издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Интернет- коммерсанты

Наши корреспонденты заглянули за витрину онлайн-магазинов

Сегодня в Иркутске работает порядка 20 интернет-магазинов. Не вставая с дивана, можно заказать холодильник, мешок картошки, стиральный порошок и даже контактные линзы. Создатели онлайн-магазинов говорят, что покупатели распробовали этот вид сервиса и активно им пользуются. Если раньше можно было нарисовать обобщённый портрет клиента, то сейчас сделать это проблематично: опция «Положить в корзину» актуальна для всех возрастов. В том, что скрывается за витриной «магазина в компьютере» и почему эксперты прогнозируют рост этого рынка именно в регионах, разбирались ЕЛЕНА ЛИСОВСКАЯ и ТАТЬЯНА ПОСТНИКОВА.

Пионеры онлайновой торговли

Один из первых интернет-магазинов, не привязанных к розничным точкам торговли, появился 1 декабря 2003 года. Идею создания «ИркШоп. Ру» его будущий генеральный директор Дмитрий Кравченко вынашивал почти год. Информации было недостаточно, поэтому вместе с командой ему пришлось постигать азы программирования, вникать в бухгалтерские программы и исследовать иркутский рынок. К тому же перед глазами был негативный опыт предшественников из «Иркутского Интернет Магазина», который начинал с продажи бытовой техники. Однако потом этот проект был закрыт, и даже домен принадлежит другому направлению. Настоящий бум открытия интернет-магазинов в Иркутске наблюдается последние два-три года. 

Мысль о создании первой виртуальной торговой точки, реализующей бытовую химию, косметику и парфюмерию, появилась у руководства оптовой компании «Восток-Косметик» два года назад.  «Сначала нам казалось, что интернет-магазин – это просто создание дополнительного сервиса, ведь склад и офис в Иркутске у нас уже есть, – рассказала редактор интернет-магазина IRMAG.ru Юлия Райхбаум. – Но фронт работ оказался более масштабным. Разработка сайта и его доведение до соответствия нашим требованиям продолжается до сих пор. Много времени ушло на оформление базы товаров, которая насчитывает 18 тысяч позиций. Каждый товар необходимо было описать и сфотографировать, поэтому в компании организовали собственную фотостудию». Объём инвестиций в создание небольшого магазина, который работает  под заказ и приносит прибыль в размере средней заработной платы, Юлия Райхбаум оценила в 200 тыс. рублей. Для крупного магазина необходимы инвестиции около 500 тыс. рублей и более. 

«Первоначальные затраты связаны с регистрацией магазина, открытием счёта в банке, приобретением системы «Банк-клиент», – рассказала исполнительный директор интернет-магазина «ИркШоп.Ру» Оксана Ахмадуллина. – Необходимо будет вложить деньги в приобретение мощного сервера и его установку на площадке выбранного интернет-провайдера, в создание сайта и изготовление печатей и штампов». Говоря о постоянных расходах, она упомянула о плате интернет-провайдеру, зарплате бухгалтеру и работникам. Ежегодно оплачивается продление доменного имени. На первом этапе и в дальнейшем необходимо вложиться в рекламу. Объём затрат на эту статью расходов может составить 50–100 тысяч рублей в месяц, полагает Юлия Райхбаум. 

Как правило, штат интернет-магазина довольно небольшой. Так, в IRMAG.ru работают 10 человек: руководитель магазина, редактор сайта, программист, менеджеры, работники склада и водители-экспедиторы. Поступивший заказ работники склада собирают при помощи беспроводных мобильных терминалов сбора данных, что исключает ошибку сборки, затем его проверяет контроллёр, после чего он передаётся водителю. 

«Продавцы-консультанты, менеджеры могут работать и удалённо, например из дома, – рассказала о возможностях онлайн-магазинов Оксана Ахмадуллина. – Курьеры могут работать как на постоянной основе с предоставлением автомобиля, так и быть нанятыми по договору». 

Самые активные покупатели – женщины 

На волне популярности виртуальной торговли многие магазины завели интернет-витрины

Основные покупатели IRMAG.ru — женщины всех возрастных категорий, отдельной группой идут молодые мамы, которые приобретают товары для детей и бытовую химию. Активно начинают пользоваться интернет-магазином люди старшего поколения. Юлия Райхбаум отметила, что важными факторами принятия решения о покупке являются бесплатная доставка до квартиры, цены, которые ниже розничных, и большой ассортимент. Кроме того, виртуальные магазины разрабатывают собственные системы поощрения клиентов: бесплатная доставка при покупке на определённую сумму, распродажи, розыгрыши призов.

Перечень клиентов магазина продуктов и бытовой химии «Муравей» нынешней весной был расширен за счёт ресторанов, кафе, столовых, пекарен, предприятий, организаций и частных детских садов. «В прошлом году мы подали заявку на работу с муниципальными дошкольными учреждениями», – рассказала торговый представитель интернет-магазина «Муравей» Елена Соколова. 

Точное количество корпоративных клиентов виртуальной торговой точки не разглашается, база постоянных клиентов физических лиц насчитывает несколько сот адресов, каждый день к ним прибавляются ещё два-три. В числе покупателей много пожилых людей, но в основном они делают заказ через оператора. За год работы представители интернет-магазина «Муравей» успели убедиться в востребованности такой услуги для иркутян. С весны нынешнего года средний чек покупателей – физических лиц в среднем вырос в два раза. Сказываются рекламные кампании, наступление холодного сезона и увеличение ассортимента с 6 до 10 тысяч позиций. «Часто клиенты просят расширять ассортимент через Интернет, например, молодые мамы оставляют заявку на подгузники», – рассказала Елена Соколова.  Обычно в заказанной корзине 70% товаров – это продукты, остальное – бытовая химия. 

В начале следующего года планирует открыть интернет-магазин и сеть супермаркетов «Слата», где с 2007 года работает служба доставки продуктов. «Появится интернет-витрина, будет работать call-центр, – рассказали в отделе маркетинга сети супермаркетов «Слата». – Основные клиенты службы доставки – мамы, сидящие дома с детьми, офисные сотрудники и успешные занятые люди. Наибольшим спросом пользуются готовая продукция (салаты, горячие блюда), торты, бакалейные товары и бытовая химия».

Трудность работы интернет-магазина продуктов заключается в том, что некоторые люди до сих пор с недоверием относятся к этому виду сервиса, отмечает Елена Соколова: «Спрашивают: «А что если вы привезёте испорченное? Где гарантия того, что товар можно будет обменять?». У нас такой же магазин, только на расстоянии. Все права потребителя соблюдаются, значит, в случае необходимости можно будет вернуть деньги или обменять товар. В тот же день или на следующий день». В IRMAG.ru тоже всегда идут навстречу покупателю: в случае брака, обнаруженного уже после отъезда курьера, привозят замену за свой счёт. Если требуется возврат денег, то клиент, как правило, просит включить эту сумму в счёт следующего заказа.

 «Основная сложность заключается в том, что покупатель не может вживую оценить товар, – полагает Оксана Ахмадуллина. – С визуалами легче, они мыслят образно, а вот кинестетикам нужно подержать покупку в руках, даже понюхать. Поэтому нужно стараться делать изображения товаров крупными, яркими. Товар желательно показать со всех сторон, сейчас для этого применяется технология 3D. Второй момент, волнующий покупателей, – действительно ли у нас есть всё, что и в реальных магазинах: документы, чеки и гарантия. Приходится уверять их в этом». 

«Для тех, кто переел «Кока-Колы»

Наряду с интернет-магазинами, реализующими товары массового потребления, в Иркутске появляются и эксклюзивные проекты. Так, создатель первого в Иркутске маршрутного такси, успевший попробовать себя в строительном и туристическом бизнесе, Сергей Перевозников теперь владелец интернет-магазина экологических продуктов «Эко-Базар.РФ». «Всё началось с того, что мы начали предлагать свою продукцию – мясо, молоко, сыр, масло – на форумах и довольно успешно торговали через Интернет целый год, – рассказывает собственник крестьянско-фермерского хозяйства, расположенного в посёлке Бугульдейка Ольхонского района. – Магазин запустили нынешним летом, но официального открытия – с помпой – не было. Сайт до сих пор работает в бета-версии. Ждём годовщину, тогда, может, и официальное открытие сделаем». 

«Наши клиенты – это те, кто в своё время перепил «Кока-Колы» и сейчас делает ставку на экологичность, качество и некую эксклюзивность продукции, – рассказал Сергей Перевозников. – У нас около 20 поставщиков, в основном это фермерские, личные подсобные хозяйства из Ольхонского, Усольского и Ангарского районов». Полуфабрикаты закупаются у одной из улан-удэнских компаний. «У неё нет денег на сою, поэтому используется настоящее мясо», – говорит собеседник. Он уверен: создав интернет-магазин, помогает выйти на рынок со своей продукцией крестьянам и фермерам, которые в силу финансовых причин не могут сделать это самостоятельно. 

За витриной интернет-магазина стоят склад в центре Иркутска, расположенный в бывшем спортзале,  и команда из пяти человек, включая самого Сергея Перевозникова и его супругу Марию. «Чётко расписанных ролей у команды нет, – говорит он. – Каждый может в зависимости от ситуации быть и менеджером, и оператором, и водителем». Сам владелец магазина не ограничивается управленческими функциями –  частенько тестирует продукцию – сыр, творог, сливочное масло, котлеты из омуля. 

По ценам магазин, по выражению его хозяина, «идёт по верхней точке рынка», например, килограмм домашнего сыра стоит 400 рублей, литр охлаждённого молока – 60. «Я не понимаю тех, кто считает, что крестьянская продукция должна быть дешёвой, – говорит Сергей Перевозников. – Дешёвым может быть только массовое производство, а на фермера сильно влияют и повышение энерготарифов, и рост стоимости ГСМ». 

Создатель магазина признался, что в первые месяцы поток покупателей был не таким большим, как хотелось бы, однако перспективы развития этого бизнеса для Сергея Перевозниква очевидны: «В нынешнем году мы планируем ограничиться только иркутским рынком, а в дальнейшем намерены расширять географию присутствия и ассортимент. Ведь экологически чистые продукты – это не только мясо, рыба, молоко и мёд, могут быть и дикоросы – малина, брусника. Думаю, что приверженцам здорового образа жизни будет интересен и китайский зелёный чай». 

«23% пользователей вовлечены в электронную коммерцию»

«Сегодня около 23% от всех пользователей Рунета вовлечены в электронную коммерцию, основную часть составляют те, кто и выбирает, и заказывает онлайн, – рассказала нашему изданию PR-менеджер онлайн-мегамаркета OZON.ru Мария Назамутдинова. – Но есть и те, кто делает выбор в сети, а заказ, например, через call-центр. В СФО порядка 7% тех, кто пользуется Рунетом, покупают онлайн». Самые популярные товары в сети – это одежда и обувь, далее идут книги, электроника и косметика. «За первые шесть месяцев нынешнего года в OZON.ru рекордно – на 108% – выросли продажи товаров для мам и детей, – рассказала наша собеседница. – Мы прогнозируем дальнейший рост этого направления». 

Профессиональные участники рынка онлайн-коммерции отмечают: если раньше можно было нарисовать примерный портрет покупателя (мужчина и женщина средних лет с высшим образованием, со средним и выше среднего доходом, активный пользователь Рунета), то сейчас эти границы размыты. Активно пользуются этим сервисом как молодые люди, так и представители более старшего поколения. 

Однако одним из сдерживающих факторов для магазинов, отправляющих товары в регионы, является доставка. «Каждый участник рынка справляется с ситуацией по-своему, – сказала PR-менеджер онлайн-гипермаркета OZON.ru. – Мы занимаемся строительством собственной сети доставки через региональных агентов, а также привлекаем к сотрудничеству сетевые компании. Открыты пункты выдачи более чем в 200 российских городах. Три пункта находятся в Иркутске». Такое решение позволило сократить сроки поставки до 3-4 рабочих дней при наличии товара на складе. 

По мнению Марии Назамутдиновой, сейчас столичный рынок интернет-магазинов насыщен. Это значит, что вектором развития этого вида торговли станет остальная Россия. «Сегодняшний тренд – это развитие регионов, в том числе СФО», – подчеркнула она. В то же время эксперты отмечают: делать крупные покупки в Интернете по предоплате – это определённый риск. Поэтому нужно внимательно выбирать поставщика. На сайте должна быть вся необходимая юридическая информация, а новости и список товаров должны постоянно обновляться. Интернет-мошенники не дремлют, а для того чтобы создать интернет-витрину, достаточно бесплатного сайта.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры