издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мастер-класс

  • Автор: Анастасия ВАВИЛОВА

«Уж и не знаю, откуда пошло представление об учителе физкультуры как о человеке ограниченном, который обязательно носит трико с оттянутыми коленками», – недоумевает Виктор Чепелевич. Ему не доводилось видеть такого за 10 лет учёбы и 11 лет работы в школе. А сам Виктор Чепелевич, призёр Всероссийского смотра-конкурса педагогов-новаторов «Урок физкультуры XXI века», недавно стал, наверное, самым известным физруком в Иркутской области. На праздничном приёме в честь Дня учителя губернатор вручил ему ключи от автомобиля Hyundai Solaris. И «Ступеньки» не долго думая напросились к Виктору Чепелевичу на мастер-класс. В интервью газете он ответил на вопросы о престиже профессии, о том, как он стал школьным учителем, и есть ли у него хобби.

«Получается, что позвал меня, а сам сошёл с дистанции»

Кто помог вам в выборе профессии?

– Учителем я стал, можно сказать, случайно. В школе серьёзно волейболом увлекался. Мой учитель физкультуры в старших классах (сам я из Бодайбинского района, из посёлка Балахнинский) предлагал поступать мне в техникум физической культуры, но я отказался. Пошёл в армию, отслужил, потом мой одноклассник позвал вместе поступать на учителя физкультуры. На дворе был 1998 год. Работы в посёлке тогда не было. Мы поехали в Иркутск, поступили в педагогический колледж №1 на отделение физкультуры. Отучился и с тех пор работаю. Моим первым местом работы была школа №5 в Саянске. Спустя семь лет перебрался в Иркутск. И последние четыре года работаю здесь, в лицее-интернате.

И ведь сюда попал тоже случайно. После того как уехал из Саянска, решил: в школу не вернусь. Но мой одногруппник, узнав, что я нахожусь в поиске работы, рассказал, что в лицее нужен преподаватель физкультуры. И только я здесь появился, просто постоял на чужом уроке – мне сразу понравилось. Конечно, тяжело, конечно, зарплата маленькая. Проблем везде хватает. Но работать очень приятно, здесь очень хорошие дети.  

– А что стало с вашим товарищем?

– Он не закончил училища. Получается, что позвал меня, а сам сошёл с дистанции. Мы с ним поддерживаем отношения и сейчас. Он вернулся в наш родной посёлок, живёт там, и его работа никак не связана со школой.

– С кем сложнее – с лицеистами или с обычными школьниками?

– Все представляют: раз лицей, значит, здесь одни «ботаники» в очках. Наши дети не только умные, но ещё и спортивные. У нас нет проблем с посещением, ходят на уроки даже те, у кого есть освобождение. Казалось бы, у нас школа для детей со склонностью к гуманитарным и точным наукам, а мы уже второй год подряд занимаем первое место в спартакиаде по Правобережному округу Иркутска.

С нашими ребятами намного интереснее работать, чем в простой школе. К нам поступают ученики из самых разных уголков области. Надо понимать, что на окраинах другие отношения в школах с учителями. Очень открытые, добрые дети. Они интересные и трудолюбивые. 

– А когда пришло понимание того, что вы на своём месте?

– Не сразу. Первый год во-все хотелось уйти, всё бросить. Потом втянулся. Очень помогла поддержка старших коллег. Когда заинтересовываешь детей, видишь, что они начинают добиваться успехов, самому становится интересно работать. Заинтересовать всегда можно собственным примером. Одна девятиклассница, когда узнала, что меня наградили, сказала, что теперь не будет пропускать ни одного урока физкультуры. 

«Галстук приходится носить считанные дни в году» 

Оценка по физкультуре требует индивидуального подхода

– Что вы посоветуете тем, кто собрался в будущем идти работать в школу? К чему готовить себя?

– Тут сложно давать советы. В первую очередь, наверное, надо понять, хочешь ли ты работать с детьми. И ещё очень многое зависит от того, куда попадёшь. И не столько от того, как примут тебя дети: они тонкие психологи и всегда чувствуют, как ты  к ним относишься. А  найдутся ли рядом старшие  коллеги, которые помогут тебе, поддержат? 

Многие молодые педагоги уходят из профессии как раз из-за отсутствия поддержки коллег. Я очень многому научился на госпрактике в своей родной школе.

– Что вы получаете в подарок ко дню учителя?

– Могут коробку конфет подарить. В этом году один из классов подарил кружку, на которой много-много галстуков. Они специально выбрали такой подарок: редко видят меня при параде. Нас двое преподавателей физкультуры. И когда мы приходим в костюмах, дети порой даже спрашивают, а какой сегодня праздник. Галстук действительно приходится носить считанные дни в году: 1 сентября, в День учителя, 23 февраля, 8 марта, на последний звонок и ещё несколько праздников.  

– Как ученики реагируют на ваши успехи?

– Они радуются. Когда участвовал в конкурсе «Учитель года», дети из моего класса со мной ездили, с плакатами болели, все три дня помогали, поддерживали, было здорово. И когда среди учителей физкультуры занял первое место, отнеслись к этому и как к своей победе. Мне было приятно. 

– А вам не кажется, что профессия именно учителя физкультуры ограничивает в карьерном росте?

– Я так не думаю. Мой коллега в Саянске стал, к примеру, директором школы. 

– Накладывает ли какой-то отпечаток на вашу работу необходимость трудиться исключительно в женском коллективе?

– У нас очень много мужчин работает – 27 преподавателей. Так что среди иркутских школ у нас если не самый большой мужской коллектив, то один из самых больших. Поэтому ответить на ваш вопрос не могу.

– Вы следите за судьбой своих учеников?

– Мы очень много общаемся в соцсетях. Один из моих выпускников из Саянска сегодня приходит со своей командой поиграть в волейбол к нам сюда, в лицей. Я сам иногда играю за их команду. 

Индивидуальный подход

 «Руководство школы очень гордится нашими спортивными успехами», – говорит Виктор Чепелевич. И подтверждение этих слов мы находим в кабинете директора. В шкафу огромная полка заставлена исключительно спортивными трофеями учеников. «Здание лицея –  постройка пятидесятых годов, поэтому спортзал на втором этаже. Это уже нестандартно. К тому же это был гимнастический зал, у него размер 18 на 10, но его переоборудовали для игровых видов спорта. А в ближайшем будущем нам обещали пристроить спортивный блок», – проводит небольшую экскурсию по своим владениям наш собеседник. Чтобы держать себя в форме, лицеисты имеют возможность заниматься  в тренажёрном зале. Есть ещё и борцовский. А кроме того, корт и лыжная база. 

– Мы настраиваем детей на то, что самое лучшее – это работа со своим весом, – продолжает учитель. – Занятия на перекладине, упражнения на пресс. Без гирь и штанг. И дети уже втянулись. У нас там, на школьном дворе, есть площадка, и пока тепло, парни выбегают на переменах, подтягиваются и со звонком – на уроки. Вот такая хорошая тенденция складывается. 

– А что нового может появиться на уроке физкультуры?

– В этой сфере появляется много авторских разработок, которые можно внедрять. Сейчас предлагают третьим часом физкультуры ввести фитнес.   

– Вы, наверное, вместе со спортом пропагандируете здоровый образ жизни? Как воспитываете курящих старшеклассников?

– Может быть, кто-то и курит, но я никогда не замечал. Я не лукавлю. Вы же видели сами. Нет у нас такого. 

– Мне всегда казалось, что сложно ставить оценки по физкультуре, потому что возможности и здоровье у всех разные.

– Здесь, конечно, всегда подходишь индивидуально. Есть дети, которые не могут, но очень стараются. Такому ребёнку (это моё личное мнение, и другие учителя могут со мной не согласиться) стараюсь повысить балл. Хотя понимаю, что он не может выполнить норматив. 

Есть такие дети, которые приходят из других школ и в 10 классе не умеют играть ни в баскетбол, ни в волейбол. Один мальчик у нас был очень интересный. Появился в лицее в девятом классе. У него было огромное желание научиться играть в волейбол. Он упорно ходил на тренировки, оставался после уроков и в 11-м стал играть за сборную лицея. Недавно с ним увиделись, спросил, как дела. Оказывается, сейчас играет в основном составе сборной ИрГТУ – а команды там сильные – диагональным нападающим. 

– Из ваших воспитанников кто-нибудь стал учителем физкультуры?

– Лицеисты – нет. Они все практически поступают в вузы. Знаю, из Саянска двое парней, моих выпускников, пошли учиться в техникум физической культуры, но один из них не стал работать в школе, сейчас в спецназе Ангарска. Так получилось, что с моего курса лишь двое работают в школе. А так один уже майор СОБРа, другой – капитан ОМОНа, остальные – в спецназе ГУ ФСИН.   

– У вас есть хобби?

– Свободное время стараюсь уделить семье. А то меня дома почти не видят.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры