издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Берём управление в свои руки»

Жители села Смоленщина решили самостоятельно решать бытовые проблемы

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

В минувшее воскресенье в актовом зале сельского клуба в Смоленщине Иркутского района яблоку было негде упасть: жители собрались на сход, чтобы обсудить самые острые проблемы села. Напряжение в электросети, проезд большегрузного автотранспорта по улицам населённого пункта, строительство детского сада и амбулатории, качество работы депутатов – людям было, о чём поговорить. Проведя несколько лет в безуспешных попытках добиться решения бытовых проблем от властей, жители надеются взять ситуацию под собственный контроль.

Смоленщина находится всего в десяти минутах езды от Иркутска по Култукскому тракту. Населённый пункт уже не один год привлекает тех горожан, кто хочет убежать от шума и суеты областного центра, но не намерен переезжать далеко от города. Число жителей села, где идёт активная застройка, уже близко к 3,5 тысячи человек. Но и проблем у растущего населённого пункта, как и неравнодушных людей, с каждым годом всё больше. 

Чтобы обсудить их, на сход в актовом зале местного клуба собрались около 50 человек – больше в помещение просто бы не вошло. Организаторы специально выбрали выходной день: по словам одной из активисток, Ольги Черных, об этом просили многие – так стремились попасть на собрание. 

«Инициатива должна исходить от вас»

Электрические сети села, построенные в 70-х годах прошлого века, не были рассчитаны на присоединяемые мощности и рост потребления из-за использования современных бытовых электроприборов. Сегодня рост индивидуального жилищного строительства и увеличивающаяся энерговооружённость населения приводят к низкому напряжению в сети и недостатку существующих мощностей. И жители, и энергетики ОГУЭП «Облкоммунэнерго» называют их основными проблемами в энергообеспечении Смоленщины. 

Вопрос о «подаче качественной электроэнергии в дома граждан» не оставил равнодушным никого из жителей села. Люди высказывали недовольство тусклым светом и низким напряжением, из-за которого горят электроприборы, эмоционально, но цивилизованно. «Сбытовая компания исправно присылает квитанции, – заявил один из выступавших, – пускай специалисты придут, замерят напряжение и сделают перерасчёт». Жительница улицы Лесной, 1, которая получает электроэнергию от сети железной дороги, предложила присоединить эту часть улицы к общей сети села. Проблемы улицы Нагорной тоже связаны с работой железной дороги. «У них плановые работы, предупреждают, что с часу до пяти будет отключён свет, и мороз на улице не волнует. Что делать-то?» – спрашивал участник схода. Похожие сложности у жителей улицы Бамовской. 

Обсудив проблемы энергоснабжения разных частей населённого пункта, жители решили написать коллективные обращения по этому поводу главе муниципалитета с тем, чтобы он, как официальное лицо, передал их в энергоснабжающие организации. Ольга Черных предложила выбрать старших по отдельным частям села. «Работа депутатов не заметна. Получается, мы берём управление в свои руки», – воскликнула женщина. Глава муниципалитета Олег Козырский ответил обстоятельно: «Если ко мне приходит товарищ житель и говорит: «У меня плохое напряжение», я предлагаю ему написать заявление, согласно которому буду писать запрос. Инициатива должна исходить от вас прежде всего». 

Сход жителей Смоленщины американские политологи назвали бы «grassroots movement» (движение от корней), то есть инициативой обеспокоенных граждан

По информации, предоставленной «СЭ» в «Облкоммунэнерго», чтобы изменить ситуацию с энергоснабжением в Смоленщине, компания работает в двух направлениях: строит новые сети, согласно поданным заявкам на технологическое присоединение новых объектов, и реконструирует существующие линии в рамках своей инвестиционной программы. Так, по программе техприсоединений в прошлом году построены электросетевые объекты для снабжения электричеством улиц Западной, Молодёжной, Юности и Родниковой: линии электропередачи ВЛ-10 кВ (1,05 км), ВЛИ-0,4 кВ (1,54 км); установлены 3 трансформаторных подстанции КТПН 400/10/0,4 кВА. Строительство обошлось компании более чем в 5 млн. рублей. Кроме того, в прошлом году выполнялись проектно-изыскательские работы по объекту «Реконструкция ВЛ-10-0,4 кВ с применением СИП, монтаж АСКУЭ розничного рынка электроэнергии (РРЭ) посёлка Смоленщина, Иркутский район». Сейчас проектно-сметная документация находится на стадии согласования.

По инвестиционной программе «Облкоммунэнерго» на 2012–2014 годы запланированы реконструкция линии ВЛ-10-0,4 кВ и монтаж автоматизированной системы контроля качества электроэнергии в селе на сумму 44,85 млн. рублей. Реконструкция позволит значительно улучшить качество электроснабжения и даст возможность увеличить нагрузки для бытовых целей существующих потребителей, уверены специалисты компании.

Несколько улиц, в том числе Лесная, Нагорная, Иркутная, получают электроэнергию от подстанции «Железнодорожник» и воздушной линии электропередачи, принадлежащих ВСЖД, пояснили в компании. Действительно, на этих сетях периодически производятся ограничения электроснабжения из-за ремонтных работ, причём без предварительного уведомления диспетчерской службы «Облкоммунэнерго» и жителей. При этом распределительные сети по этим улицам, передающие электроэнергию в жилые дома, принадлежат «Облкоммунэнерго». Компания, учитывая многочисленные обращения жителей Смоленщины, при формировании инвестпрограммы на 2012 год решила включить в неё строительство двух дополнительных трансформаторных подстанций. 

Что касается улицы Бамовской, получающей электроснабжение опосредованно через распредсети СНТ «Путеец-1» и СНТ «Путеец-2» (также принадлежат ВСЖД), в энергокомпании сообщили, что в середине прошлого года от жителей поступило более 30 заявок на техприсоединение. В настоящее время объекты электросетевого хозяйства построены и готовятся к вводу в эксплуатацию.

«Эмоции в сторону»

Ольга Черных (по центру) работает на почте, а своё свободное время и силы посвящает решению общих для жителей Смоленщины проблем

Начиная выступление по следующему вопросу повестки – о строительстве детского сада и амбулатории, – заместитель мэра Иркутского района по социальным вопросам Григорий Пур предложил «отставить в сторону эмоциональный фон» и заговорил о нормативах Минздрава РФ. По закону населённому пункту с числом жителей свыше 3 тыс. человек полагается амбулатория. Типовое медучреждение должно располагаться на площади порядка 200 кв. м, на участке площадью не менее 15 соток. В амбулатории должен находиться кабинет врача-терапевта, педиатра, стоматолога, общий кабинет для выездного приёма узких специалистов – гинеколога, окулиста, кардиолога и других, процедурный и помещения сопутствующих служб. Чтобы получить собственный травмпункт, населению Смоленщины нужно дорасти до 10 тыс. человек. 

По словам чиновника, переговоры о новой амбулатории с местной администрацией шли достаточно долго. В результате был найден компромисс с собственником пустующего панельного здания подходящей площади в центре посёлка, на этой неделе должен быть окончательно решён вопрос по его передаче администрации Иркутского района. В здании планируется провести капремонт, который, по предварительным расчётам, обойдётся примерно в 4,5 млн. рублей, 1,6-1,7 млн. рублей потребуется на оборудование. Это значительно дешевле, чем строительство модульного здания «под ключ», которое обошлось бы в 9,1 млн. рублей. «По плану, если всё пройдёт нормально, к концу сентября мы заедем в новое здание амбулатории», – заключил Григорий Пур под аплодисменты аудитории.

Однако на этом социальные вопросы не были исчерпаны. Детский сад Смоленщины уже сейчас переполнен: при норме в 55 детей в него ходят 86. В очереди на получение мест, как следует из коллективного письма жителей села главам администраций разного уровня – от местной до областной, ещё в августе прошлого года стояло около 130 дошколят. «Многие родители ещё не встали на очередь, возят детей в садик в город, – заявила Ольга Черных на собрании. – Село растёт, молодёжь прибывает. Хотя бы 150 мест нужно».

По данным за 2011 год, рождаемость в Иркутском районе сократилась на 15%, парировал Григорий Пур, добавив, что, по прогнозу, в ближайшие годы рождаемость упадёт, поэтому такой большой сад селу не нужен. Администрация района получила из Ангарска проект быстровозводимого модульного детского сада примерно на 80–100 мест с возможностью наращивания, именно такой сад и предлагается возвести по областной программе строительства детских дошкольных учреждений. Сметная стоимость строительства – 42 млн. рублей, затраты на оснащение составят ещё 5-6 млн., пояснил чиновник. В качестве площадки под строительство был выбран стадион. «Не лучшее решение, долго спорили, что нужнее – детский сад или стадион, пришли к выводу, что детский сад важнее», – отметил Пур и предложил жителям высказать своё мнение. Впрочем, жители оказались солидарны с местными властями. Строительство детского сада может начаться в 2013 году – после прохождения необходимых экспертиз и согласований, полагает заммэра района. 

Народная беда

Глава Смоленского муниципалитета Олег Козырский
на сходе предложил жителям самим выступать с инициативой в решении местных бытовых и коммунальных вопросов

Пожалуй, наибольшее недовольство жителей Смоленщины вызывает давняя проблема – проезд большегрузного транспорта через село. Активные граждане начали бить тревогу и писать обращения в разные инстанции ещё в 2006 году. «Народ исписал более 25 листов бумаги, – говорит Елена Овчинкина, участник инициативной группы, – сегодня вопрос не только не решился, но и усугубился». На въезде в село стоит знак, запрещающий движение грузового транспорта, прежде знак, ограничивающий массу проезжающих автомобилей до 7 тонн, был установлен перед мостом через реку Олху, был и знак, ограничивающий скорость движения по селу до 30 км/ч. 

В морозный выходной день движение машин по одной из основных улиц села, улице Зои Космодемьянской, трудно назвать интенсивным. Однако в тёплое время года, когда работают карьеры Шелеховского района, через Смоленщину, не обращая внимания на запрещающий знак, едут тяжёлые грузовики, везущие песок и гравий. «Живущие на Зои Космодемьянской, Бечаснова, Мира знают, что это невыносимо, – говорит Елена Овчинкина. – Мы поселились в Смоленщине 10 лет назад – хотели уехать от городского шума, а оказались на краю автотрассы. У нас постоянно как будто землетрясение – звенит посуда, качаются люстры, разрушаются подполья, лопается фундамент, трескаются печи».

В коллективном обращении жители ссылаются на статьи Конституции России, которые, по их мнению, нарушаются: о праве на жизнь, отдых и жилище. Проносящиеся по селу грузовики представляют угрозу для бе-зопасности детей и взрослых, считают жители Смоленщины.

За 2011 год к административной ответственности привлечено 886 водителей большегрузных автомобилей, сообщил сотрудник ГУ МВД по Иркутской области. При этом, по подсчётам Елены Овчинкиной, только за три минуты летом мимо её дома проходит до десятка грузовиков. «Да, знак стоит, а человеческий фактор никуда не денешь, – признал представитель ведомства. – Принято решение поставить на въезде круглосуточный пост». 

Однако, по мнению жителей, это не станет эффективным решением проблемы. В коллективном обращении в прокуратуру области, приёмную премьер-министра и к президенту страны люди просят повлиять на местные власти и обязать их решить проблему раз и навсегда. «Мы считаем, что проезд 20–40-тонных автомобилей буквально выживает нас из родного села и нарушает права, закреплённые Конституцией», – говорится в письме. Движение грузовиков ведёт к износу дороги и моста, не рассчитанных на такие нагрузки. 

По словам депутата районной Думы Михаила Долгих, для карьерных грузовиков нужна отдельная технологическая дорога в обход населённого пункта. По итогам совещания в администрации Шелеховского района с представителями эксплуатирующих организаций Шелеховских карьеров в июне было принято решение о том, что такую дорогу эти предприятия должны построить за свой счёт. В каком состоянии строительство на сегодня, в администрации Шелеховского района к моменту выхода этого номера ответ на запрос «СЭ» не подготовили. 

Есть ещё одна возможность для ограничения потока тяжёлых грузовиков, сообщил Михаил Долгих. Летом прошло межведомственное совещание с представителями железной дороги и ЖКХ района по федеральной программе ликвидации железнодорожных переездов. «Железная дорога предложила два варианта: ликвидировать переезд на Баклаши, сделав объезд либо тоннель путём прокола. Мы своё мнение высказали за тоннель». 

Проблема Смоленщины не уникальна, добавил заместитель мэра района Александр Менг. «Такие же, как ваша, дороги разбиваются в Мамонах, на участке Горячий Ключ – Пивовариха, уже начали разбивать дорогу Хомутово – Усть-Куда – Иркутск». Основным решением, по его мнению, должно быть строительство технологических дорог для объезда. Пока же жители Смоленщины с тревогой ожидают начала очередного «карьерного сезона» и с надеждой – результатов обращения в областную прокуратуру и прочие высшие инстанции.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры