издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Остановка с характером

  • Автор: Ангелина САЛОМАТОВА

Архитекторы и власти Иркутска решили подарить городу новую визитную карточку. На этой неделе они объявили конкурс «Остановка». Участникам предлагают разработать эскизы остановочного комплекса, который, по замыслу организаторов, отражал бы характер города. Они рассчитывают, что молодые архитектурные силы представят свежие и в то же время исполнимые идеи. При наличии финансирования из городского бюджета необычные авторские остановки могут появиться на центральных улицах в будущем году. Не исключено, что они будут сконструированы с применением современных технологий, например, солнечных батарей для освещения остановки по ночам или с возможностью выхода в Интернет.

Изобретать велосипед архитекторам не придётся, технические новинки применяют во многих странах. В ОАЭ остановки оборудуют кондиционерами, в Великобритании на навесах высаживают газоны, в Малайзии устанавливают стенды с воздушно-пупырчатой полиэтиленовой плёнкой для лопания «пузырьков» во время ожидания автобуса. На остановках можно увидеть сенсорные экраны для общения и видеоигр с другими пассажирами, системы навигации и поиска маршрута, а также весы, зеркала, гамаки, качели, кресла и другие элементы комфорта. Фантазию иркутских архитекторов не ограничивают, но напоминают, что остановочные комплексы должны быть применимы к нашим условиям. 

«Для архитектурной молодёжи Иркутска этот конкурс – уникальная возможность утвердиться и реализоваться. Очень редко в городе проводятся открытые конкурсы именно для молодых специалистов. Зато идеи, которые они способны дать, могут быть настолько свежи и удивительны, что, возможно, конкурс даст толчок развитию малых архитектурных форм в несколько другом направлении. Остановка – это не просто навес и ларёк, это место постоянного пересечения движения машин и людей, обмена информацией, рекламой. Мы хотим видеть не просто благоустройство, а отражение сути города, его индивидуальности», – говорит Александра Козак, модератор клуба молодых архитекторов при региональном отделении Союза архитекторов России.  

К участию приглашают молодых специалистов в области архитектуры и дизайна городской среды, профильные бюро, мастерские и студии, проектные институты. В эскизе должны быть представлены навес, скамейка, несколько световых коробов с названием остановки, маршрутной сеткой, картой города, а также по коробу для социальной и коммерческой рекламы. В проект нужно включить торговый, газетный и билетный павильоны, ограждение вдоль проезжей части, фонарный столб, урну, конструкцию с подсветкой для афиш, информационный знак об остановке. Всё должно быть вандалоустойчивым и легко очищаться от наклеенных объявлений. Среди особых требований – возможность установки солнечных батарей, информационных интерактивных табло, инфракрасного подогрева.  

«Мы надеемся встретить среди архитектурной общественности понимание задач по обустройству города, стоящих перед администрацией. В большей степени мы хотим получить интересные проекты для центральных улиц города: Ленина, Карла Маркса, Байкальской. Чем меньше объект, тем тяжелее его проектировать, потому что достичь цели необходимо в малом объёме и малыми средствами, но мы планируем получить не менее тридцати интересных содержательных предложений», – говорит и.о. главного архитектора города Олег Усов. 

Работы принимают до 27 июля, церемония награждения победителя пройдёт в сентябре, но приступить к реализации проекта в этом году уже не успеют. Как объясняет Олег Усов, после выбора лучшего эскизного проекта предстоит сделать немало: перед установкой комплекса необходимо разработать проектную документацию и разместить муниципальные заказы. Как минимум, на всё это может потребоваться около полугода. 

По информации администрации Иркутска, в городе насчитывается более 500 остановок, павильоны и навесы установлены на 310 из них, на 82 оборудование находится в плохом состоянии и требует замены. Порядка 100 млн. рублей необходимо на благоустройство всех остановок города. Однако в прошлом и в этом году средства в бюджете города на эти цели не закладывались. Все обновления идут за счёт предпринимателей, которые берут в аренду землю под размещение остановочных комплексов и устанавливают на них свои павильоны. По словам Олега Усова, в случае замены старых остановочных комплексов на дизайнерские первым найдут применение в периферийных районах города. Пока же нельзя точно сказать, сколько комплексов будет заменено. Речь об этом пойдёт после завершения конкурса, когда станет известен проект-победитель и для комплекса можно будет составить смету. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры