издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Посторонним въезд разрешён

  • Автор: Татьяна ПОСТНИКОВА

Планы ограничить с июля въезд автомобилей на остров Ольхон провалились. Руководству Прибайкальского национального парка (ПНП), в который входит треть территории острова, не удалось ввести особый режим посещения для туристов, каждое лето оставляющих после себя около пятисот тонн мусора. Авторы идеи признали, что для ограничения турпотока сейчас нет ни специальной инфраструктуры, ни законных оснований. В частности, требуется организовать парковку на материке и включить две трети территории острова в границы нацпарка. Последнее, по мнению экспертов «Конкурента», крайне сложно, ведь прежде, чем включать новые земли в охраняемую зону, нужно будет чётко определить существующие границы нацпарка.

Доля шутки

Новость о том, что на остров Ольхон может быть ограничен доступ туристов, появилась ещё 1 апреля 2011 года. Как оказалось потом, сообщение было первоапрельской шуткой, которая, однако, успела вызвать определённый резонанс. Но следом выяснилось, что шуткой новость об ограничении доступа «диких» туристов на Ольхон была лишь наполовину. В конце апреля в Иркутске состоялось совместное заседание экологического совета при прокуратуре Иркутской области под председательством заместителя прокурора области Андрея Некрасова, на котором была представлена программа регулирования, как раз предусматривающая ограничение доступа туристов на остров. Суть всех мер сводится к тому, чтобы оставить Ольхон открытым только для общественного транспорта и местного населения. В идеале все желающие посетить остров неорганизованные туристы должны будут оставлять свои автомобили в районе паромной переправы в посёлке Сахюрта (МРС), затем на пароме переправляться на остров, откуда на общественном транспорте смогут разъезжаться по базам отдыха и бухтам.

– Таким образом, речь не идёт о полном запрете на въезд, просто передвигаться по территории острова Ольхон сможет только общественный транспорт, – говорят  представители парка. – В том числе мы планируем заключать договоры с владельцами автобусов и маршруток, проживающими на острове. Для местного населения будет действовать специальная система пропусков.

Помимо этого на переправе предполагалось открыть информационный центр, в котором всем въезжающим будут выдаваться путевые листы с указанием, куда именно сколько человек и на какой срок отправляются отдыхать на острове. В качестве одной из ограничительных мер предполагалось установить шлагбаум на границе заповедной зоны в урочище Песчанка с целью регулирования потока туристов, посещающих мыс Хобой (северная оконечность острова Ольхон. – «Конкурент»). Также планировалось выделить строго определённые места для палаточных кемпингов, за пределами которых стоянки будут запрещены, и перекрыть некоторые стихийно возникшие проезды к западному берегу острова. Работать вся эта схема, как весной заявляли представители парка, должна была уже с июля этого года.

Хотели как лучше

Тем не менее к началу турсезона из всего перечня предлагаемых инициатив по ограничению доступа на Ольхон на переправе заработал только информационный центр. Корреспонденту «Конкурента», в конце июня проследовавшему популярным туристическим маршрутом, там выдали путевой лист с правилами поведения в центральной экологической зоне озера Байкал и мусорный пакет. А также предложили заплатить по 50 рублей с человека за двухдневное пребывание на острове, уточнив при этом, что этот взнос является полностью добровольным. Никаких обязательных денежных сборов за въезд на территорию острова не предусмотрено.

Причины, почему не удалось реализовать остальные ограничительные меры, «Конкуренту» объяснил заместитель Западно-Байкальского межрайонного прокурора Антон Швецов. По его словам, остров Ольхон лишь на треть является особо охраняемой природной территорией (ООПТ). И ограничивать движение транспорта руководство нацпарка может только в её границах. 

–  По закону проезд любого вида транспорта по этим территориям запрещён, – объяснил он, – за исключением того, который необходим для осуществления деятельности парка. Так что закон есть, он просто не применяется.

Хотя, по словам Швецова, есть законные основания останавливать поток транспорта и в районе переправы, так как этот участок острова также является особо охраняемой природной территорией. Впрочем, как оказалось, реализовать эту меру на практике пока невозможно. По словам первого заместителя мэра Ольхонского района Анатолия Брагина, прежде чем вводить ограничение на въезд, необходимо создать площадку для туристов, где бы они могли оставлять свои автомобили. «Со своей стороны мы готовы всячески содействовать организации на материке платной стоянки. Но сами создать её не можем, таких полномочий у нас нет», – объяснил он. Также, по словам Брагина, непонятно, как руководство парка планирует контролировать соблюдение особого режима посещения ООПТ. «К примеру, уже сегодня дирекция нацпарка может ограничивать движение на той территории острова, которая официально признана охраняемой. Но у них нет возможности сделать это – не хватает ни патрулей, ни технических средств», – сказал он. 

Перемена мест

Что касается острова в целом, то в администрации Ольхонского района считают, что законных оснований для ограничения движения по нему пока нет. Как рассказал «Конкуренту» Анатолий Брагин, сделать это можно  будет лишь в том случае, если вся территория острова  получит статус особо охраняемой. «Сегодня же мы можем только рекомендовать туристам отказаться от передвижения по острову на автомобилях, чтобы уменьшить наносимый таким образом ущерб», – пояснил он.

Впрочем, в дирекции нацпарка нашли своеобразный вариант решения этой проблемы. Как рассказал замруководителя ПНП Виталий Рябцев, в ближайшее время планируется включить в состав нацпарка имеющиеся на Ольхоне земли сельхозназначения. Сделать это, по его словам, можно будет за счёт вывода из состава парка полностью застроенного побережья Мухорского и Куркутского заливов на Малом море. «Земельный баланс должен быть соблюдён», – уточнил Рябцев. И назвал предположительный срок завершения работ – 2012 год.

В администрации Ольхонского района «Конкуренту» подтвердили, что сейчас действительно рассматривается вопрос о передаче этих земель парку. «Мы разработали схему территориального планирования района, которая должна быть принята, – объяснил Анатолий Брагин. – В настоящее время в составе острова есть земли как парка, так и сельхозназначения, которые в своё время были изъяты из эксплуатации». Сейчас, по его словам, рассматривается вопрос о передаче этих земель парку.

– Мы понимаем значимость острова и то, что нужно принимать меры по ограничению движения транспорта, поэтому готовы этому способствовать, – пояснил Брагин. Но уточнил, что полномочия по смене границ парка полностью находятся в ведении субъекта и неизвестно, сколько времени займёт вся процедура. 

В Западно-Байкальской межрайонной прокуратуре также считают, что наиболее правильный вариант – это признать весь остров особо охраняемой природной территорией. В этом случае, по мнению Антона Швецова, значительно упростится система контроля за соблюдением природоохранного законодательства на территории острова. «Тогда будет достаточно установить на переправе шлагбаум, а не расставлять по всему острову конвои и патрули», – объяснил он.

Сумма проблем

Тем временем все эти совместные инициативы нацпарка и природоохранной прокуратуры уже вызвали неоднозначную реакцию общественности. Суть её сводится к тому, что подобные ограничения, может, и нужны, но претворять их в жизнь надо более продуманным путём, иначе это ставит под угрозу развитие туризма на Байкале в целом. 

– Я большой сторонник того, чтобы люди жили на планете, не портя её, – поделился своей точкой зрения председатель комитета по природопользованию областного парламента Юрий Фалейчик. – Но при этом я большой противник таких инициатив, как закрытие Ольхона или Байкала в целом. Скорее, надо создавать условия для развития экологического туризма, при котором нет проблем с вывозом мусора с острова, но есть продуманная система троп, хорошие дороги и другие элементы современной рекреационной инфраструктуры.

Причём он уверен, что решать эту проблему нужно не только в границах острова Ольхон, но и на Малом море, где также работает большое количество турбаз. Похожей точки зрения придерживается и пресс-секретарь компании «Байкальские приключения» Александр Верхозин, по мнению которого, прежде чем говорить о перспективах развития туризма на Байкале, нужно привести в порядок систему землепользования в Ольхонском районе. «В противном случае мы так и будем возить туристов в дощатые продуваемые домики без всяких удобств. Чтобы на Байкале в районе Малого моря и острова Ольхон стали появляться в большом количестве качественные турбазы, нужно, чтобы их владельцы знали, что через год порядок землепользования не изменится и турбазы не будут снесены», – говорит он. 

– Впрочем, всё, что касается границ нацпарка, – это сложная и запутанная история, – рассказывает Юрий Фалейчик. – Только в Ольхонском районе сегодня больше тысячи гектаров земель являются сельскохозяйственными, но при этом попадают в границы нацпарка. И единственный выход в данной ситуации – скрупулёзно разобраться по каждому участку. Причём сделать это необходимо в самое ближайшее время. В противном случае отсутствие чётко определённых границ парка поставит под вопрос завершение территориального планирования района, а значит, и разработку генпланов населённых пунктов, отвод земель и ряд других важных вопросов.

Отдельного внимания требует, по мнению собеседников «Конкурента», и проблема вывоза мусора с берегов Байкала. При этом ни одна из сторон не отрицает, что, в случае если на Ольхоне и в его окрестностях не поменяется порядок ведения рекреационной  деятельности, пройдёт ещё несколько лет и этот участок потеряет свою привлекательность для туристов.Так, в начале июня на Ольхон выехала научная экспедиция во главе с Виталием Рябцевым, которая намерена оценить размер ущерба, нанесённого экосистеме острова антропогенными факторами. Закончиться это исследование должно к началу августа. Впрочем, по словам Виталия Рябцева, уже сегодня понятно, что нанесённый острову  ущерб огромен. «Практически уничтожена травянистая растительность, включая ряд редких видов, в Сарайской губе и в районе мыса Хобой, – перечислил Рябцев. – Туристы уничтожают на дрова уникальные деревья песчаных дюн, на острове осталось лишь две-три рыси, сильно сократилась численность копытных, исчезли редкие пернатые хищники – сокол-балобан, орёл-могильник, орлан-белохвост, резко сократилась численность огаря и целого ряда других птиц. В местах массового туризма полностью истреблена реликтовая неядовитая змея – узорчатый полоз». И это, по его словам, далеко не полный список того, чего лишилась природа острова из-за наплыва туристов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры