издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Возвращение фермы

В самом конце календарной зимы генеральный директор СПК «Окинский» Владимир Волошин рассказывал о намерении заняться восстановлением молочного комплекса. Тогда светило яркое солнце, слепил глаза белый снег. На улице, на выгульных площадках стояли тёлки и нетели, подготавливаемые для возрождающейся фермы. А в самих корпусах визжали электропилы, ухали отбойные молотки.

Когда-то этот молочный комплекс, рассчитанный на 1200 коров, принадлежал  Масляногорскому совхозу. Когда зашли сюда окинцы, выглядел он удручающе. Выбиты стёкла в окнах, вытащены рамы. Да что там рамы – над иными корпусами полкрыши не было. От электролинии в полтора километра лишь кое-где одни опоры остались. Был трансформатор – нет трансформатора. Были водонапорная башня и система водоснабжения, да сплыли. Словом, инфраструктура здесь создаётся заново, да и от старого остались в основном стены да фундамент. 

Но «Окинскому» всё-таки повезло. Этот сельский производственный кооператив вошёл в программу «Развитие молочной отрасли». За период 2011–2015 годов поголовье коров он намерен увеличить с 1280 до 2600. – Вдвое с лишним должно быть увеличено и производство молока – с 6 тысяч тонн до 14 тысяч. Уже второй год ведутся работы по реализации столь масштабных планов общей стоимостью около 600 миллионов рублей. В минувшем году были освоены  65 миллионов рублей – сумма, не пропорциональная задуманным объёмам. Только разворачиваться начали, а в сентябре была дана отмашка и годовое финансирование было завершено. 

– И всё равно из бюджета нам оказана значительная  поддержка, – стремится быть объективным генеральный директор СПК «Окинский» Владимир Волошин. – Из той суммы, как и предусматривалось постановлением местного правительства, нам погасили половину затрат. Это солидная помощь.

Из суммы, которая была израсходована в минувшем году, львиная доля – 42 миллиона рублей – была потрачена на приобретение техники. 

– Не считая мощные трактора «Бюллер», закупили установки для измельчения и приготовления кормов, пресс-подборщик, дискатор, машины для приготовления сенажа, – перечисляет Волошин. И тут же откровенно отмечает: – Раньше не занимались заготовкой сенажа – а это ценный корм, лучше хранится, – а теперь будем осваивать технологию его приготовления.

Программа, над которой трудится СПК, безусловно, значима, но в голове не укладывалось: как за столь короткий срок удастся вдвое увеличить поголовье и производство молока. Шуточное ли дело создать высокопродуктивные стада, а главное, сформировать коллективы опытных доярок? Последнее давно уже стало головной болью руководителей-аграрников.

– Да, это очень серьёзная проблема, – соглашается заместитель гендиректора по связям с общественностью и СМИ Николай Зименков. – И если бы мы ориентировались на традиционные технологии, где за каждой дояркой закрепляется 50 коров, то и в самом деле, где столько работниц наберём?

Поэтому предприятие  вынуждено отказаться от доения в молокопровод, продолжил тему Владимир Волошин. В комплексе будут стоять доильные аппараты «Ёлочка», и обслуживать их будут четыре оператора плюс двое подменных. И технологию содержания здесь намерены применять совсем иную, беспривязную. Впрочем, и к беспривязному содержанию, и к «Ёлочке» Иркутская область возвращается спустя 20–40 лет после не совсем удачного их освоения. 

Теперь предстоит решить не менее сложные задачи: освоить новую технологию заготовки кормов, новую технологию содержания скота и совершенно иную технологию доения. Но, как мне показалось, освоение нового не только не пугает специалистов «Окинского», наоборот, вызывает интерес и азарт. 

Тревожат руководителей вопросы, решение которых не зависит от окинцев. Притчей во языцех стал рост тарифов на электроэнергию. Если раньше в структуре себестоимости на долю электроэнергии и тепла приходилось всего 0,3%, то теперь эта доля поднялась до 6%. 

Беспокоит и земельный вопрос. Горький парадокс заключается в том, что «Окинский» набрал земель заброшенных, которые раньше были распределены по паям среди сельских жителей, но они не использовались. Выкупить – не самая дешёвая сделка. Не менее дорогое удовольствие – межевание. Только за то, что проведено межевание 800 гектаров, пришлось выложить 2,8 миллиона рублей. А у окинцев ни мало ни много 30 тысяч гектаров. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры