издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Далёкая близкая Монголия

Двадцатая международная универсальная выставка «Ворота в Азию» проходила в Улан-Баторе с 26 по 30 марта. Впервые за последние десять лет вместе с бизнесменами и представителями вузов на неё отправилась делегация из правительства Иркутской области под руководством вице-премьера Сергея Аникеева. Из-за присутствия чиновников на результаты выставки возлагают немалые надежды, однако очевидно, что наша страна теряет сохранившиеся с советских времён позиции на монгольском рынке, а её место занимают стремительно наращивающий внешнеторговый оборот Китай и другие страны. Монгольские эксперты справедливо отмечают, что виной тому неповоротливость российских правительственных структур и пресловутая «вертикаль власти», в силу которой у регионов нет достаточных полномочий для развития трансграничного сотрудничества.

В экономическом отношении Монголия развивается наиболее динамично из всех стран мира и представляется едва ли не самым перспективным рынком сбыта в Северо-Восточной Азии, а то и во всём Азиатско-Тихоокеанском регионе. Так, по данным  государственного комитета статистики Монголии, на которые ссылается информационное агентство «Синьхуа», реальный рост ВВП страны в 2011 году составил 17,3%, а номинальный и вовсе достиг фантастической цифры в 27,8%. Для сравнения: в Китае тот же показатель составил 9,2%, в Индии – 7,8%, а в России, по информации Федеральной службы государственной статистики, – 4,3%. «Конечно, стартовая позиция была не слишком высокой, но динамика очевидна, – заметил посол РФ в Монголии Виктор Самойленко, выступая на открытии выставки. – Будет правильно, если иркутяне и российские бизнесмены в целом отнесутся к этому со всем вниманием и приложат дополнительные усилия, чтобы найти возможность для сотрудничества с Монголией». 

16-я союзная республика или 23-я провинция КНР

Цель перед ними стоит весьма амбициозная: по программе развития российско-монгольского торгово-экономического сотрудничества на 2011– 2015 годы товарооборот между двумя странами планируется увеличить до 3 млрд. долларов. Реальность выглядит не столь радужно, как эта перспектива: по данным Росстата, в позапрошлом году экспорт достиг 937 млн. долларов, а импорт – 79,1 млн. долларов. В любом случае, в 2011 году на долю Китая пришлось более 6 млрд. долларов из 11,31 млрд. долларов внешнеторгового оборота Монголии. Очевидно, что Россия теряет позиции, достигнутые во времена СССР, когда соседняя страна на бытовом уровне воспринималась в качестве «16-й союзной республики». В то же время конкуренция на местном рынке растёт и многие иностранные компании вкладывают немалые средства в развитие своего бизнеса в Монголии. Привлечению зарубежных инвесторов содействуют и власти страны, одним из инструментов политики которых является создание особых экономических зон. Одна из них, зона свободной торговли «Алтанбулаг», была создана вблизи перехода Кяхта – Алтанбулаг на границе с Россией. 

«Нам выделили 12 млн. долларов из бюджета, а экономическим зонам «Дзамын-Ууд» и «Цагаануур» государственных денег не давали, – рассказал иркутским журналистам губернатор свободной торговой зоны «Алтанбулаг» Осор Сэмэр. – Но дела у них идут хорошо, особенно в «Дзамын-Ууд», которую финансируют китайцы». И в зоне «Алтанбулаг», расположенной с монгольской стороны границы вблизи Кяхты и призванной стать «окном в Европу» для Монголии, компании из Поднебесной представлены достаточно широко: три из 10 иностранных резидентов являются китайскими. От России пока там зарегистрированы лишь ООО «Бизнес-Контакт» и Мясной союз России. Помимо этого в свободной торговой зоне действуют компании из Японии, Южной Кореи и Великобритании. 

В 2012 году в развитие инфраструктуры на территории «Алтанбулага» будет вложено ещё 13 млн. долларов из государственного бюджета. Многие иностранные инвесторы, в свою очередь, сами ведут строительство. К этому их подталкивают существенные льготы, которые предоставляет монгольская сторона: скажем, те компании, что вложили средства в возведение линий электропередачи, теплотрасс, систем водоснабжения, автомобильных и железных дорог, полностью освобождаются от уплаты подоходного налога. Предприятия, которые вкладывают средства в строительство складских помещений, терминалов для погрузки и разгрузки товаров, а также гостиниц, освобождаются от подоходного налога на пять лет, а затем в течение трёх лет уплачивают половину от положенной ставки. Кроме того, ввозимые в зону свободной торговли товары не облагаются импортной пошлиной и налогом на добавленную стоимость. 

«С юридической стороны всё готово [для привлечения новых инвесторов], – подчеркнул Сэмэр. – К тому же есть 500 га земли, создана вся необходимая инфраструктура». В частности, проложены сети водоснабжения и водоотведения, построена ЛЭП на 6 кВ с двумя подстанциями, предназначенная для временного энергоснабжения объектов свободной торговой зоны, строится автодорога до Кяхтинского пограничного поста. Однако с российской стороны трасса ещё не достроена в связи с задержкой в получении разрешительных документов. Несмотря на подобные трудности, определённый прогресс в отношениях с Россией наблюдается.  «В последние два года у нас активно развиваются отношения, каждый месяц прибавляется число туристов и деловых партнёров, – заключил губернатор СТЗ «Алтанбулаг». – Но есть одна преграда – визовый режим.

Мы ставили вопрос о безвизовом режиме для нашей зоны, и я думаю, что он будет обсуждаться в середине апреля на заседании межправительственной комиссии [по торгово-экономическому и научно-техническому со-трудничеству]». 

Вертикаль власти виновата

Для того чтобы полностью раскрыть инвестиционный потенциал, Иркутской области нужно развернуться лицом к Монголии

Впрочем, главная проблема заключается не в отсутствии безвизового режима или недостроенной инфраструктуре, а в бюрократических механизмах, из-за которых решения в России принимаются крайне медленно. Простой пример: если через КПП на монголо-китайской границе в час проходят 20 грузовиков, то на монголо-российской – в лучшем случае два. «У нас есть таможенный бизнес-совет, на заседаниях которого мы каждый квартал обсуждаем касающиеся предпринимателей проблемы и сразу находим их решения, – отметил президент Национальной торгово-промышленной палаты Монголии Самбуу Дэмбэрэл. – Но этот процесс требует дву-стороннего подхода. И если с китайцами мы уже находим общий язык, то из-за структуры, которая называется «вертикаль власти», мы не можем сразу контактировать с россиянами». 

По его словам, из-за централизации власти российские регионы практически лишены свободы действий в принятии решений по трансграничному сотрудничеству. «При монголо-российской межправительственной комиссии есть деловой совет по сотрудничеству, эту структуру сделали и у нас, и в Москве, – добавил Дэмбэрэл. – Но у тех, кто живёт в Москве, нет интереса делать бизнес в Монголии, они даже не знают, где находится Монголия». В то же время Иркутская область в силу своего расположения рассматривается как основной рынок – на неё приходится 70–80% товарооборота. Оно и неудивительно – от областного центра до российско-монгольской границы проложена асфальтовая дорога длиной всего 650 км, ежедневно курсирует пассажирский поезд «Иркутск–Наушки». Вдобавок  местные предприниматели заинтересованы в том, чтобы сотрудничать с Монголией, и этот интерес взаимен. «У нас очень много людей, которые получили образование в СССР, чей бизнес начинался с России, – сказал Дэмбэрэл. – Но Россия для монголов не очень открытый рынок как для малых, так и для больших компаний. Правда, за последние два года ситуация улучшается, в межправительственной комиссии уже стали признавать, что роль частного сектора в нашей кооперации будет решающей». 

«Больше свободы российским регионам»

Определённые надежды на развитие экономических отношений с Монголией связаны с самой выставкой, на которой, с учётом вузов (ИГУ, ИГЛУ, ИГМУ, ИрГУПС и Иркутской международной академии туризма), были представлены 30 экспонентов. Помимо них в Улан-Батор приехали и представители регионального правительства, в том числе заместитель председателя правительства Сергей Аникеев, исполняющий обязанности министра сельского хозяйства Кузьма Алдаров и заместитель министра строительства и дорожного хозяйства Игорь Щёголев. «Я не помню, чтобы в таком расширенном формате наша область себя здесь презентовала, – отметил директор ООО «Бизнес-Контакт» Александр Сидоров. – Областная администрация вместе с бизнесом последний раз была представлена 10–12 лет назад». Президент Национальной торгово-промышленной палаты Монголии уверен, что благодаря этому «будет больше связей». Аникеев, между тем, предложил начать подготовку к следующей выставке уже в мае, а в перерыве между экспозициями организовать поездку нескольких делегаций, каждая из которых будет состоять из представителей какой-то одной отрасли. Кроме того, производители сельскохозяйственной продукции из Монголии могут быть представлены на выставке-ярмарке «Агропромышленная неделя – 2012», намеченной на октябрь. 

Между тем, помимо сельского хозяйства, которое является одной из ключевых сфер сотрудничества между иркутскими и монгольскими предпринимателями, значительный потенциал есть и в других отраслях. В первую очередь это касается строительства: в настоящее время в Монголии реализуется масштабная социальная программа «Сто тысяч квартир», по которой только в Улан-Баторе будет построено 33 новых микрорайона. Инвестиции, необходимые для её реализации до 2016 года, оцениваются в 18 млрд. долларов. «Мы бы предложили нашим друзьям из России вкладывать средства к нам», – выступил с инициативой президент Союза строителей Монголии Батбаатар. К тому же монгольской стороне требуются квалифицированные проектировщики, инженеры,  рабочие и другие кадры. Подготовка специалистов необходима и в других областях, например в медицине, энергетике, сельском хозяйстве, сфере услуг. Так что потенциал сотрудничества двух стран велик. И для того, чтобы его реализовать, по мнению «экономиста, а не политика» Дэмбэрэла, нужно всего лишь дать «больше свободы российским регионам». 

Впрочем, и в рамках имеющихся в настоящее время полномочий Иркутская область могла бы придать существенный импульс двусторонним экономическим отношениям, создав на территории «Алтанбулага» собственный бизнес-центр. Затраты на это в масштабах региона невелики – около 15 млн. рублей. Зато он мог бы стать стартовой площадкой не только для иркутских компаний, но и для предпринимателей из других регионов, которые намерены развернуть свою деятельность в Монголии. И эта площадка, на которой был бы широко представлен российский бизнес, может действовать круглогодично. Дело за малым – построить офисы и складские помещения на том участке, который арендует «Бизнес-контакт». Главное – не упустить инициативу и сделать это как можно быстрее, иначе российским предпринимателям придётся договариваться о реализации своих товаров и услуг с монгольскими или китайскими компаниями, причём условия таких договорённостей явно будут не в нашу пользу. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры