издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Где бы ни пролетал – кругом тундра, тайга и безлюдье»

Выставка «Воздушный мост Аляска – Сибирь» открылась в иркутском Доме офицеров 26 апреля. В небольшой экспозиции представлены фотографии, рассказывающие об истории создания засекреченной авиатрассы, по которой в годы Великой Отечественной войны перегнали больше восьми тысяч американских самолётов, письма самих лётчиков-перегонщиков и находки поисковых отрядов. Организаторы говорят, что это лишь малая толика того, что можно представить на обозрение публики, и обещают показать всё остальное на большой выставке в октябре.

«В преддверии очередной годовщины мы решили рассказать иркутянам о том, что наша область внесла большой вклад в дело Великой победы: это и самоотверженный труд на предприятиях, и сибирские дивизии, и обеспечение работы авиатрассы» – так первый заместитель министра физической культуры, спорта и молодёжной политики Иркутской области Илья Резник объяснил, почему выставка посвящена Алсибу. Есть и ещё одна причина: в нынешнем году исполняется 70 лет с того момента, как заработал воздушный мост. Если точнее, то 6 октября 1942 года (в разных архивных документах называют ещё 7 и 9 октября) из американского Фербен-кса в СССР вылетела первая группа из семи истребителей P-40 «Киттихоук» и бомбардировщика B-25 «Митчелл», прибывшая в конечный пункт трассы, Красноярск, 16 ноября. Решение о создании Алсиба было принято ещё раньше: соответствующее постановление Государственный комитет обороны СССР издал 9 октября 1941 года, а 20 июля 1942 года было официально объявлено о завершении строительства аэродромов, входящих в воздушный мост. 

О том, насколько масштабен был совершенно секретный проект, позволивший за три года перегнать в СССР  8094 самолёта из 18 тысяч, поставленных по ленд-лизу, можно судить по следующим фактам. Протяжённость трассы составила 6,5 тыс. километров, на самом длинном участке от Фербенкса до Уэлькаля пилоты преодолевали 1493 км. Перелёты на территории СССР были не такими длинными, зато крайне сложными: между Сеймчаном и Якутском нужно было преодолеть полюс холода, Верхоянский и Черский хребты. От Якутска до Киренска, а потом и от Киренска до Красноярска приходилось лететь над глухой тайгой. Что это такое, можно представить, прочитав письмо Владимира Васильева, работавшего в аэропорту Киренска начальником автометеостанции. «Где бы ни пролетал – кругом тундра, тайга и безлюдье», – писал Владимир Михайлович в 1987 году.

«Перегонщики говорили, что после Верхоянского хребта самолёт словно спускался на салазках к Якутску», – рассказывает Михаил Денискин

Журналист Михаил Денискин, который первым в Иркутской области начал писать про поиски разбившихся на Алсибе самолётов и посему взял на себя роль экскурсовода, демонстрирует фотографию строя самолётов над Верхоянским хребтом и рассказывает о том, что лётчики были вынуждены забираться на большую высоту и пользоваться кислородными масками. «На хребте несколько катастроф произошло потому, что лётчики теряли сознание: полёт монотонный, особых манёвров нет, по четыре–шесть часов приходится лететь в «кислороде», а он усыпляет», – говорит он парням из поисковых отрядов и курсантам Усольского гвардейского кадетского корпуса, ставшим первыми посетителями выставки. Всего на трассе погибло 113 перегонщиков, некоторые из них разбились в Иркутской области. На стене вперемешку с документальными фотографиями и снимками поисковых отрядов попадаются их портреты: здесь и командир корабля Иван Заломин со штурманом Иваном Максимовым, и пилот Дмитрий Лобарев со штурманом Михаилом Ершовым и новичком-радистом Василием Нечепуренко – для него, только закончившего курсы, первый полёт на ленд-лизовском А-20 «Бостон» стал последним. Есть и снимок последнего считающегося пропавшим без вести лётчика, разбившегося в Иркутской области, – заместителя командира эскадрильи пятого перегоночного авиационного полка Григория Петровича Чуйко, воевавшего на Халхин-Голе и награждённого орденом Красной звезды. 24 октября 1943 года он взлетел на «Аэрокобре» с запасного аэропорта в Нижнеилимске и пропал, предположительно, в Чунском районе. 

Попадаются фотографии, безусловно, представляющие интерес для историков. Например, снимок «Киттихоука» из первой партии прилетевших в Красноярск самолётов. Или фото делегации во главе с вице-президентом США Генри Уоллесом, пролетевшим по трассе на самолёте, которым управлял знаменитый полярный лётчик Илья Мазурук (он был назначен начальником Алсиба). Есть и довольно известный снимок, на котором американец символически передаёт советскому лётчику Суворову истребитель P-39 «Аэрокобра», получивший собственное имя «Buffalo Belle»: по легенде, средства на него собрали школьницы американского города Буффало, покупавшие на сэкономленные на завтраках деньги облигации военного займа. 

В одной витрине выставлены находки поисковых отрядов: покрытый ржавчиной высотомер, патроны от крупнокалиберного пулемёта и снаряд от 20-миллиметровой авиапушки, ремень, помятая фляжка. В самом низу лежит искорёженный кусок обшивки, на котором можно разобрать надпись: «U. S. ARMY F42-53S62, crew weight 600 lbs». Рядом высится ржавый авиационный пулемёт браунинг. «Всё, что вы здесь видите, – это в лучшем случае одна третья часть от того, что мы можем показать, – говорит руководитель туристического поисково-краеведческого клуба «Эдельвейс» Нина Куршевая. – Всё остальное будет представлено в начале октября на выставке в честь 70-летия организации трассы». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры