издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Чёрные копатели» уходят в прошлое

Кражи угля с разрезов когда-то представляли серьёзную проблему для компании «Востсибуголь». Сейчас ситуация изменилась: «чёрные копатели» практически перевелись или перешли на легальное положение, а в большинстве случаев объектами хищений становятся, говоря языком специалистов, «элементы верхнего строения железнодорожного пути» и силовые кабели, содержащие цветной металл. При этом, как отмечают специалисты, окончательно избавиться от подобного рода краж не удастся в силу неблагоприятной экономической обстановки в тех территориях, где они происходят.

«Сейчас эта проблема стоит далеко не так остро, как раньше», – так начальник управления экономической безопасности ООО «Компания «Востсибуголь» Юрий Гагулин начинает разговор с корреспондентом «Сибирского энергетика». Цифры, которые он приводит в подтверждение своих слов, более чем красноречивы: за период с начала 2011 года по 7 октября было зафиксировано  две кражи угля, произошедших на разрезе «Черемховский». Одна из них произошла в сентябре: несколько человек на грузовичке Mitsubishi Canter (по словам нашего собеседника, именно эта модель почему-то пользуется наибольшей популярностью у «чёрных копателей») заехали в забой и загрузили в кузов 1,5 тонны угля. Их поймали с поличным, так что о материальном ущербе от хищения, составившем 1280 рублей, говорят исключительно как о предотвращённом. В другом случае, произошедшем в начале октября, вывезти похищенный уголь злоумышленники намеревались на мотоцикле с коляской: в люльку поместилось 300 кг. 

«Раньше тема была злободневная, были ребята с малогабаритными грузовиками, которые брали на борт полторы-две тонны угля и потом его продавали, – продолжает Гагулин. – В позапрошлом году мы едва ли не каждую неделю машины задерживали. Сейчас они от такого способа заработка ушли и покупают уголь самовывозом у нас на складах, а затем перепродают безо всякого риска и ночных погонь». Доход получается относительно небольшим (тонна угля на складе стоит 500 рублей, а с рук содержимое четырёхтонного грузовика уходит за 6-7 тыс. рублей), но легальным. Судя по тому, что за сутки через каждый из складов в Черемховском и Аларском районах проходит до 120-130 машин, законный способ заработка пользуется популярностью. Кроме того, сказались изменения в режиме охраны угледобывающих предприятий, произошедшие после того, как была создана энергоугольная компания и за неё стало отвечать охранное предприятие «Иркутскэнерго». 

Железнодорожный переход

Кражи угля с разрезов перестали быть головной болью для службы безопасности, констатирует наш собеседник. Вместо этого на первое место вышли хищения элементов верхнего строения пути – иными словами, непосредственно железнодорожного полотна. Например, в 2011 году совершено 16 краж противоугонов, накладок, костылей и тому подобного. «Как только в апреле всё оттаивает, происходит некий всплеск, – замечает начальник управления экономической безопасности «Востсибугля». – Крадут чаще всего противоугоны – небольшие скобы, защищающие шпалы от сдвига, весом около 1300 граммов. Снимают по 300-400 штук, доходило и до девяти сотен». И то и другое утверждение он вновь подкрепляет фактами: первое преступление произошло 7 апреля, двое жителей Тулуна сняли 392 противоугона на перегоне между станциями Булюшка и Харманут. Впоследствии украденное обнаружили в пункте приёма металлолома, куда его, как выяснилось, злоумышленники привезли на «Ниве». В другом случае компания, состоявшая исключительно из несовершеннолетних, похитила 863 противоугона на участке пути вблизи Булюшки. Правда, как показал осмотр места происшествия, далеко унести награбленное молодые люди не смогли – все противоугоны обнаружились в 500 метрах от железной дороги. А 20 мая сотрудники охранного предприятия «Иркутскэнерго», патрулировавшие участок между станциями Угольная и Гадалейская, обнаружили в лесу 610 демонтированных элементов пути, а затем задержали двоих безработных жителей Тулуна и посёлка Азей с сумками. В то же время, 19-20 мая, на перегоне Алгатуй – Харманут были похищены 906 противоугонов. Позднее установили, что их похитили двое жителей села Алгатуй, как сказано в протоколе, «употреблявших наркотические средства».

Как поясняет Гагулин, кражи в основном совершают неработающие жители окрестных сёл. «Мы предполагали, что могут работать организованные группы, но оказалось, что это не так: просто кто-то собрался спонтанно, пошёл своровал», – отмечает он. Элементы железнодорожного полотна крадут в основном в Тулунском районе, что и неудивительно: именно на его территории находятся наиболее протяжённые пути, охрану которых сложно организовать. Длина одной только ветки между Мугунским разрезом и Тулуном составляет около 50 км, причём пути проходят через тайгу и болотистую местность, через которую зачастую нельзя проехать на машине. Впрочем, злоумышленники чаще всего добираются до места преступления и уносят похищенное на своих двоих, а в отдельных случаях используют мотоциклы или внедорожники. Специальный инвентарь им тоже не требуется: для того чтобы снять болт, накладку или противоугон, хватает нехитрого инструмента вроде молотка, зубила и ломика. Ущерб от преступлений, на организацию которых не нужно значительных усилий и затрат, измеряется десятками тысяч рублей. Например, 3 августа неизвестные установили своеобразный «рекорд», похитив 937 противоугонов общей стоимостью 62935 рублей. А общий ущерб от хищений элементов верхнего строения пути составил 317057 рублей, правда, часть его была возмещена. Финансовые потери из-за краж кабельной продукции достигли 252326 рублей, украденные секции охлаждения тепловозов, уголки с линий электропередачи на разрезах, металлических труб и электроавтоматов потянули на 983567 рублей. Получается, что общий ущерб от 31 кражи перевалил за 1,55 млн. рублей. 

Латентная преступность и меры противодействия ей

В прошлом году преступлений было несколько меньше: за январь–сентябрь зарегистрировано 16 хищений, из которых половина пришлась на элементы верхнего строения пути. Рост, на первый взгляд значительный, можно в какой-то мере объяснить эффектом «низкой базы»: преступлений совершается относительно немного, поэтому любое увеличение их числа в процентном выражении выглядит существенным. «Кражи – это достаточно латентный вид преступлений, – подчёркивает Гагулин. – У нас уровень жизни населения таков, что мы от этого не уйдём». При этом, добавляет он, по всем фактам хищений в обязательном порядке возбуждаются уголовные дела. Несмотря на то, что в большинстве случаев они приостанавливаются в связи с тем, что не удаётся установить подозреваемого, определённый эффект такая работа приносит: коллеги нашего собеседника из ОАО «Иркутская электросетевая компания» отмечают, что даже те, кто попал в поле зрения правоохранительных органов лишь в качестве подозреваемых, к своему криминальному «бизнесу» возвращаться не спешат. 

В «Востсибугле» принимают определённые меры для предотвращения подобного рода преступлений. Сотрудники службы безопасности компании самостоятельно и вместе с полицейскими провели рейды по пунктам приёма чёрных и цветных металлов и объяснили руководителям предприятий, чья деятельность подлежит лицензированию, чем для них чревата скупка металлолома явно криминального происхождения. Помимо этого с помощью охранного предприятия организовало постоянное патрулирование объектов, на которых совершаются кражи. В первую очередь группы быстрого реагирования действуют на автодорогах в Черемховском районе и на территории вблизи железнодорожных путей в Тулунском районе. «Пока этих групп не много, но я думаю, что в будущем их количество увеличится, – заключает начальник управления экономической безопасности «Востсибугля». – Помимо этого мы закладываем в инвестпрограммы значительные суммы на то, чтобы усилить наши объекты средствами технической охраны – камерами видеонаблюдения, системами сигнализации. Но надо понимать, что на их повсеместное внедрение требуются очень большие затраты». Вдобавок существует план совместных действий с региональными управлениями Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности, который, как показал пример других предприятий, приносит свои плоды. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры