издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Алексей Альмухамедов: «Наша цель – создание комфортной городской среды»

К концу осени у Иркутска появится стратегия развития до 2025 года. Уже готова концепция будущего документа, который должен стать своеобразным вектором развития областного центра на долгосрочную перспективу. Сейчас разработчики концепции получают срез мнений о документе от представителей профессиональных сообществ. В конце лета стартует цикл экспертных семинаров, привлекать к обсуждению планируется специалистов федерального уровня. О том, зачем Иркутску стратегия и каким направлениям её разработчики уделяют особое внимание, нашему изданию рассказал заместитель мэра, председатель комитета по экономике администрации Иркутска Алексей Альмухамедов.

– Алексей Александрович, с чем связано появление стратегии развития Иркутска? 

– Любой город должен развиваться по некому плану. Помимо традиционного генплана города, описывающего пространственное развитие, должен быть документ, задающий ещё и смыслы развития: куда мы стремимся, чего хотим достигнуть в долгосрочной перспективе. Я говорю о стратегии развития. В Иркутске такого документа не было никогда. Отдельные элементы в виде стратегических приоритетов были заложены в Программу социально-экономического развития города Иркутска на 2008–2020 годы. Но программа – это документ достаточно детальный, и уже сейчас расхождения реальности с индикаторами развития, заложенными в 2007 году, очень велики. Наш документ будет рассчитан до 2025 года – это предел, заложенный федеральными стратегиями развития – Сибири до 2020 года, России до 2020 года и Сибири и Дальнего Востока до 2025 года.

– Насколько активно подобные документы появляются в российских городах? 

– Довольно активно. Другой вопрос, что чаще всего это некий большой и очень умный документ, который затем ложится на полку. Но есть и действительно работающие стратегии. Мне нравится опыт Перми, Екатеринбурга, Томска, где активное участие в разработке и обсуждении документов принимает общественность. Мы будем учитывать и по возможности использовать этот опыт.

Появление стратегий в регионах связано с вызовами времени, характерными для России. Первый – это сложная демографическая ситуация. Идёт старение населения, наблюдается снижение численности. По одному из прогнозов, к 2050 году численность жителей России составит менее 100 миллионов человек, что на треть меньше, чем сейчас. В Иркутске, по данным статистики, пока наблюдается довольно благоприятная картина: в последние два года численность населения растёт. Но на 77% этот рост обеспечен за счёт миграции и только на 23% – за счёт рождаемости. «Возрастная» картина в областном центре неоднородна: большая часть жителей – люди в возрасте от 25 до 45 лет, потом – «провал», и в последние два-три года наблюдается увеличение рождаемости. В среднесрочной перспективе это приведёт к тому, что «провал» не будет компенсирован и в определённый момент число нетрудоспособного населения превысит число трудоспособного. 

Второй вызов – это вызов глобализации. В современном мире наблюдается высокая мобильность ресурсов – финансовых, человеческих. Страны и города начинают за этот ресурс конкурировать. А в условиях уменьшения населения в нашей стране на особое место выходит конкуренция за человека. На бытовом уровне она проявляется в том, что люди уезжают в Москву, Красноярск, Томск – более удобные и комфортные города. Причём уезжают чаще люди высокообразованные и более социально активные.

Ещё одна серьёзная тема – это укрупнение городов и регионов, которое обсуждается с 2007 года. По одному из сценариев, в России останется относительно небольшое количество мегагородов, где будут сконцентрированы все основные ресурсы. Таких городов на всю страну будет 20–25. Но есть опасность того, что вокруг этих мегацентров возникнут так называемые «антропопустыни». Сможет ли в этом случае Иркутск сохранить свой столичный статус в конкуренции за статус с Красноярском или даже Улан-Удэ? Какие резервы для конкуренции остаются? Вот на эти вопросы и должна ответить стратегия Иркутска. 

– Насколько я понимаю, именно от этих вызовов и будут отталкиваться разработчики стратегии? 

– Да. Стратегия строится вокруг трёх основных направлений, ставя во главу не интересы производства, а интересы человека, – это развитая городская среда, экономическая основа и культурная политика. Например, ответом на вызов «текучести» человеческих ресурсов станет создание комфортной городской среды. Что важно для человека? Прежде всего, жильё. Причём в разных формах, в том числе будет развиваться и цивилизованный рынок арендного жилья. Важны система уличных пространств, инфраструктура и коммуникации. Есть интересный момент, на который обращают особое внимание за рубежом, – создание системы публичных мест как инфраструктуры общения. Речь идёт, например, о кафе, в которые приходят не столько покушать, сколько поговорить, пообщаться. Особые требования будут предъявлены к пешеходному пространству города, высокой транспортной доступности и зелёным зонам, системам, обеспечивающим безопасность проживания. По этим параметрам у Иркутска есть шансы измениться. 

Но городская среда – это только форма. Важен экономический базис, который даёт смысл существования человека в городе. Иркутск удалён от центров потребления, например, оптовая цена бутылки байкальской воды (если везти её по железной дороге в Китай) увеличивается с 6 до 18 рублей. Ту же «Evian» довезти из Франции морем в Шанхай получается дешевле. Поэтому, говоря об экономике, мы не можем рассчитывать на новую массовую индустриализацию. Да и захочется ли иркутянам, чтобы в городе появились новые трубы? Наша экономика может выстраиваться вокруг реальных конкурентных преимуществ: нашего положения в транспортном коридоре Азия – Европа, наличия рядом Байкала, научно-технического потенциала города. Это и развитие города как инфо-коммуникационной площадки, и развитие новых, инновационных экологических, ресурсо-и энергосберегающих технологий, и развитие туризма. Весьма перспективной формой развития может стать индустриализация экологии. Это новая экономика знаний и производств, связанных с экологией, экономика воды. 

Раздел «культурная политика» – один из самых объёмных, он включает в себя четыре составляющих. Первая – это сохранение уникальной среды Иркутска, того, что привлекает сюда иностранцев. Как вы думаете, что чаще всего фотографируют гости города из других стран? 

Полагаю, что деревянные дома. Для них это – экзотика. 

– Верно. Деревянный Иркутск – это наша визитная карточка. А вот, к примеру, церкви для иностранцев не так интересны. Потому что они везде одинаковы. Поэтому важно сберечь историческую застройку, но с сохранением в ней определённых функций, например управленческой, развлекательной. Важно, чтобы там жили люди. Иначе после 20.00 исторический квартал будет просто вымирать. Вторая составляющая – культура и культурная инфраструктура. Причём тут надо понимать, что культура – это не только то, что потребляет. Опыт Перми показывает, что культура может стать самостоятельной и вполне успешной отраслью экономики. К этому есть предпосылки. Наши граждане – публика требовательная и изысканная. Третье – образование как элемент трансляции ценностей между поколениями. И если мы хотим конкурировать с другими городами, надо внедрять элементы инновационного образования с использованием современных технологий обучения. Четвёртая составляющая – активное вовлечение граждан в жизнь города. Сейчас многие думают: «Власти должны прийти и что-то сделать, а мы решим, будем в этом участвовать или нет». Необходимо понимание того, что именно я могу влиять на происходящее в городе. 

– На каком этапе сейчас находится разработка стратегии? 

– Создана концепция, сейчас идёт читка этого документа в профессиональных и политических сообществах. В их числе – клуб политического действия «4 ноября», Иркутское отделение Союза архитекторов России, Некоммерческое партнёрство товаропроизводителей и предпринимателей Иркутской области, СРО строителей Байкальского региона и другие. В течение лета-осени планируется запустить цикл экспертных семинаров, где будут обсуждаться разные направления стратегии – культурная политика, экономика и городская среда. К этому обсуждению планируется привлекать внешних экспертов, в том числе федерального уровня. Хочу отметить, что все мероприятия открыты и доступны для жителей. Информация о них есть на сайте администрации. Осенью мы планируем завершить работу над стратегией, сделать общую сборку документа. 

– Какие отклики получают разработчики? Есть ли предложения, которые были включены в проект по инициативе экспертов? 

– Отклики в целом положительные. Поступило предложение по созданию промышленных зон, двух технопарков и агропарка. Активно обсуждались вопросы о статусе Иркутска как столичного коммуникативного центра, появления инфраструктуры доступа за рубеж. Прозвучала мысль об увеличении числа рейсов за рубеж и количества посольств и консульств. Хотя уже сейчас наш город занимает второе место по их числу за Уралом после Екатеринбурга. Все дельные предложения мы включаем в концепцию. Ведь мы заинтересованы в том, чтобы в работе над документом принимала участие общественность. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры