издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Особое приглашение

Руководство Красноярской железной дороги призвало губернаторов восточных регионов РФ не затягивать подготовку к отопительному сезону и заблаговременно начать запасаться топливом для социальных объектов. Официальные обращения поступили в адрес глав Иркутской, Читинской, Амурской областей, Приморского, Хабаровского краёв, Республики Бурятия, Еврейского автономного округа.

Как сообщили в пресс-службе КЖД, обращение было сделано для предотвращения ситуации, в которой оказались северные районы Иркутской области в декабре 2010 года, когда запоздалые действия местных властей привели к дефициту запасов твёрдого топлива на складах муниципальных котельных. «Муниципальными властями не были своевременно заключены договоры с владельцами подвижного состава на поставку угля, – заявил в обращении начальник Красноярской магистрали Владимир Рейнгардт. – Они понадеялись на инвентарный парк ОАО «РЖД», хотя знали, что его у нас уже нет».

Как отметили в пресс-службе, ещё одна причина, по которой необходимо заблаговременно начать пополнение запасов угля на складах предприятий ЖКХ, – ограничения пропускной способности магистральных путей железнодорожного транспорта, связанные с летними ремонтно-путевыми работами, которые ведутся на Транссибе с мая по октябрь.

«Массовая подача заявок на перевозку угля в адрес ЖКХ непосредственно перед отопительным сезоном затрудняет работу железнодорожного транспорта и не позволяет оперативно осуществлять отгрузку», – отметили в пресс-службе.

У нас всё под контролем 

Областные власти заверили, что в этом году проблем с поставками угля не ожидается

Однако, как сообщил «Сибирскому энергетику» первый заместитель председателя правительства Иркутской области Николай Хиценко, договоры поставок с железной дорогой должны заключать не губернаторы и главы муниципалитетов, а теплоснабжающие организации. «По их информации, на сегодняшний день все договоры заключены и проблем с этим не должно быть, хотя от этого никто не застрахован». 

Николай Хиценко отметил, что в прошлом году проблемы с поставками топлива возникли в Тайшете, Нижнеудинске, в районах, которые расположены в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ). «В этом году у нас всё спрофилактировано, в июле мы подведём предварительные итоги по подготовке к отопительному сезону, подготовлены планы, по которым мы работаем».

Как пояснил зампред, нельзя привезти всё запланированное топливо сразу, за лето, в силу некоторых технических причин. Во-первых, уголь имеет свойство самовозгораться, во-вторых, это огромный объём и хранить его до отопительного сезона невозможно из-за отсутствия специальных складов. «Да и к тому же мы возим уголь не только с Красноярского угольного разреза, у нас есть и свои местные угли», – отметил Николай Хиценко. 

Остаётся только подождать 

Одной из существенных проблем, которая возникает при поставках угля с разрезов, является ремонтная кампания РЖД. Летние месяцы и начало осени – традиционный сезон для летне-путевых работ на железной дороге. Как правило, в это время затруднено движение поездов на многих направлениях

Директор ООО «Востсибуглесбыт» Булат Дугаров рассказал «Сибирскому энергетику», что на данный момент наблюдается незначительное отставание по запасам угля. «Нами составлен план по поставкам угля на каждый месяц, – пояснил Булат Дугаров. – В июне план составляет 1 млн. 011 тыс. тонн твёрдого топлива, однако по состоянию на 28 июня завезена всего 851 тыс. тонн угля. План поставок твёрдого топлива на июль составляет 1 млн. 132 тонны угля, однако заявка в объёме 349,6 тыс. тонн ещё не утверждена в силу некоторых обстоятельств. Всего в этом году запланировано отгрузить 11 млрд. 298 млн. 20 тыс. тонн угля». 

Всё дело в том, что железная дорога обеспечивает перевозку вагонов по главной артерии Транссибирской железной магистрали. «В сезон ремонтных работ у нас возникают проблемы с подачей вагонов. Появляются так называемые «окна» для ремонта того или иного участка дороги, поэтому движение существенно замедляется или на какое-то время вовсе останавливается, – сообщил Булат Дугаров. – Это и является причиной несвоевременной подачи железной дорогой порожних вагонов под погрузку».

Как рассказал собеседник издания , в настоящее время «Востсибуглесбыт» везёт уголь для предприятий ОАО «Иркутскэнерго» как в вагонах привлечённых собственников, таких как ООО «Сибирская транспортная компания», ООО «Фирма «Трансгарант», ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК), так и в собственном транспорте. При перевозке угля остальным потребителям, более мелким, используются вагоны ПГК и ВГК. При крайней необходимости используются вагоны «Востсибугля». 

Кроме того, возникают другие проблемы – дефицит локомотивов и электровозов (из-за ремонтных работ локомотивы передаются на хозяйственные нужды для перевозки техники и т.д.), несвоевременный подход локомотивов из-за «окон», что способствует простою гружёных составов на станциях погрузки и порожних вагонов на станции выгрузки. «Вагоны загружаются углём на разрезе и простаивают из-за того, что локомотивы также подвергаются ремонту. С другой стороны, гружёные вагоны приходят на ТЭЦ, выгружаются и порожними простаивают на подъездных путях в ожидании локомотива. В итоге, если в обычное время маршрут с того же угольного разреза в Тулуне прибывает за четверо суток, то сейчас они едут по 5–7 суток». 

Между тем усложняют подготовку к отопительному сезону и структурные реформы ОАО «РЖД», в рамках которых вагонный парк перешёл в собственность ОАО «Первая грузовая компания» и ОАО «Вторая грузовая компания», что, конечно, существенно влияет на текущую ситуацию. «Проблема в том, что вагонами распоряжаются не сами собственники –  ПГК и ВГК, а Центр фирменного транспортного обслуживания – ЦФТО ОАО «РЖД», – пояснили в «Востсибуглесбыте». – Эта структура производит подачу вагонов на станцию, согласование и отгрузки. Вероятно, для них в приоритете, как для любой коммерческой организации, получать доходы, нежели заниматься перевозками в интересах ЖКХ». 

Всего на балансе ООО «Компания «Востсибуголь» числится 845 единиц вагонов, в их числе 770 новых, приобретённых в последние годы. Этим закрывается 40% от необходимого объёма перевозок топлива. Во втором полугодии текущего года планируется приобрести ещё 400 единиц вагонов, которые будут направлены прежде всего на обеспечение северных ТЭЦ «Иркутскэнерго». 

Однако, по мнению экспертов, приобретение новых вагонов, не решит до конца проблему, поскольку сезонные летне-путевые работы никто не отменял. «Эта проблема является традиционной для данного периода, к примеру, в прошлом году были такие же трудности, остаётся только ждать, а ждать придётся примерно до ноября, ведь именно к этому времени завершатся ремонтные работы». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры