издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Деревянное мифотворчество

Фестиваль деревянного зодчества заселил «Лукоморье» эллинами

  • Автор: Анна КАПРАВЧУК

В понедельник под Ангарском открылся II Всероссийский фестиваль деревянной скульптуры «Лукоморье-2012». Уже к концу следующей недели рядом с корпусами одноимённого детского лагеря воспарит Икар, выйдет со дна морского Посейдон, Одиссей встретится с нимфой Калипсо, Прометей подарит людям огонь, взмахнёт мечом воинственная Ника и оседлает радугу Ирида. И, приезжая летом в лагерь, школьники, оторванные от телевизионной попсы, компьютерных игр и социальных сетей, будут попадать в совершенно иной мир – мир богов, полубогов и героев.

Сейчас в «Лукоморье» очень сложно разговаривать: приходится перекрикивать непрерывный гул пил, болгарок и фрезеров. Каждому скульптору досталось четырёхметровое бревно диаметром от 55 до 85 см – такие объёмы просто топориком или резцами обработать, конечно, можно, но не за десять фестивальных дней. А фестиваль – это не только событие из сферы искусства, но ещё и состязание на скорость: свой замысел нужно успеть воплотить. Жара или дождь, вздымающий опилки ветер или заедающий комарами штиль – скульпторы прерывают работу только на обед, ужин и на интервью. Даже когда в четверг на фестивальную площадку стали падать пушистые хлопья снега (лагерь находится в предгорьях Саян, и там всегда немного холоднее, чем в Ангарске и Иркутске), нашлись трудоголики, которые экипировались потеплее, сменили электроинструменты на бензопилы и продолжили работать. 

В иркутских телекомпаниях журналисты «столбят тему» и отстаивают своё право приехать в Савватеевку, в «Лукоморье» – редко где ещё можно подснять такой небанальный и динамичный видеоряд. Уставшие от съёмок «говорящих голов» операторы «отводят душу», выбирая удачные ракурсы: чтобы и стружки кудрявились, и пила жужжала, и лицо мастера было видно. И не важно, что потом приходится долго и тщательно обметать камеру кисточкой, смахивая опилки, зато съёмки интересные. 

Репортёрам не часто удаётся выбирать героев для своих сюжетов из такого спектра. Небанальный сюжет можно снять про каждого из 18 участвующих в конкурсе мастеров. Например, «Ren-TV» выбрало Анастасию Каминскую: выпускница Хабаровского училища искусств сейчас живёт в Краснодарском крае. В то время как конкуренты борются со своими брёвнами парами, Настя рискнула принять участие в фестивале в одиночку. На третий день в кулуарах разгорелись бурные дебаты, в кого Настя превращает доставшееся ей по жребию бревно – в Афину или в Арахну. Оказалось, что с одной стороны изваяния будет Афина, с другой – Арахна, а объединять их будут гигантская паутина и змеи. На фестивале Анастасия встретилась с земляками-хабаровчанами, приехавшими в Савватеевку уже второй раз. Иван Локтюхин в паре с Натальей Белобородовой ваяет Персея и Горгону, а Вадим Полин с женой Любовью – Пегаса. 

Фестиваль подарил встречу и выпускникам Красноярского художественного института: перебравшийся в Грановщину иркутянин Евгений Тимкович учит рисовать детишек в Доме культуры посёлка Хомутово и преподаёт скульптуру в художественном училище, а красноярец Андрей Кошелев зарабатывает на жизнь организацией возведения ледяных городков и выполнением спецзаказов по отливке мелкой пластики – памятных знаков и статуэток из бронзы, латуни и нержавейки. В «Лукоморье» Евгений приехал вместе с другом-радиофизиком и недоучившимся режиссёром кино и телевидения Сергеем Крупенёвым. Они ваяют Пандору. Андрей Кошелев второй год подряд вступает в борьбу на несколько дней позже конкурентов: в прошлом году его задержал фестиваль песчаной скульптуры в Израиле, в нынешнем – сперва заказ в родном городе, а позже – ожидание более толстого бревна. Увы, дождаться его не удалось, пришлось довольствоваться оставшимся, так что его герой будет не цельной, а составной фигурой. Ещё один выпускник того же института, Андрей Козлов, ныне осевший в Савватеевке, не зря учился художественному проектированию – именно его эскизы и скульптуры положили начало превращению сосняка над Одой в сказочный лес.

Два барнаульских друга – Максим Красулин и Сергей Афанасьев – когда-то вместе учились резьбе по дереву; в 1990-е годы это ремесло не смогло прокормить, поэтому пришлось переквалифицироваться. «В миру» Максим зарабатывает изготовлением кожаных аксессуаров и сувениров, Сергей – установкой дверей на заказ. Иногда удаётся «отвести душу», занимаясь любимым делом, – недавно они дуэтом завершили полугодовую работу над киотом для иконы XVIII века. 

Два выпускника Свердловского мединститута – ангарский журналист Сергей Зиннер и мануальный терапевт из Екатеринбурга Максим Хамов – на практике доказывают, что медики в анатомии ориентируются лучше скульпторов. Летящий к солнцу Икар станет первой совместной скульптурной работой команды, сработавшейся и спевшейся в студенческом стройотряде. 

Всю эту разномастную компанию из 12 команд собрал в Савватеевку Иван Бутенко. Он – предприниматель и педагог, в 2003 году рискнувший купить предназначенные на слом корпуса бывшей базы отдыха у минеральных источников и создать первый в Иркутской области стационарный детский оздоровительный лагерь. Несколько лет «изюминкой» лагеря «Саяны» был экологический туризм: за смену дети успевали и на лошадях покататься, и на каяках и байдарках погрести, и в велопоход сходить, и по Оде сплавиться. Первые резные беседки, качели и горки для отдыхающих он сам тесал топориком. В 

2009-м начал заселять лес сказочными героями работы Андрея Козлова, в 2010-м – скульптурами Сергея Зиннера, а ещё через год на собственные средства провёл первый фестиваль «Лукоморье» – «чтоб детишки не на покемонах росли и не на диснеевских героях». За десять майских дней лес под Савватеевкой стал местом жительства героев сказок Пушкина и русских народных сказок. Фигуры обработали огнебиозащитными составами, подсветили, а зимой даже регулярно обметали от снега. 

К 25 мая по соседству со сказочной аллеей появится аллея античных героев и богов. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры