издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Отелло из Заларей

Вступил в законную силу приговор Иркутского областного суда в отношении 22-летнего жителя посёлка Залари Михаила Бишаева, совершившего убийство из ревности с особой жестокостью (п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ). Как следует из материалов уголовного дела, подсудимый так усердствовал битой, стараясь наказать своего соперника, что орудие преступления разлетелось в щепки. Однако множественные переломы рёбер и разрывы печени, полученные жертвой, не удовлетворили самолюбия палача: Бишаев наступил потерпевшему ногой на горло и давил, пока не услышал его хрипы. При этом приговаривал: «Ты будешь умирать мучительной смертью». В довершение казни ревнивец наточил кухонный нож и, включив в три часа ночи бодрую музыку, занялся ампутацией половых органов молодого человека, который, по его подозрениям, наставил ему рога. Жертва ещё дышала, когда мучитель сложил в пакет ампутированную часть тела и преподнёс супруге со словами: «Возьми себе на память».

Эти сцены из жизни обычной заларинской семьи даже любителям голливудских триллеров показались бы, наверное, перебором. 

Но уголовное дело изобилует и массой вполне узнаваемых бытовых подробностей. Вот, например, описание попойки, которая предшествовала трагедии. Участвовали в застолье, разумеется,  как палач, так и его будущая жертва. Пили испорченное, списанное вино, которое подсудимый прихватил в ночном магазине, когда пришёл помочь работавшей там матери. Во время пьянки, когда прокисшее пойло ударило в голову, Бишаев вдруг вспомнил давний инцидент: несколько месяцев назад нынешний собутыльник назвал его жену красавицей, и он, приревновав, пообещал лишить соперника мужского достоинства. Супруг-собственник потребовал от парня извиниться перед женой, и тот выразил полную готовность сделать это немедленно. 

Они дружно выпили из горлышка по глоточку «за успех предприятия» и отправились домой к Бишаевым. Пьяный мир, однако, длился недолго, хотя собутыльник не оставил намерения повиниться. По словам подсудимого, у себя дома он застал гостя на коленях в комнате, где жена, не подозревая, что стала яблоком раздора, мирно спала в собственной постели. Проснулась женщина от ударов битой, которыми её супруг награждал гостя, так и не успевшего раскрыть рта и попросить прощения. Медэкспертиза позднее выявила в крови трупа количество алкоголя, соответствующее тяжёлой степени опьянения для живых людей.  

На допросах убийца не мог припомнить, как он лишал собутыльника причинного места и вручал своей благоверной кровавый презент. Зато в его памяти сохранилась сцена, когда сотрудники милиции выводили его из дома. Он в тот момент умудрился ещё раз, в знак победы над поверженным врагом, наступить ногой ему на горло. Милиционеры вдвоём оттаскивали Бишаева от соперника, который лежал на спине в луже крови и был ещё жив, хотя и находился без сознания. Фельдшер подъехавшей через несколько минут «скорой помощи» констатировал смерть потерпевшего. Уже сидя в милицейской машине, заларинский Отелло, глядя на жену, заявил стражам порядка: «Я убил этого человека из-за своей любимой». В ответ получил от неё пощёчину.  

На суде Бишаев пытался облегчить свою участь, заявив, что собутыльник первым схватился за нож. Признав себя виновным в убийстве, подсудимый отрицал тот факт, что в его умысел входило глумление над жертвой, желание причинить ей перед смертью особые, невыносимые страдания. Он защищал себя, как мог, вместе с адвокатом, который выдвинул довод о противоправном поведении самого потерпевшего: якобы тот  спровоцировал преступление на почве ревности. Но суд счёл подобные заявления беспочвенными. Жена Бишаева твердила, что не давала никакого повода для ревности: когда влюблённый  парень попросил её руки и сердца, она ему отказала, несмотря на то что в то время как раз ушла от мужа и собиралась расторгнуть с ним брак. 

Правда, некоторые знакомые и родственники, судя по их свидетельским показаниям, не сомневались в том, что женщина сожительствовала с поклонником, пока находилась в ссоре с законным супругом. С Бишаевым она прожила в браке четыре года, и всё это время муж её ревновал, злоупотреблял спиртным, а в нетрезвом состоянии становился агрессивным. Супруга его боялась, а пьяному старалась не перечить, чтобы самой не попасть под раздачу. В день трагедии она, как всегда, молчала и дрожала, пока на её глазах совершалась экзекуция. Именно ей пришлось по требованию мужа включить бравурную музыку, под которую изверг демонстративно точил нож и проделывал потерпевшему операцию без наркоза. Чтобы вызвать милицию, супруга напросилась сбегать в магазин за водкой – иначе её не выпустили бы из дома.         

Подсудимый внушал страх не только представительнице слабого пола. Очевидцем преступления стал ещё один участник застолья – приятель Бишаева. Всё время, пока хозяин в его присутствии мучил воображаемого любовника своей жены, третий член пьяной компании сидел за столом, не шелохнувшись. Боялся попасть под горячую руку: «Он ведь ненормальный, мог и меня заодно убить».      

Однако суд признал Михаила Бишаева вменяемым, способным нести уголовную ответственность. Такой вывод не удалось поколебать даже факту, что подсудимый является инвалидом второй группы по психическому заболеванию. Он состоял на учёте у психиатра с  лёгкой умственной отсталостью, а также наблюдался у нарколога по поводу алкогольной интоксикации, судорожного синдрома. Но эти болезни, по мнению клиницистов, не могли лишить обвиняемого способности осознавать свои действия и руководить ими. Состояние аффекта эксперты тоже не подтвердили: убийца мучил свою жертву, перед тем как лишил её жизни, вполне сознательно, отдавая отчёт в том, что творит. Патологического опьянения, позволяющего снять с садиста ответственность за содеянное, специалисты также не обнаружили. Свидетели преступления утверждали, что Бишаев был не так уж сильно пьян. «Только глаза у него были как у зверя», – вспоминала жена. Проводившие задержание сотрудники отдела вневедомственной охраны Заларинского РОВД рассказали, что подозреваемый твёрдо держался на ногах и адекватно отвечал на вопросы.     

И всё же наказание садист и убийца получил не в максимальном размере, предусмотренном УК РФ. По ч. 2 ст. 105 возможно лишение свободы на 20 лет либо пожизненное. Суд принял во внимание смягчающие вину обстоятельства: плохое здоровье и помощь в раскрытии и расследовании преступления. Михаил Бишаев, признанный виновным в убийстве, совершённом с особой жестокостью, приговорён к 15 годам лишения свободы в колонии строгого режима. После освобождения ему предстоит ещё в течение года соблюдать назначенные судом ограничения: не выезжать из Заларей; не посещать общественные места, где распивают спиртное; не выходить из дома после 23 часов и дважды в месяц отмечаться в соответствующем органе надзора. Другое дело  –  «развлечения» в собственной квартире. Их-то никто запретить не может.     

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры