издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Опасный возраст

«Хрущёвки» в Приангарье приходят в аварийное состояние

Ремонт крупнопанельного жилья в Приангарье становится притчей во языцех. В программу ремонта «хрущёвок» включаются только дома со стеновыми панелями, созревшими до аварийного состояния. Финансирование восстановительных работ отстаёт от нарастающего уровня аварийности домов в геометрической прогрессии.

– Типовые проекты крупнопанельных жилых домов серии 1-335 С и 1-335 АС применялись в Иркутске и других городах области с 1960 по 1976 год, – сообщил на заседании президиума Союза строителей Иркутской области директор ООО «Предприятие «Иркут-Инвест» Александр Петров. – В настоящее время в областном центре эксплуатируется более 400 домов этой серии. Все они, образно говоря, являются заложниками политики предыдущих десятилетий, когда в строительном комплексе преобладающими являлись количественные, а не качественные приоритеты.

Серия, в которой 42% зданий с неполным каркасом рассчитывались на 25–30 лет, эксплуатируется без ремонтно-защитных мероприятий по 45 лет и более. В области таких домов много. Во всех модификациях этой серии в качестве ограждающих конструкций применены однослойные стеновые панели, изготовленные преимущественно из газозолобетона. Армировались они двойными сварными сетками, не имеющими антикоррозийной защиты.

Брак заводской технологии, бес-контрольная эксплуатация – вот основные причины сплошного расслоения наружных стеновых панелей «хрущёвок» с угрозой их внезапного обрушения. К прочим проблемам таких зданий следует отнести существующее до сих пор временное крепление монтажными скрутками многотонных карнизных элементов, наличие гипсореечных перегородок вместо железобетонных межквартирных панелей.

Муниципальная программа «Ре-конструкция, модернизация и восстановление крупнопанельных жилых домов первых массовых серий на 2008 – 2012 годы» реализуется только в части устранения аварийного состояния зданий, угрожающих безопасности людей, и исходя из объёмов финансирования. Прочие работы, предусмотренные программой, начиная с 2008 года не ведутся. В итоге в 2008-м отремонтировано 17 домов, в 2009-м и 2010-м – по шесть, нынче в планах – три дома. 

На дворе июнь, а строители ещё не знают, что будут делать по «хрущёвкам». Конкурсов нет, как, впрочем, и денег. Кстати, нередки случаи, когда на зданиях 135-й серии  проводились неквалифицированные ремонты.  Утраченные фрагменты газозолобетона, как правило, восстанавливались обычным цементно-песчаным раствором. Такая технология не может обеспечить  долговечность. 

– Такие вопросы должны решаться на областном уровне, так как управляющие компании, ТСЖ делают это плохо, – заметил Александр Петров. – В последние два года к ремонту подключаются организации, умеющие осваивать деньги, но не готовые к работам такого уровня. 

Примеров тому хоть отбавляй как в областном центре, так и в других городах региона.

Из 400 подобных зданий в Иркутске лишь на 60 ликвидировано аварийное состояние стен.

Случается, тормозят ремонт и сами жильцы. Одним не нравятся неудобства, причиняемые ремонтниками, другие требуют взамен новые квартиры. На улице Дальневосточной, 53, провели  в 2008 году ремонт дома. Требовалось усилить находящуюся в аварийном состоянии стену главного фасада от подвала до пятого этажа. В части квартир поставили колонны, в остальные жильцы не пустили подрядчика. Сегодня стены главного фасада отремонтированы лишь на одну треть. Другими словами, один подъезд усилен и защищён, остальные продолжают разрушаться.   

С каждым годом подобных разрушений будет всё больше,  необходима программа по восстановлению домов, тогда появятся деньги из федерального бюджета. Завершение этой работы в областном центре потребует, по предварительным расчётам, 2,6 млрд. рублей. 

Представляется, что политика по сплошному утеплению наружных стен требует взвешенного подхода. По существующей статистике, наружная стеновая панель старого здания теряет  до 10% от общего баланса теплопотерь, прочие тепловые потери  приходятся на окна, двери, вентиляцию, водоотведение и прочее. Всё это – коммунальные услуги, за которые мы расплачиваемся.

– «Хрущёвки» имеют право на дальнейшую жизнь, – уверен руководитель областного Союза строителей Юрий Шкуропат. – В Германии, где мы строили жильё для своих военных, ни одно здание не демонтировано, немцы их реконструируют и заселяют. То же надо делать и нам. 

Беда в том, что власть своими законодательными новациями разрушает систему управления жилищным хозяйством. В сфере ЖКХ возник целый букет проблем. Жильцы либо не готовы выбирать форму управления своим домом, либо не имеют такой возможности. Создаются управляющие компании-однодневки, которые обворовывают людей и исчезают. Подъезды, кровли, подвалы, инженерные системы пришли в ветхое состояние. Попытка накручивать тарифы, чтобы привести в порядок дома за счёт жильцов, абсолютно бесперспективна. И многие специалисты склоняются к мысли, что необходимо провести модернизацию жилищно-коммунальной отрасли за счёт государственных средств.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры