций, то есть почти половина из существующих в городе.

Количество рекламных конструкций в Иркутске «скачет»  не первый год. Так, в 2007 году в городе насчитывалось порядка 1300 сооружений, а в 2008-м – уже свыше 1900 носителей. Однако к концу того года постановлением, изданным бывшим городским головой Владимиром Якубовским, эта цифра была сокращена на 40%. Правда, некоторые из исчезнувших в то время щитов позже появились на своих местах снова, ехидничают игроки отрасли. 

Сейчас в областном центре около полутора тысяч конструкций всех форматов, учтённых мэрией, сообщил начальник отдела наружной рекламы администрации Иркутска Алексей Евладов. Основная их часть (70–80%) – это, конечно, стандартные билборды  размером 3х6 метров, отметил он. Как раз число щитов этого формата мэрия в очередной раз собирается хорошенько проредить. 

Борьба за красоту 

Кампания по активному сокращению количества носителей наружной рекламы на улицах Иркутска началась в связи с надвигающимся 350-летием города. Празднование пройдёт в сентябре 2011 года. К торжеству по поручению мэра Виктора Кондрашова была создана межведомственная комиссия по контролю над техническим состоянием рекламных щитов Иркутска, в которую вошли представители ГИБДД, сотрудники комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и работники  отдела наружной рекламы администрации. А 12 мая состоялся первый их выезд в город. 

Своей задачей представители комиссии видят приведение городской наружной рекламы «в надлежащий технический вид» к юбилею областного центра. То есть претензии будут предъявляться не только к щитам, установленным без согласования с местными властями, но и к санкционированным носителям, чей вид оставляет желать лучшего. Уже после первой проверки было обнаружено восемь таких щитов, оказавшихся «в плохом техническом состоянии». 

– На улице Байкальской со щита оторвало лист фанеры, на улицах Ширямова и Сурнова щиты склонились к земле, – рапортовал Алексей Евладов. – Владельцы этих конструкций должны в течение трёх дней устранить неполадки, в противном случае на собственников будет наложен штраф, а билборды демонтируют. 

«Приятное с полезным»

Три рабочих дня, отведённые на устранение неполадок, окончились 17 мая. В этот день, однако, контрольной проверки не последовало. Как пояснил Алексей Евладов, планы межведомственной комиссии подкорректировала песчаная буря, произошедшая в понедельник в городе. Небезосновательно полагая, что после непогоды число конструкций, пришедших в «ненадлежащий вид», стало больше, члены комиссии решили перенести контрольные мероприятия на следующий вторник, 24 мая. 

– Совместим приятное с полезным: проверим, устранены ли нарушения, которые были обнаружены во время первой нашей поездки 12 мая, а заодно подведём итоги бури, – сообщил Евладов. – Мы вечером в понедельник поездили по городу и насчитали 129  рекламных конструкций, подпорченных непогодой: либо баннеры улетели, либо рекламное поле пострадало, либо произошло отклонение от вертикали. Всех подрядчиков и собственников предупредили, что нужно устранять неполадки, иначе за дело примемся мы. 

«Санта-барбара» в Иркутске 

Работники  отдела наружной рекламы города настроены крайне серьёзно: в планах – демонтаж  700 рекламных конструкций в городе (то есть почти половины от существующих), в том числе билбордов, ситибордов и пилонов, установленных без разрешения городских властей либо находящихся в плохом состоянии. Это не считая тех двухсот, что уже были демонтированы за пять месяцев текущего года. Причём городские власти могут не остановиться и на этой цифре, грозится Алексей Евладов.

– По ходу нашей проверки, если мы будем обнаруживать неучтённые конструкции, установленные с нарушениями, мы будем удалять и их, – сказал он. – Например, если на месте, где должен стоять носитель одного формата, мы найдём другой – демонтируем и его. 

На эти цели в бюджете Иркутска предусмотрена приличная сумма – 1,5 млн. рублей (на демонтаж одного билборда требуется 15 тыс. рублей). При том что в прошлом году на аналогичную статью расходов было выделено только 800 тысяч, а снесли в итоге 500 рекламных конструкций. 

– Увеличение бюджета связано с усилением работы нашего отдела, – пояснил Евладов. – Мы более бдительно стали подходить к вопросу наружной рекламы. 

Бдительность налицо: например, недавно чиновники в ходе поиска хозяев несанкционированного рекламного носителя, стоящего в центре города на улице Желябова, выступили в роли детективов. «Такая «санта-барбара» была с этой конструкцией, – рассказал Алексей Евладов. – Она поменяла несколько собственников, передавалась конечному хозяину через третьи руки, и очень сложно было его установить». 

В процессе поиска сотрудники мэрии даже повесили растяжку на экран: «Разыскивается владелец. Рекламная конструкция установлена без разрешения». Владельца конструкции в итоге нашли. Им оказался банк из Домодедовского района Московской области. Банку было объявлено, что с непрофильным бизнесом придётся заканчивать или, по крайней мере, переносить экран в другое, санкционированное, место. «1 июня у них дедлайн, должны демонтировать, – сообщил Евладов. – Сейчас конструкция передана на торги, они пройдут 17 мая». 

Глобальная зачистка 

Сейчас внимание «чистильщиков» Иркутска от несанкционированной и неприглядной рекламы направлено в основном на центр города. «Мы решили работать не точечно, а комплексно, чтобы результаты было видно сразу и никто не говорил, что администрация ничего не делает», – пояснил Евладов. 

Игроки рынка наружной рекламы относятся к грядущим изменениям спокойно. «Ещё Якубовский эту идею с очисткой города озвучивал, грозился всё посносить – и ничего, живём», – вспоминают они. 

Сейчас чиновники больше всего заняты улицами Ленина и Байкальской. Окончательно привести их в порядок рассчитывают к июню. Ревизия этих улиц почти закончена, и уже закуплено 20 растяжек, подобных той, с помощью которой искали собственника конструкции на Желябова. Часть собственников заочно предупреждены о скором демонтаже. 

– На улице Ленина некоторые конструкции установлены по договору с мэрией, а некоторые были поставлены нелегально. Мы это обнаружили и обязали хозяев платить городу за аренду земли до тех пор, пока эти щиты не будут снесены – глупо же отказываться от поступлений в бюджет, – пояснил Евладов, сам бывший коммерсант (ранее он работал исполнительным директором в иркутском офисе оператора наружной рекламы «Gallery»). – Однако владельцы щитов предупреждены, что, когда мы займёмся очисткой района от незаконных конструкций, их придётся лишиться. 

Параллельно ведётся война с хозяевами рекламных «раскладушек». 

– Штендеры – это бич нашего города, – уверен Евладов. – Урицкого, например, мы чистим раз в неделю. И всё пытаемся донести до собственников, что штендер стоит 2-3 тысячи рублей, а годовая аренда места 7 тысяч.  Может, проще один раз заплатить аренду, чем каждую неделю мучиться? 

Алексей Евладов обещает: к концу июня щитов формата 3х6 на Ленина не будет стоять вовсе. Исчезнут билборды также и на пространстве от кольца по улице Байкальской до Волжской. А в июле планируется заняться очисткой улицы Советской. Правда, некоторые щиты исчезнут не навсегда: часть из них планируют заменить другими форматами, поменьше. 

Рекламный передел 

Операторы наружной рекламы, пережившие не одну чистку, пока особого беспокойства по поводу очередной инициативы властей проредить их бизнес не испытывают. Хотя и иллюзий не питают. «У меня часть конструкций стояли в 130 квартале – заставили убрать, часть попали под реконструкцию улиц – тоже демонтировали, однако я до сих пор не могу добиться, чтобы мне предоставили обещанные альтернативные площадки для размещения, – признался директор рекламного агентства «Эдванс» Вадим Ценунин. – Либо дают уж совсем нерентабельное место, либо ничего не дают». 

В Иркутске слишком много конструкций, за многими никто не следит, и они находятся в ненадлежащем виде, считает руководитель отдела сетевой рекламы компании «Ремадор» Ольга Авдеева. Однако, по её мнению,  до такого состояния сами власти город и довели, выдавая большое количество разрешений на установку щитов, а теперь они пытаются исправить свои ошибки, нанося ущерб бизнесу. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры