издательская группа
Восточно-Сибирская правда

К северу от Индии, к востоку от Бухареста

В Иркутске может появиться ещё один мегапроект

  • Автор: Татьяна ПОСТНИКОВА

Проект деревянной стелы на берегу Ангары разработали для Иркутска архитекторы британского агентства Avery Associates. В их представлении она будет располагаться где-то чуть севернее Индии и восточнее Бухареста. По информации западных СМИ, которые первыми опубликовали эту новость, идею строительства стелы подкинул архитекторам сам мэр города Виктор Кондрашов. Сообщение, которое больше похоже на первоапрельскую шутку, уже успело вызвать ажиотаж среди иркутян, часть из них назвали идею «уткой», остальные скептически сморщили носы и предложили сделать что-то более полезное для города. В пресс-службе мэрии и вовсе заверили, что информация ложная. «Иркутский репортёр» решил разобраться, кому и зачем понадобилось строить стелу или слухи о ней.

Собор, канал и водопад

Планы по строительству стелы в центре Иркутска являются правдой как минимум наполовину. Доказательством тому, что архитектурное бюро Avery Associates этим действительно занималось, служат опубликованные на сайте фрагменты плана исторического центра Иркутска. Глядя на них, можно, что называется, оценить «масштаб трагедии».

Масштаб впечатляет. По замыслу архитекторов, деревянная 60-метровая стела (причём такая высота делает её самой высокой в мире. – «Иркутский репортёр») должна встать в районе только что реконструированной Нижней набережной Иркутска. То есть как раз по соседству с недавно установленным памятником основателям города и совсем рядом со Спасской церковью и Вечным огнём. Интересно, что, судя по плану, ни самого старого храма города, ни Вечного огня в нём не предусмотрено, равно как и здания областного правительства. Вместо них по тому участку, где они расположены, пойдёт канал, который должен брать своё начало примерно от здания «Востсибугля» и далее волнообразно через весь сквер Кирова будет выходить к Ангаре и заканчиваться искусственным водопадом. Единственное монументальное сооружение, которое поставили в плане архитекторы на месте сегодняшнего сквера и набережной, своими очертаниями недвусмысленно напоминает Казанский кафедральный собор, идею воссоздания которого год назад предложил мэр города Виктор Кондрашов.

Сама стела также обещает стать необычным сооружением. Полностью сделанная из цельного дерева, она, по замыслу авторов проекта, должна стать главным архитектурным объектом исторической части города. По периметру её будет окружать небольшой искусственный водоём, который прибавит месту романтики. Внутри объекта, напоминающего внешне старинный маяк, предусмотрено создание смотровой площадки и галереи. А на верхней точке и вовсе планируется установить локатор, луч света от которого будет направлен с башни в небо.

Любопытно, что заново отстроить архитекторы Avery Associates планируют не только сквер Кирова и Нижнюю набережную, но и окружающие кварталы исторического центра города. Всё вместе это называется генеральный проект, который, судя по всему, охватывает приличную часть Кировского района. 

«Под нас копают»

Тем временем информация о том, что западные архитекторы взялись за разработку генерального проекта исторического центра Иркутска, который предусматривает строительство стелы, уже успела устроить переполох среди пользователей блогосферы, простых иркутян, а также местных властей. В мэрии на расспросы «Иркутского репортёра» заявили, что вся информация ложная. «Разработка документов, таких как генеральный план города, в принципе не может быть вот так просто кому-то поручена. Это стратегический документ», – заявили там. И напомнили, что в городе уже есть генплан, который сейчас как раз находится на утверждении. О том, чем занимаются лондонские архитекторы, до последнего момента не знал даже глава градостроительного комитета администрации города Евгений Девочкин. А после того, как ему стали известны подробности, Девочкин, по словам источника в мэрии, заявил: «Под нас копают!»

Похожим образом отреагировали на новость и пользователи Интернета. «Что за маяк? Население не одобрит, не тот форм-фактор выбрали», – сразу сделали выводы одни. «Вот только башни ещё не хватает! В городе уже откапиталены все дороги, очередей на жильё нет, построена масса детских садов и так далее», — иронизировали другие. Но большинство решили, что это «утка».

Выяснить, откуда растут ноги у этой «утки», оказалось не трудно. В начале недели новость опубликовало одно из российских информационных агентств, которое сделало ссылку на британское издание BDonline, специализирующееся на архитектурной и дизайнерской тематике. Судя по информации из обоих источников, к лондонским архитекторам обратился сам мэр Иркутска Виктор Кондрашов, после того как присмотрел их во время конкурса на строительство Пермского оперного театра, который состоялся в прошлом году. И хотя по итогам того конкурса победителем оказалось совсем другое архитектурное бюро, предложение разработать генеральный проект города получило именно Avery Associates. Вопрос о том, действительно ли иркутский градоначальник сделал предложение британским архитекторам, в мэрии оставили без комментариев.  Однако тот факт, что мэр в прошлом году общался с ними, отрицать не стали.

На сайте самого агентства Avery Associates сказано, что они сейчас действительно планируют реализовать ряд проектов в восточной части Евроазиатского континента. Среди них – строительство новой виллы в Саудовской Аравии, проведение лекции в школе архитектуры в Бухаресте и «чуть восточнее Бухареста»  – в Перми – проект оперного театра, который, напомним, был отклонён. «Мы также были в Индии, смотрели проекты в Калькутте и Ахмадабаде. К северу от Индии мы в настоящее время участвуем в генеральном планировании и разработке инициативы в  Иркутске», – сообщает сайт агентства, не уточняя подробностей.

С четвёртой попытки

Между тем история со строительством стелы в Иркутске уже стала своеобразным продолжением череды мегапроектов, автором которых является мэр города Виктор Кондрашов. Самым масштабным из них можно считать прозвучавшее осенью прошлого года предложение восстановить на прежнем месте Казанский кафедральный собор, разрушенный в 1932 году. Однако для этого потребовалось бы сначала снести здание областного правительства, построенное на месте собора. Незадолго до этого мэр сообщил о другом своём намерении: поменять направление движения бабра на гербе города Иркутска, чтобы вернуть главному геральдическому символу столицы Приангарья историческую достоверность. Впрочем, эта идея оказалась не нова, так как несколькими годами ранее мэрия уже задавалась вопросом, куда именно должен смотреть бабр – вправо или влево.

Не получил продолжения ещё один проект иркутского градоначальника –  когда он предложил вместо сложной и малоэффективной системы дорожных развязок, ведущих от нового моста к центру города, построить тоннель. Предположительно он должен был пройти под Центральным парком культуры и отдыха до улицы Подгорной. Проектным организациям Иркутска Виктор Кондрашов тогда даже предложил посчитать, в какую сумму обойдётся реализация этой идеи. Но дальше разговоров дело не зашло.

Новость о строительстве в Иркутске деревянной стелы глава областного центра пока никак не прокомментировал. По имеющейся информации, его сейчас нет в городе. С учётом того, что проект кроме всего прочего подразумевает восстановление Казанского собора, его общая стоимость должна составлять миллиарды рублей. Примирить горожан с новой идеей может только одно – если в башне разместится многоуровневый детский сад.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры