издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Против течения

Накануне Александр Осипович целый день пробыл на Олхинском заводе. Ни во что не вмешивался, но очень внимательно наблюдал за упаковкой алебастра и его отправкой в Иркутск да изредка помечал что-нибудь в блокнотике. В сущности, он был доволен: бурное начало строительного сезона сопровождалось резким ростом заказов, и это вызывало приятное напряжение. За зиму, когда не было ни больших операций, ни привычно-необходимого коммерсанту риска, застоялись и мышцы и дела. В то же время Поляков признавал, что отработанный за зиму механизм на Олхинском заводе работал отменно.

«Так бы вот и в Иркутске! – невольно загадал Александр Осипович и поморщился: он не любил загадывать, предпочитая действовать наверняка.

Вкладываться в будущее никто не хотел

Вот уже три недели как Александр Осипович подал в городскую управу проект прокладки рельсового пути от Преображенской площади к загородным каменоломням. У Полякова там было несколько карьеров с прекрасным бутовым камнем, а также с отборным камнем для цоколей и для памятников. Заказы исполнялись с доставкой на место работ, но общая неустроенность дорог удорожала цену почти вдвое – с 16 до 30 руб. за кубометр. Между тем все расчёты, сделанные Поляковым, показывали, что перевозку материалов можно удешевить почти впятеро.

В складчину дорога обошлась бы, конечно, подешевле, но даже и предварительные переговоры с конкурентами, поставщиками песка и кирпича, показали: вкладываться в будущее никто из них не намерен. Общее мнение выразил начинающий предприниматель:

– Сегодня мы здесь, а завтра – и в Омске уже, а послезавтра, глядишь, и в столице. Главное – капиталец сколотить, а нынешним летом для этого атмосфера самая благоприятная: цены-то поднимаются и  поднимаются, –  его голос пресёкся, – открывая нашей коммерции путь. Что же Вы, уважаемый, норовите против течения плыть?! 

Надежда на поддержку городского самоуправления тоже была небольшая, и поэтому Поляков изначально отрезал гласным все пути к отступлению. То есть ещё во вступительной части к проекту объявил, что отказывается от всякой монополии на рельсовую дорогу, а за пользование землёй предлагает плату выше обычной – по 10 копеек за сажень. Предвидя возможные вопросы, самым тщательным образом обосновал  выбранный им маршрут (от складов на Преображенской  площади через Острожный мост на Знаменскую улицу и далее за город). Наконец, рассчитал, сколько лошадей с вагонетками понадобится (и на первое время, и в последующем), представил вероятную загруженность моста через  Ушаковку. 

В сущности, городскому самоуправлению надо было лишь радоваться выгодному проекту, но  на лицах гласных было столь озадаченное выражение, что Поляков встревожился – и не напрасно. 

Он, конечно, не груша, но можно и потрясти…

– А не обязать ли нам господина концессионера построить новый мост через Ушаковку в районе Старо-Сенной площади? – хищно воззрился на Полякова гласный Турицын.

– А не следует ли самому городу взяться за прокладку рельсового пути? – азартно подхватил гласный Тышко и, предваряя естественные вопросы, бросил в сторону Полякова наспех слепленное обвинение. – В Вашем проекте очень много туманного и неопределённого…                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Теперь уже стало ясно как день: Полякова посчитали за простака и  решили хорошо потрясти. Александр Осипович чуть приметно усмехнулся и обвёл собрание тем редким взглядом, о котором приказчики говорили: «Ничего ведь не скажет, а душу вывернет! Лучше бы ударил, чем так глядеть…».

Эта перемена в настроении не ускользнула от присяжного поверенного Раневского, всегда бывшего гласом здравомыслия в Думе:

– Господа, ни для кого из нас не секрет, что у города совершенно нет  средств  на рельсовый путь, а дело-то нужное, обещающее не только удешевление стройматериалов, но и обустройство дороги в Ремесленной слободе. Сейчас она, как известно, в ужасающем состоянии.

Да, «Иркутские губернские ведомости» ещё в номере от 13 мая 1907 года сообщали: «Обоз добровольного пожарного общества застрял в грязи и вынужден был вернуться обратно для отыскания более удобной дороги для проезда».

Внемлют ли  отцы?

     

Возвратившись с Олхинского завода, Александр Осипович на другое же утро отправился в городскую управу узнать, когда же комиссия по угодьям рассмотрит его проект. Стояли присутственные часы, но решительно никаких сведений ни от кого из служащих добиться не удалось. Зато Поляков познакомился с командиром 3-го сапёрного батальона, хлопотавшим о своём проекте. 

Сапёров расквартировали между городом и Лисихой, по Гороховой улице; так бывало и  прежде, но в последние годы овраг, разделявший  улицу, так расширился, что сделал её решительно непроезжей. Командир батальона решил перебросить через овраг мост, причём исключительно своими силами, взяв у города только строительный материал, и, сделав расчёты, отправился в городскую управу за разрешением на строительство.

Полякову давно уже не встречались столь явные единомышленники, и надежда на счастливый исход своего предприятия засияла вдруг с новой силой. Но его оптимизма не разделил сотрудник «Сибирской зари», написавший в ближайшем номере: «Прискорбно будет, если предложение командира батальона постигнет та же учесть, что и проекты г. Полякова о прокладке рельсового пути из каменоломен и г-на Х. о моторном сообщении». 

Пока перспективные проекты брали под подозрение, на Мелочном базаре беспрепятственно орудовал некий самозванец, выдающий себя за базарного старосту. Он хозяйски расхаживал меж рядов, строго поглядывая  вокруг и без труда улаживая всевозможные недоразумения. И не все не сразу обратили внимание, что конфликты крестьян с перекупщиками разрешались исключительно в пользу перекупщиков.  

Следить же за этим было как бы и некому: члены управы, по меткому выражению «Иркутских губернских ведомостей», были  «прикованы к канцелярии». Дума замахивалась и на строительство городской электрической станции, и на новую скотобойню, расширение рынков и базаров, улучшение улиц и площадей, но нерассмотренные вопросы переходили на следующие заседания, и число их доходило до трёх с половиной десятков. Даже такой мелкий вопрос, как разрешение на продажу воды вёдрами, не мог разрешиться управой, и водозаборные станции продолжали отказывать горожанам в воде. А зданию театра на Детской площадке так долго не могли найти применение, что какой-то предприимчивый обыватель просто взял да прибил самодельную вывеску «Принимается починка сапог».

И пять лет об этом никому не рассказывал

 Но и сквозь такую бессмыслицу и бестолковщину прорывался, просачивался здравый смысл. И какой-нибудь терпеливый чудак добивался-таки своего и порою заслуживал благодарности удивлённых коллег. Гласный Иркутской городской думы Богданов, уезжая из города на три года, передал свой дом под амбулаторию и квартиру врача. А сэкономленные таким образом деньги предложил пустить на раздачу бесплатных лекарств. Городская управа удивилась столь широкому жесту и отправила одного из членов, господина Турицына, убедиться, действительно ли дом хорош. После доклада Турицына расстроганные гласные послали Богданову благодарственную телеграмму. 

Что же до Полякова, то его всего более вдохновило  «уковское чудо», о котором ему рассказали в редакции  одной из иркутских газет. Оказывается, лет десять назад у села Уковское для надобностей железной дороги расчистили часть тайги, при этом образовалась небольшая плотина, и небольшой ключ заполнил появившуюся впадину в версту длиной и в полверсты шириной. Один из крестьян, обнаружив новоявленный пруд, не поленился и привёз для него карасей из расположенного в тридцати вёрстах озера. И пять лет никому о том не рассказывал. Теперь карасями завален весь рынок села Уковское. Некоторые тем только и занимаются, что ловят рыбу да продают! 

Автор благодарит за предоставленный материал сотрудников библиотеки Иркутского государственного университета. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры