издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Я сделал то, что хотел»

Райтер из Германии Хендрик Бейкёрч собрал на своей открытой лекции, проходишей в галерее «Revoлюция» 25 июля, полсотни слушателей. Хендрик в среде граффитистов более известен под ником ECB. Подписывается так он с 1989 года. Причём начинал с текстов, но после осознал, что «рисовать лица ему нравится больше, особенно глаза». Свои чёрно-белые граффити ECB оставил на зданиях в США, Канаде, Китае, Индии, Дании и многих других европейских странах, в том числе и в России. На следующий день после иркутского мастер-класса Хендрик расписал в Листвянке одну из стен разрушенного здания. На создание лица ушло около семи часов, но обычно граффити рисуется 2-3 дня, и, к сожалению, райтер не успел завершить работу. Отвечая на вопросы Анастасии УЛАХАНОВОЙ, Хендрик рассказал, что у лица на той стене нет прототипа.

– Я выдумал его, – подчеркнул он. – В Иркутск я приехал из Казани, затем отправлюсь во Владивосток, а потом домой. Я приехал посмотреть Россию, найти друзей-единомышленников, кроме того, я просто влюбился в здешнюю природу,  думаю, Байкал – прекрасное озеро, и надеюсь в будущем вернуться. Я люблю природу России, люблю русских людей, единственное, что я хотел бы улучшить, – моё знание русского языка.

– Как вы впервые оказались в Иркутске?

– Это мой второй приезд в город. Я был тут три года назад и оставил рисунок на стене у стадиона школы №17 по улице 5-й Армии. В Россию я приезжал шесть раз: был в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Казани. Кстати, неделю назад я сделал в столице Татарстана граффити на жилом доме в рамках проекта городской администрации. 

– У вас есть художественное образование?

– Я учился на факультете изобразительных искусств, но, по-моему, больше узнал, рисуя на стенах, чем в университете. Меня часто спрашивают, что бы я посоветовал новичкам, и мой единственный совет: если вы хотите начать заниматься этим, просто возьмите карандаш, бумагу и начните.

– Как семья отреагировала на ваше увлечение?

– Родителей беспокоило, что их сын не в состоянии оплатить аренду, знаете, как это бывает: они хотят, чтобы у ребёнка была хорошая и безопасная работа, но профессия художника не та, когда можно быть уверенным в безопасности. Зато сегодня все счастливы.

– Вы хотели бы работать в команде?

– Я работал с другими людьми, но в группе сложнее комбинировать свой стиль с чужими стилями, которые тоже специфичны.

– За границей известно российское граффити?

– Да, многие интересуются им. Россия – огромная страна, и в ней появилось много стилей, хотелось бы обмениваться опытом. 

– Как  появился ваш ник и что он означает?

Буквы ника Хендрик взял из своего имени и фамилии

– Большинство райтеров в моё время выбирали себе значащие, громкие имена, например Smash или King, а я решил взять псевдоним без глубокого смысла, звучащий таинственно, чтобы все спрашивали, что он значит. Эти буквы я взял из своего имени Hendrik Beikirch.

– Опишите ваши отношения с полицией, местными жителями?

– Когда я был молодым и неизвестным, то всё было иначе. Конечно, приходилось сталкиваться с конфликтами, но сейчас я не только получаю разрешение на роспись стен, но и зарабатываю этим.

–  Как создаётся настенный рисунок?

– Я делаю граффити в три этапа. Во-первых, набрасываю эскиз, во-вторых, переношу рисунок на холст, который потом будет выставляться в разных общественных местах. Понимаете, в галереи и музеи приходят разные люди, но на улицах все могут увидеть рисунки вне зависимости от наличия времени или денег. Сначала я делаю наброски людей в общественных местах, обычно выбираю такие, где у меня будет хотя бы пять-десять минут на эскиз. Затем набросок переносится на холст большего размера, примерно в мой рост. И третий этап – само граффити. Сложности с переносом рисунка на стену возникают разные, чаще – в зависимости от размера стены. Если ты планируешь нарисовать большую картину, то не обойтись без подъёмника, кроме того, чтобы увидеть то, что получилось, приходится спускаться вниз, а потом снова подниматься. 

– В одном из интервью вы сказали, что пишете на стенах лица незнакомцев, случайных прохожих. Как они реагируют, внезапно увидев на улице свой портрет?

– Действительно, я рисую их, и они об этом не догадываются, но когда я заканчиваю, то показываю своё граффити героям, если у меня остаются контакты. В основном люди радостно относятся к этому.

Чаще всего я рисую портреты пожилых людей. Главная идея  – ты должен жить полной жизнью, делать то, что хочешь. Думаю, такие лица интереснее, потому что в них есть своя история. Например, лицо ребёнка милое, симпатичное, но в нём нет жизни, потому что только опыт взлётов и падений делает лицо живым для меня. Историю имеет не только лицо, которое я собираюсь нарисовать, но и поверхность, на которой я буду работать, поэтому учитываются особенности стены, вписываются в рисунок трещинки, ямки и прочее. Работаю я белой, чёрной и серой краской, потому что думаю, что портреты в этом случае как фотографии: чёрно-белые фото лучше передают чувства и эмоции, чем цветные. На первый взгляд, так как граффити тёмные и это лица старых людей, можно подумать, что картины несут пессимистичную нагрузку, но если вы поймёте их смысл, увидите, что они на самом деле позитивны. Полагаю, эти лица счастливые, несмотря на то, что они кажутся грустными. Для меня граффити – это возможность в старости оглянуться назад и сказать: «Я сделал то, что хотел». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры