издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«А мы тут на работу ходим»

  • Автор: Татьяна ПОСТНИКОВА

Четыре дня, четыре часа и 38 минут понадобилось 25-летнему иркутянину Евгению Глазунову, чтобы первым проехать на велосипеде самую длинную марафонскую дистанцию по зимнему Байкалу. За это время он успел дважды переночевать на льду, провести сутки на Ольхоне, встретить несколько байкальских рассветов, съесть с десяток шоколадок и прослушать часы музыки. Организаторов поразило, насколько быстро парню удалось проехать маршрут, хотя сам он сейчас уверен, что ему просто повезло с попутным ветром и хорошей погодой. И говорит, что, если надо, мог бы проделать тот же самый путь обратно. О других подробностях гонки Евгений Глазунов рассказал корреспонденту «Иркутского репортёра» Татьяне Постниковой.

В то время как в Интернете множатся ролики о том, как сложно было экстремалам из Европы выживать в условиях суровой сибирской весны, на другом конце земли подводят итоги первой международной гонки по льду Байкала Siberian Black Ice Race. Одним из её результатов можно считать то, что уже сейчас на сайте организаторов, специализирующихся на проведении экстремальных забегов на обоих полюсах Земли, стоят предварительные даты проведения гонки в 2013 году. И есть планы на 2014 и 2015 годы. А это значит, что для кого-то зимний Байкал по суровости климатических условий оказался чем-то вроде Северного полюса, за единственным исключением – сюда летают самолёты и ходят поезда, повсюду есть сотовая связь и доброжелательные местные жители, в любой момент готовые накормить и подвезти до ближайшего населённого пункта. Впрочем, Евгений Глазунов уверен, что недооценивать суровость сибирской природы не стоит. «Это такая стихия, которая может позволить тебе пройти, дать время, а может в момент всё изменить. Подует ветер – и человек против него никто. Байкал вообще суровое, но справедливое озеро, тут проверяешь себя», – уверен он.

– Можно сказать, что это был самый длинный и сложный пробег в твоей жизни? 

– По протяжённости – да. Если судить по велокомпьютеру, то я проехал 571 километр: 270 километров от Листвянки до Узуров и потом ещё 301 километр до Северобайкальска. Сложно было в самом начале, в день старта гонки. Я ехал вторым за Улитиным (Александр Улитин, победивший на дистанции спринт. – «Иркутский репортёр»), где-то шёл, потому что дорогу всю перемело. За два дня до начала гонки я проехал этот участок от Листвянки до Голоустного, посмотрел, что дорога нормальная. Но во время старта подул ветер и пошёл снег, поэтому условия были совсем другие. Плюс в районе мыса Кадильный я провалился обеими ногами в воду по колено. Пришлось остановиться, спрятаться от ветра, развести костёр и сушить кроссовки. Потом, когда уже стемнело, я в десять часов вечера поехал. Ехал до двух часов ночи, немного не доехал до Песчанки, там поспал три с половиной часа, в половине шестого утра встал и в шесть поехал дальше.

– Много снаряжения пришлось везти с собой?

– Я ехал налегке, с собой у меня было не больше 20 килограммов груза. Я не брал сменных вещей, только то, что было на мне, плюс пуховая куртка. Больше ничего. Да, была горелка, посуда, еда, килограммовая палатка, запасная пара обуви и запасные носки. Всё. Из продуктов – лапша, тушёнка, рис, макароны, колбаса, то есть всё самое обычное, никаких энергетиков. Правда, готовил я только на втором этапе. На первом, пока ехал от Листвянки до Узуров, ел что-то, что не надо готовить. У меня было много «Сникерсов», штук 15, я почти все их съел. Плюс наборы сухофруктов, смеси, шоколадки. Бывало, что даже на ходу ел. 

– Что было самым сложным в гонке?

– Да ничего особо. В принципе, если бы надо было, я и обратно доехал бы. У меня было достаточно продуктов, ещё дней на семь. На последней ночёвке я останавливался рядом с егерями и отдал им всё. Сложнее всего, когда попадался снег на пути, потому что тогда тяжело было ехать. Плюс приходилось ещё и тащить сани. Вообще, конечно, у меня был запасной вариант: я думал, что если из-за глубокого снега не смогу ехать, то разберу велосипед и буду тащить его на санях. Для этого у меня были специальные ботинки и лёгкие кроссовки, чтоб крутить педали. Но в итоге получилось так, что я нигде не шёл, всю дорогу удалось проехать. Вообще, велосипед с самого начала был самым удобным вариантом для такой поездки. На велосипеде есть фаза отдыха: когда ты сначала едешь, а потом он сам катом идёт. К примеру, когда идёшь в пробег на коньках, то после 100 километров ноги отваливаются.

Евгений Глазунов был не единственным участником гонки на велосипеде

– За сколько дней изначально ты рассчитывал проехать весь маршрут? 

– Я думал, что северную часть, от Узуров до Северобайкальска, проеду за четыре дня. Но получилось в два раза быстрее: за два дня я проехал 300 километров. То есть каждый день проезжал по 150 километров: в первый день – половину пути до мыса Елохина, и во второй день ещё 151 километр до конца маршрута.

Хотя вообще всё могло измениться в один момент: мог подуть встречный ветер, мог выпасть глубокий снег. И тогда пришлось бы очень несладко с велосипедом. Просто были очень хорошие условия, хорошая дорога и попутный ветер. Когда я ехал в Северобайкальск, на одном участке разогнался до 40 километров в час. Это очень быстро, потому что средняя скорость была 14 километров в час.

И только на последних 60 километрах перед Северобайкальском мне пришлось соревноваться с непогодой. Там был снег, нормальный такой, глубокий снег, но мне повезло, по нему была дорога.  И была такая туча на горизонте, поэтому я торопился, чтобы успеть доехать, чтобы, не дай Бог, эту дорогу не перемело. Когда я был уже в Северобайкальске, начался снегопад, иностранцы в него и попали.

– Человек один едет по льду Байкала на велосипеде. Чувство страха или одиночества не возникало?

– Я всё время ехал в плейере, слушал музыку. Да и просто это была привычная для меня ситуация. Плюс люди попадались постоянно. Особенно когда дошёл до мыса Рытый в районе Байкало-Ленского заповедника, там постоянно ездят рыбаки. Каждый час останавливалась какая-то машина, люди махали руками, спрашивали, куда я еду, фотографировались рядом. Когда узнавали, что я первый, предлагали: давай подвезём, давай мы тебя покормим. Вообще, у нас в Сибири народ открытый, все привыкли помогать друг другу.

– Желания воспользоваться не было?

– Конечно, нет. Бежать надо честно, честно побеждать. Мне было интересно проехать именно самому, тем более что севернее Ольхона я нигде не был на Байкале. Ольхон – крайняя точка. 

– Говорят, организаторы оказались не готовы к тому, что кто-то быстро проедет всю дистанцию? 

С начала подготовки
к гонке Евгений Глазунов проехал на велосипеде по льду Байкала около тысячи километров

– Да, когда я приехал в Северобайкальск, там ещё никого не было, организаторы прибывали только на следующий день, на поезде. И были в шоке. Они нашли там каких-то ребят, чтобы те приехали и хотя бы сфотографировали меня, чтобы выставить фотографию на сайт. В Северобайкальске я не останавливался, только зашёл там к знакомым, поел, помылся у них и поехал домой. Получается, если финиш был в семь вечера, то в десять я уже сел на поезд и уехал. И через сутки был в Иркутске.

– Какие ощущения после окончания гонки? Всё-таки это был вызов для тебя?

– Да, это было своего рода испытание. Прежде всего потому, что ничего подобного я ещё не делал. С другой стороны, у меня большой опыт ночёвок везде, в самых разных местах. Я занимаюсь альпинизмом уже 10 лет, в 15 лет совершил своё первое восхождение, с тех пор постоянно хожу в горы, а вот на велосипеде так далеко мне ещё никогда не приходилось ездить. Я вообще не велосипедист.

– То есть каким-то подвигом гонка для тебя не стала? 

– Честно говоря, я не считаю, что совершил что-то особенное. В горах бывало и тяжелее, и экстремальнее. А тут просто общественность так реагирует: чувак прокатился четыре дня на велосипеде, и он теперь герой. На самом деле ничего такого в этом нет.

– Сейчас кажется, что некоторые ребята-иностранцы были не готовы к сибирским условиям. Для кого-то из них это оказалось чуть ли не сложнее, чем полярная экспедиция. 

– Они не к тому готовились. Им действительно было довольно сложно, а мы здесь живём. Для них это сибирская экстремальная гонка, а мы тут на работу каждый день ходим. В общем, мы к этому проще относимся. А для них это событие, которое они будут вспоминать всю жизнь. При том что это были не самые экстремальные условия. В марте на Байкале уже тепло, холодно, и по-настоящему трудно тут было в феврале, когда ветер в буквальном смысле валил с ног. 

– Ты долго готовился к гонке? 

– Идея поучаствовать родилась во время марафона памяти Валерия Попова, который проходил в начале февраля этого года, тогда мы на коньках проехали от МРС до Листвянки. Сразу после этого я и начал готовиться, только уже тренировался на велосипеде. Сначала ездил по окрестностям Иркутска, потом проехал из Култука до Листвянки 80 километров вдоль КБЖД с ночёвкой. Тоже тогда здорово попал, потому что выпал снег и половину пути пришлось идти пешком. Позже на «Сарминском шквале» проехал ещё 36 километров за час 20 минут. Но это без снаряжения, налегке. И буквально через день объехал вокруг Ольхона, в общей сложности это около 170–180 километров. Весь маршрут уложился в 10 часов 40 минут. И это с полным снаряжением, тогда я уже специально взял с собой всё, чтобы протестировать систему. Единственное, чего не было, это  саней, всё было прикреплено на велосипед, но потом я понял, что проще всё-таки тащить сани, потому что велосипед перегружается, становится тяжёлым и его болтает.

– Сколько всего с учётом подготовки ты проехал за эту зиму? 

– Не считал, но, кажется, гораздо больше, чем проехал на этом веле за все пять лет, что он у меня есть. В общей сложности, думаю, с февраля тысяча километров наберётся.

– Что у тебя за велосипед? 

– Самый обычный байк за 300 долларов. Он у меня с 2007 года стоит в гараже, катаюсь периодически. Но к гонке мы его, конечно, подготовили: поставили, наверное, самые крутые в мире колёса с пятирядными шипами, которые стоят почти столько же, сколько весь велосипед. Это Саша Токарев, который был моим спонсором в гонке, выделил из своего магазина. Кроме того, сделали полную ревизию байка: перебрали все подшипники, поменяли цепь, задний переключатель и втулку, поставили велокомпьютер. А ещё я снял тормоза, они были не нужны, лёд ведь ровный. Весь маршрут так и проехал без тормозов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры