издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Экогод, или Какой след мы оставим

  • Автор: Анна КАПРАВЧУК, Ангарск

Маленькие экошаги, совершённые конкретными людьми, стали моей журналистской темой года. Что может сделать один человек — в отсутствие поддерживающей его экосознательность инфраструктуры, — чтобы минимизировать ущерб природе от жизнедеятельности своей семьи?

Работа над этой темой подарила мне множество очных и виртуальных знакомств с интересными людьми. Людьми, задумывающимися о последствиях своих действий или бездействия гораздо чаще, чем «в среднем по больнице». В «Живом журнале» и столичной коммуне «ЭкоЛофт», среди организаторов субботников по уборке берегов Ангары и среди преподавателей смены «Все дома» Всероссийского молодёжного форума «Селигер», среди владельцев ангарского полигона ТБО и среди обычных сибирских пенсионеров находились люди, каждый день предпринимающие нечто, что сокращает количество мусора на планете. 

Была рада познакомиться с теми, кто не только сам принципиально отказывается от использования пластиковых пакетов в пользу многоразовых «экосумок», от одноразовых стаканчиков — в пользу личных кружек, но и организует массовые акции по популяризации такого подхода.

Пожила вместе с теми, кто раздельно собирает мусор и создаёт — в помощь тем, кто поступает так же, — виртуальные карты пунктов приёма вторсырья в разных городах. 

Поучаствовала в сборе пластиковых бутылок на Селигере — активисты движения «ЭКА» потом соорудили из них плот, добрались на нём до пункта приёма пластика и даже заработали на реализацию других экопроектов пару тысяч рублей. 

Помогла иркутским активистам движения «Мусора.Больше.Нет» привлечь участников на субботники с раздельным сбором мусора — они не только убрали несколько участков на берегах Ангары, но и сдали собранные стекло, металл и пластик. Не без гордости выяснила, что с ангарского полигона ТБО на переработку уже идёт больше 12% того, что выбрасывают горожане. Познакомилась с представителями фирмы, инвестирующей в строительство современного полигона ТБО в Ольхонском районе. 

Узнала, как питерцы организуют возврат и приём стеклянной и пластиковой тары на массовых праздниках и гуляниях. 

Убедилась, что тех,  кто компостирует пищевые отходы, и тех, кто копит и сдаёт макулатуру, в Иркутске и Ангарске далеко не единицы. 

Не все мои экооткрытия уже нашли своё отражение на страницах «Сибирского энергетика». Пока не писала о том, как поразилась изобретательности парней из некоммерческой организации «Энресбер»: они научились из пускорегуляторов потухших «энергосберегалок» (их они принимают от населения) и дешёвых люминесцентных ламп собирать экономичные светильники для теплиц и фермерских хозяйств. Не писала и о том, как порадовали меня внутренние стандарты турфирмы «Байкалов»: в обязательную амуницию гида включены мусорные мешки и перчатки, чтобы после каждого визита туристов берега священного озера становились немного чище. Пикники гиды проводят без костров, чай пьют из термосов, а рыбу для гостей озера готовят в закрытой коптильне.  

Были, конечно, среди моих новых знакомых и те, кто в Германии дисциплинированно разделял бутылки по цветам или в Японии соблюдал график выноса мусора, но, вернувшись в Сибирь, снова стал поступать «как все». Нежелание «странным поведением» обращать на себя внимание окружающих, нежелание «заморачиваться» для них пока важнее, чем забота о природе. 

Но то, что есть люди, каждый день предпринимающие пусть маленькие, но реальные шаги для того, чтобы наши внуки видели вокруг тайгу и байкальские эндемики, а не только залежи одноразовой посуды, пластиковых пакетов и битых бутылок, обнадёживает.  И, знаете ли, это не только заряжает позитивом, но и заражает. Пример – он всегда заразителен.  

Весной я, гуляя с дочерью по берегу Китоя, каждый раз уносила с откоса пакет битого стекла. Сдать его некуда, но лучше уж пусть осколки уедут на полигон, чем режут ноги детям и лапы собакам. 

Летом мне хватило сознательности увезти в Москву и сдать на утилизацию десяток батареек от диктофона и часов. Одной разлагающейся в земле батарейки АА достаточно, чтобы сгубить четыре дерева и одного ёжика или белочку, так что пару живых душ спасла. 

Осенью выпросила на свой день рождения электронную «читалку» — объёмные текстовые, табличные файлы и презентации, которые нужно изучить, теперь не распечатываю, а пересохраняю и читаю с ридера. Сберегу несколько деревьев и избавлю от макулатуры несколько квадратных метров полигона. 

А какие ваши экоитоги года?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры