издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Философское кредо художника

  • Автор: Светлана ГРИГОРЬЕВА

В галерее «Дом художника» с успехом прошла выставка Владимира Черт-кова, которого можно назвать «известный неизвестный художник». Его работы, изготовленные на Хайтинском фарфоровом заводе, были широко известны в среде любителей декоративно-прикладного искусства. Чертков принимал участие в областных, межрегиональных, всероссийских выставках, его наборы чайников, декоративных блюд радовали зрителей не только яркими цветами, но и свечением, исходящим от них, тёплой аурой, переданной душой мастера.

Выпускник Иркутского художественного училища 1965 года, он почти сразу переехал в Мишелёвку, начал работать на заводе. Выполнял престижные заказы, последним из которых стали плакетки для дома-усадьбы декабристов. Чертков барельефно изобразил портреты декабристов, полные настроения, суровой действительности их судеб. Как сам считает, это было одно из лучших его творений. Увы, у музея не нашлось средств, чтобы расплатиться с художником. Так Владимир Ильич понял, что начались другие, перестроечные времена. Серию он сдал в салон-магазин, её купил американец, интересующийся историей государства Российского.

Завод ещё работал, но зарплат уже не платили, а потом и вовсе закрылся. Чертков, как многие другие соотечественники, начал выживать. Превосходные изделия из фарфора он быстро распродал, оставил немного предметов у себя, чтобы не забыть, что он и есть их создатель. Трудоёмким ремеслом в домашних условия заниматься невозможно (необходимы станки, обжиговые печи), поэтому художник увлёкся графикой.

Организованная в галерее выставка – итог многолетнего труда и приближение 70-летнего юбилея Владимира Черткова, который грядёт в наступившем году. Это итог наблюдений художника за жизнью последнего времени, его размышления о человеке и превратностях судеб. Не случайно одной из центральных стала работа «Ветеран и перестройка», в которой изображена фигура старика, согбенного от тяжёлых мыслей, одиночества, обречённости. 

На первый взгляд, работы Черткова кажутся абстракцией, но если вглядываться в  них внимательно, можно увидеть отчётливые очертания конкретных предметов, лиц, фигур, прорисованных в сложной композиции. Например, в небольшой работе «Замёрзший» на первый план выходят заиндевелые иголочки затейливого морозного узора, приглядевшись, видишь бледное лицо человека, уснувшего вечным сном. «В жизни так бывает, – говорит Владимир Ильич, – и с этим ничего не поделаешь».

Одна из работ художника – «Одиночество». Мы видим фигуру человека, размещённого в самом низу картины, холст заполнен сгустками не то городского смога, не то тучами грозового неба. В работе «Клетка» Чертков не пишет конкретный образ, заключённый в неё, клетка становится символом несвободы, замкнутого душного пространства.

В своих графических листах Чертков не просто художник – он философ, способный из наблюдений, эмоций, размышлений, делать выводы о жизнях и судьбах людей. Его мироощущение часто кажется драматичным, хотя сам художник производит впечатление улыбчивого человека, но это на людях, в кругу друзей, пришедших поздравить его с открытием персональной выставки. А если представить его в Мишелёвке, утопающей в сугробах зимнего снега, или в летнее ненастье, сопровождающееся ливнями, молниями, оглушительными раскатами грома? Наверное, в это время и рождаются такие его работы, как «Встречный ветер», «Забытое прошлое», многие другие, выражающие настроение автора, его сосредоточенность на внутреннем мире, часто совпадающем по настроению с внешней средой.

Тематика работ Черткова многогранна, свои графические листы он писал более двадцати лет, поэтому на выставке хотел показать всё, что его волнует, о чём думает и чему сопереживает. Художника привлекает история России, с её чудо-богатырями и неистовой верой протопопа Аввакума, ему интересны Адам и Ева, изгоняемые из рая, пророки и лики Иисуса Христа, которые в разных работах показаны по-разному.

В кругу интересов художника и вечная музыка Иоганна Себастьяна Баха. «Токкаты», навеянные великим композитором, он изображает космическим пространством, с парадом планет, фантастическим движением стихий, происходящих на них. На выставке рядом с работами-символами соседствуют вполне реалистические листы, на которых представлены конкретные люди. «Портрет Шишанина», столяра по профессии, изображён в дымке, некой загадочности – это аура романтика и мечтателя.

Мир разнообразен – разнообразен и художник, стремящийся показать его в том или ином состоянии, настроении, чувственном проявлении. Владимир Чертков – мастер, которого вновь открыли для себя иркутяне – любители изобразительного искусства.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры