издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Не переселите нас – не будем за «Единую Россию» голосовать»

В Иркутской области власти четвёртый месяц не могут найти 56 млн. рублей на переселение жителей посёлка Умбелла Казачинско-Ленского района. 13 лет люди живут во временных щитовых домиках бывших БАМовцев в соседнем Улькане. Зимой вода в ведре превращается в лёд, рядом гремят взрывные работы. Окна, как в Великую Отечественную, заклеены, чтобы не трескались. Как оказалось, помочь умбелльцам не могут даже всесильные чиновники. С осени прошлого года вопросом лично занимается спикер ЗС Людмила Берлина, в июне был принят закон об упразднении посёлка, который уже 13 лет как зарос лесом. Но денег по-прежнему нет.

– Ведро с водой зимой ставишь на пол – утром там лёд, – привычно говорит жительница несуществущего посёлка Умбелла Светлана Сафьянникова. Сколько раз она уже это рассказывала – журналистам, депутатам, чиновникам. Рассказывала в Иркутске и в Улькане, показывала эти самые вёдра. Показывала заклеенные окна: рядом ведутся взрывные работы, и стёкла в щитовых временных домиках иногда трескаются.

Посёлка не существует примерно 13 лет. Дума Казачинско-Ленского района упразднила его 5 декабря 1997 года. Областной парламент принял в июне 2011 года соответствующий закон, предписывающий до 1 июля 2012-го всех умбелльцев переселить. Таков результат трудов спикера ЗС Людмилы Берлиной, которая занимается этим вопросом с осени прошлого года и уже успела направить в правительство не один запрос. Новые квартиры ещё в 2001 году получили только 11 семей, ещё 40 так и числятся в посёлке Умбелла, хотя и живут в Улькане. Московские и региональные чиновники с 2001 года по сию пору решают, кто должен переселять Умбеллу. Москва считает – регион, регион – Москва. 

«Пока до 2012 года светлого пятна на горизонте нет, – заявил глава парламентского комитета по госстроительству Борис Алексеев во вторник на бюджетном комитете. – Хотелось бы знать, мы всё-таки будем предусматривать финансовый ресурс на 2012 год для того, чтобы выполнить обязательства перед населением данного посёлка». Министр финансов Алексей Зезуля напомнил, что основным источником средств, когда принимался закон, предполагался федеральный бюджет. 

Посёлок, по его словам, «полностью удовлетворяет» условиям федеральных программ переселения с Крайнего Севера. «Мы предусматривали областной бюджет только в качестве резерва, если первый источник не будет работать, – сказал Зезуля. – В настоящее время работа продолжается и информации, что требуются дополнительные расходы областного бюджета, нет. Если такая ситуация сложится, то в процессе исполнения бюджета мы его скорректируем». Вице-спикер ЗС Геннадий Истомин напомнил Алексею Зезуле, что при принятии закона депутаты и правительство договорились, что деньги на переселение появятся уже в текущем году. «А вы сейчас даже не закладываете в базовый вариант следующего года эту сумму – 56 миллионов рублей», – заметил Истомин. «Я лично согласовывал финансовое обоснование к закону, там эти 56 миллионов предполагались из федерального бюджета», – заявил министр финансов. Истомин напомнил, что в текущем году в виде субсидий на северные территории федерация уже направила в регион более 400 млн. рублей. «Мы договорились, что 56 миллионов возьмём из этой суммы, – сказал Истомин, – и переселим людей до конца года. Так выполняйте обязательство, не надо его перетаскивать на следующий год». Алексей Зезуля пообещал, что, если деньги не появятся в 2011 году, в 2012-м финансисты уже будут смотреть, как обеспечить переселение. 

– Ти-ши-на, полная тишина, – заявила Светлана Сафьянникова, когда «Конкурент» позвонил ей в день сессии ЗС. – Закон приняли, и всё на этом. Никто нам не говорит, когда нас переселят, что с нами будет.  Я недавно звонила Сюсину (заместитель руководителя аппарата губернатора и правительства Иркутской области. – Авт.). Он говорит: хотите, обеспечим вам временное жильё в Улькане. А я ему отвечаю: да у нас 13 лет в этом Улькане временное жильё! Четыре месяца, простите за выражение, ни хрена не делают. Звоню в минфин, там женщина отвечает, говорит: «Не беспокойтесь, у вас срок переселения – 1 июля 2012 года». Я отвечаю: «Не 1 июля, а до 1 июля 2012 года! Вы закон-то откройте, почитайте». Она в ответ: «Ну, ничего конкретного вам сказать не могу». И трубку повесила. 

Вчера на сессии ЗС депутатам была роздана информация, подготовленная заместителем начальника управления губернатора и правительства Иркутской области по региональной политике Михаилом Надточием. Оказывается, чиновники изучали Федеральный закон № 211-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Из Минрегионразвития им сообщили, что, поскольку закон вступает в силу с 1 января 2012 года, вероятность получения средств под Умбеллу из него «незначительна». Иркутские чиновники теперь уповают на статью 4 регионального закона, которая предполагает принятие отдельного нормативно-правового акта по проблеме. Минсоцразвития даже «в начальной стадии» подготовило закон, но работа так и не была завершена. Министерство строительства  подготовило предложения по возможным вариантам постройки жилья для умбелльцев, но и этот проект «повис», поскольку денег в областном бюджете нет. Зато Институт регионального законодательства и правовой информации работает над новым законом для Умбеллы. Вчера на сессии ЗС Геннадий Истомин заявил, что, если правительство не решит вопрос с Умбеллой, депутаты сами внесут поправку в бюджет будущего года.  

Недопереселенцы тем временем написали письмо в прокуратуру Иркутской области и приёмную Владимира Путина. В приёмную Путина они ещё позвонили, сказали: «Не переселите нас – не будем за «Единую Россию» голосовать». А там ответили: «Это ваше гражданское право».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры