издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Полыхнуло бабье лето

Не только разноцветьем осенней листвы, но и настоящим пламенем, лесными пожарами полыхнуло нынче бабье лето в Приангарье.

В августе и в первой половине сентября пожарные сводки авиабазы агентства лесного хозяйства Иркутской области радовали сплошными нолями: потушено лесных пожаров ноль и выявлено новых тоже ноль. «Чёрным» стал вторник, 20 сентября. В пожарной сводке вместо привычных нолей – сообщение о шести пожарах сразу. Один, в незакреплённых за арендаторами лесах, на территории городской лесной дачи Братского участкового лесничества, в 11 километрах от города Братска, возник, по предварительным данным, от сельскохозяйственного пала. Остальные, как предполагалось, – в связи с неосторожным обращением местного населения с огнём. Массовость и, если можно так сказать, кучность очагов огня удивили даже профессионалов. 

Следующий день оказался ещё хуже: в братских лесах – 10 новых пожаров! Потушить их все в день обнаружения уже не получилось. И третьи сутки облегчения не принесли. Пожары будто избрали местом своей дислокации город Братск и его окрестности. Как грибы, слой за слоем. Пожары, надёжно локализованные и уже не представляющие опасности для соседних участков леса, продолжали дымить и чадить внутри противопожарных барьеров, заполняя город и пригороды дымом. Высохшая подстилка тлела как миллионы сигарет, забытых курильщиками. И каждый новый день приносил новые очаги огня и дыма.

В минувшее воскресенье, казалось, наступил перелом. Старые пожары ликвидируются, новых нет. Вчера утром созвонился с заместителем руководителя агентства лесного хозяйства Виталием Акбердиным. Он в Братске с прошлого четверга. Координирует работу лесных пожарных. Голос уставший, хриплый.

– Да нет никакого перелома. Сегодня утром опять семь новых пожаров выявлено, – отвечает Акбердин. – Теперь по всему району. А ещё, понять такое невозможно, но даже при объявленной чрезвычайной пожарной ситуации кто-то додумывается поджигать стерню. Следственные органы этим занимаются. У них есть подозреваемые, но подробностей я не знаю. Нам не до того. Мы леса тушим. Здесь дождей давно не было. Подстилка просохла. Тлеет, горит. Три вертолёта на пожары воду сливают. Тяжёлая техника работает… 

Разговор закончился внезапно. Кто-то окликнул Виталия Викторовича. Он заторопился, извинился. В трубке послышались короткие гудки.

– Уже не семь, а восемь новых пожаров зарегистрировано в Братском районе, – уточняет руководитель Иркутской авиабазы Фёдор Пекарь буквально через 15 минут после моего разговора с Акбердиным. – Это просто не поддаётся объяснению. Не бывает же так, чтобы один только район подвергся какой-то аномальной засухе.  А тут – пожар за пожаром! Ситуация требует серьёзного анализа. 

– А кроме Братского района где-то горят леса?

– Да почти по всей области. Но везде, как обычно бывает осенью, понемногу. В Усть-Куте появляются пожары, в Киренске, в Чунском, Тайшетском, Иркутском, Слюдянском районах. Всего сегодня действует 19 пожаров, из них шесть локализованы. Это сейчас, на момент нашего разговора, на 11 часов 15 минут. К вечеру ситуация, конечно же, изменится. К завтрашнему утру – тем более. Надеюсь, что в лучшую сторону. Но давать какие-то гарантии при такой погоде и при таком отношении людей к лесам  не берусь. Осенние пожары для нашей области не редкость, но чтобы вот так интенсивно горел один район, да ещё городская зона – такого не было. По крайней мере, на моей памяти. И никто из наших ветеранов про подобное мне не рассказывал.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры