издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Беспородная дорога

  • Автор: Ангелина САЛОМАТОВА

Не все дороги сближают. Жителей Марковского муниципального образования поссорило радостное на первый взгляд событие – асфальтирование разбитой гравийки. Спор строительной компании «Норд-Вест» и владельцев домов в коттеджном посёлке Ново-Иркутский начался в мае. Тогда стало известно, что компания хочет реконструировать старую дорогу, которая ведёт в строящийся жилой комплекс «Берёзовый» прямо от Академгородка. Сразу после начала работ несколько жителей Ново-Иркутского, чьи дома стоят у этой дороги, засомневались в её качестве и обратились в прокуратуру, которая на этой неделе приостановила строительство. Как показала проверка, к асфальтированию застройщик приступил в обход требований Градостроительного кодекса РФ. «Иркутский репортёр» попытался определить, какую новую «породу» дороги, не попадающую под известные классификации, выводят строители компании «Норд-Вест».

Подарок без разрешения на строительство

Жилой комплекс «Берёзовый» запланирован как посёлок из трёхэтажных многоквартирных домов. Его первую очередь застройщик «Норд-Вест» обещает сдать этим летом. ЖК расположен в Марковском муниципальном образовании Иркутского района между крупным посёлком Ново-Иркутский и Марковским городским поселением. Ново-Иркутский находится на границе с областным центром, сразу за рощей Академгородка. Непосредственная близость к городу и защищённость от него лесным массивом делает эти земли особенно привлекательными. Но, как всегда, картину омрачает отсутствие нормальных дорог и наличие вместо них труднопроходимых гравийных.

Понимая это, «Норд-Вест», которому ещё предстоит продать третью очередь «Берёзового», решил за свой счёт заасфальтировать 5 км дороги, ведущей к ЖК. В начале мая на сайте компании появилось объявление под заголовком «Новая дорога в пос. Берёзовый!». Дольщикам сообщили, что она «пройдёт от ост. «Академгородок» (поворот на светофоре) по ул. Фаворского, мимо пос. Ново-Иркутский и пос. Николов Посад. Дорога будет иметь твёрдое покрытие (асфальт), ширину 8 м, пешеходный тротуар и освещение». 

Работы начались быстро и, как сообщалось на сайте «Норд-Веста», «шли ускоренными темпами». Пыл застройщика умерили жители Ново-Иркутского – собственники трёх участков у дороги. Как рассказала «Иркутскому репортёру» одна из собственниц, не пожелавшая называть своё имя для печати, их взволновало то, что дорога строилась с нарушениями норм проектирования. В частности, нарекания вызывало отсутствие водоотводных сооружений и тротуаров. С заявлением о нарушении законодательства инициативная группа обратилась в прокуратуру Иркутского района. По итогам проверки выяснилось, что строительство ведётся без проекта и разрешения. Старший помощник прокурора области по взаимодействию со СМИ Александр Семёнов объяснил, что по Закону «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» их проектирование, строительство, реконструкция и капитальный ремонт должны проходить в соответствии с Градостроительным кодексом, а значит, иметь соответствующее разрешение.

«Проверкой установлено, что строительство дороги в пос. Ново-Иркутский осуществляется ООО «Норд-Вест» в отсутствие разрешения на строительство, что недопустимо», – дала ответ прокуратура и потребовала от мэра Иркутского района и главы администрации Марковского МО приостановить работы. Сообщалось также, что строительство было прекращено. Однако застройщик, придерживаясь другой позиции, работы продолжает. В беседе с «Иркутским репортёром» представитель «Норд-Веста» рассказал, что дорога будет готова уже в августе, к сдаче первой очереди ЖК и пуску нового маршрута общественного транспорта «Пос. Берёзовый – Ц. рынок». Сейчас, говорят в компании, выполнено порядка 70% работ. «Мы жертвуем огромной суммой денег, чтобы людям жилось комфортнее, чтобы они в дождливые дни не выгребали по колено в грязи. Всё это делается в интересах жителей Берёзового, а Ново-Иркутский и Николов Посад получают огромный подарок, который они ждали десятилетия. Сопротивляются только трое. Остальные – за, а это несколько тысяч человек», – комментирует представитель «Норд-Веста».

«Чувствуете разницу?»

Стиль ведения дорожных работ вызвал
многочисленные жалобы

«Первым делом я хочу заявить: мы не против дороги», – так начала разговор одна из трёх «сопротивляющихся». По её словам, застройщик попытался столкнуть их лбами с остальными жителями посёлка, с радостью воспринявшими новость об асфальтировании. В качестве примера собеседница газеты приводит сход местных жителей, который при поддержке Общественной палаты области прошёл в Ново-Иркутском 21 июня. «Нас выставили наглыми тётками, которые о чём-то кричат, попытались задавить толпой. Все пришли, обругали нас и ушли. Но мы просто обычные люди, которых другие не хотят понимать. Я полностью за то, чтобы дорога строилась, но прошу соблюдения моих прав. Посмотрите, как плохо стоят бордюры, нет тротуаров, водоотведения. Ливневые стоки из-за этого будут затапливать именно мой участок, остальных это, конечно, не интересует», – сетует владелица дома у дороги и сравнивает строящуюся дорогу с «дешёвой шоколадкой». 

«Иркутский репортёр» не отказал себе в удовольствии проехаться по уже уложенному новому асфальту и сравнить его с привычным для тех мест гравийным покрытием. Казалось бы, всё хорошо, машина спокойно катится по ровной поверхности, цвет свежего асфальта радует глаз. Но стоит присмотреться чуть внимательнее, как становится понятно, что с дорогой что-то не так. Правила классификации автомобильных дорог в РФ делят их на несколько категорий. Низшие категории являют дорогу с шириной проезжей части от 4,5 до 6 м с простейшим покрытием или вообще без него, к ним применяются упрощённые требования. В их число входит и дорога до посёлка Берёзовый, пролегающая за чертой Иркутска по территории Марковского муниципалитета. 

Однако строители, уложив асфальт, «выбили» её из классификаций. В частности, проезжая часть дороги второй или третьей категории должна составлять не менее 7,5 метра и соответствовать основным требованиям. Дорога до Берёзового, в свою очередь, имеет только проезжую часть, ограниченную бордюрами, сразу за которыми растут кустарники и деревья. Нет привычных обочин, водосточных канав, тротуаров, что необходимо для безопасности дороги. Грузовые машины, например, разойтись на ней не смогут. Однако, как заявили в «Норд-Весте», строительство ещё не завершено и тротуары, освещение и прочее благоустройство должно появиться в ближайшее время. 

Вопрос о незаконности строительства представитель компании предложил адресовать к заказчику работ, которым, как внезапно выяснилось, является «Иркутский район в лице Марковского муниципального образования». «Все вопросы к Иркутскому району, потому что мы выступаем подрядчиком, а не заказчиком дороги. Чувствуете разницу?» – сказали в «Норд-Весте». Конкретных комментариев по этому поводу администрации Иркутского района и Марковского муниципального образования не дают, ссылаясь друг на друга. 

Глава Марковского МО Галина Шумихина пытается примирить всех участников конфликта. «Нужно вместе работать. Сегодня получилась такая дорога. Потом она, возможно, будет получше, – поделилась она своими надеждами с корреспондентом «Иркутского репортёра». – Под лежачий камень ведь вода не течёт, а на всех людей угодить невозможно. Я уверена, дороге быть. Мы растём, муниципалитет наш ширится. На сегодня семь застроенных посёлков у нас существуют как строительные площадки. А для присвоения им статуса посёлка необходимо, чтобы 70% жилья было введено в эксплуатацию, чтобы были сети дорог, электроснабжения, объекты социальной инфраструктуры, магазины, поэтому я за развитие». Сейчас идёт оформление документации, но как и когда дорога будет узаконена, «Иркутскому репортёру» никто пояснить не смог.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры