издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Как фанера над Темзой

Какими бы ни были для России результаты Олимпиады в Лондоне, они уже принесли стране большую пользу

  • Автор: Владимир ДЁМИН, «Восточно-Сибирская правда»

Третья по счёту Олимпиада в одном и том же городе проводится впервые. Многие репортёры отмечали, что значительная часть жителей города вовсе не была рада решению Международного олимпийского комитета. Одни всё ещё не забыли прошлогодние акции протеста и готовы их повторить при любом удобном случае, а ничего удобнее массового притока иностранцев быть не может. Другие считают политику нынешнего мэра Лондона безответственной, а работу городских служб – безобразной. В этом убедились и олимпийцы, и журналисты. Благая, казалось бы, мысль о выделении специальных полос для транспорта, обслуживающего Игры, ещё до начала Игр привела к пробкам, многочисленным авариям и ещё более многочисленным жалобам: некоторые улицы в центре были разрисованы разметкой и заставлены знаками таким образом, что нельзя было ни свернуть в сторону, ни вернуться обратно. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон подлил масла в огонь, сообщив, что он лично планирует добираться на все соревнования на метро, чего и другим министрам рекомендует. Лондонцы в ответ на это рекомендовали своему формальному лидеру и впредь кататься на метро ежедневно – авось тогда в старейшей в мире подземке наведут порядок, а то ведь традиции традициями, но грязно, шумно, душно и слишком многолюдно.

За 101-й километр от Лондона

Так без всякого внешнего повода городские власти подтвердили давний тезис противников государственности как принципа: государство и сама власть создают хаос в процессе своей обычной работы и обвиняют в этом общество, отдельные классы или группы населения, чтобы прикрыть собственные ошибки. Россияне, только что пережившие очередную внезапную смену концепции прохождения техосмотра (Государственная Дума приняла новый порядок, не дав предыдущему поработать хотя бы год), могут лишь отметить, что некомпетентность муниципальных руководителей – не только наша проблема. Депутаты и чиновники могут утешиться тем, что нытьё, жалобы и скандальные заявления – качества, присущие не только российской оппозиции. Было бы любопытно уточнить: советовал ли кто-либо из сотрудников мэрии жителям Лондона обращаться со своими ябедами в суд…

Заранее испугавшись пробок, ха-оса, террористических актов и прочих проблем, многие лондонцы постарались покинуть город и уехали буквально куда глаза глядят. Аэропорт Хитроу в последние несколько дней перед Олимпиадой обслуживал 290 тысяч человек в день и установил рекорд. Любой российский аэропорт был бы парализован и при обычной лондонской норме 130–150 тысяч, но тут важно даже не это: большинство рейсов у нас проходит через Москву, и такой наплыв желающих переместиться из одного города в другой с гарантией парализовал бы половину страны. При всех допущениях и накрутках, с учётом того, что в Играх принимают участие команды 204 стран и несколько человек под флагом МОК, большая часть побывавших в воздушной гавани Лондона улетала, а не прилетала. Подведя итоги первой недели Олимпиады, лондонские торговцы сообщили, что объём продаж не вырос (чего следовало ожидать при наплыве спортсменов, чиновников от спорта и туристов), а сократился, кое-где на очень серьёзные 20%. 

Оправдались ли ожидания мелких торговцев от Олимпиады, станет известно через какое-то время после её завершения – или не станет известно никогда. Сокрытие точных сумм расходов, понесённых страной при подготовке к Олимпиаде, и доходов, полученных при её проведении, становится традицией, соблюдающейся так же строго, как церемония подъёма флага и зажжение олимпийского огня. В России, где пройдёт следующая, зимняя, Олимпиада, игры с цифрами давно уже стали чем-то вроде национального вида спорта. И вот недавно выяснилось, что расходы на сочинскую Олимпиаду не только в три раза превысили начальную смету, но и всё ещё остаются недостаточными для выполнения всего задуманного. Говорить о необходимости быть скромнее смысла нет: престиж страны прежде всего, а подсчётами, например, того, сколько обычных мостов и дорог можно было построить вместо экономически бессмысленного моста на остров Русский, пусть занимаются крохоборы. Председатель правительства Дмитрий Медведев не просто присутствовал на церемонии открытия Олимпи-ады, но и вёл первый в истории России прямой репортаж в Твиттере главы правительства. Обычно на такое дело отряжали рядового журналиста, тут же случай особый: следующие Игры открывать нам, так что нужно было учесть опыт. Премьер, просмотрев всё до конца и не осознав, что на стадионе происходит шабаш тёмных сил (об этом позже сообщил изумлённой публике британский журналист Дэвид Айк), заявил в итоговом выступлении, что всё было хорошо. Никаких Волан де Мортов у нас, понятное дело, не будет: нет в нашем Отечестве автора, способного раскрутиться в мировых масштабах, так что в лучшем случае нас ждёт молебен – с учётом сложившихся в стране традиций. Понятно и то, что церемония в Сочи будет короче, потому что зимой. Каковы зимы в Сочи, у нас многие знают: это вам не Бодайбо, где лишние пять минут простоять просто опасно, однако лучше уж не затягивать соревнования в принципе, чести в том для страны мало. 

Последняя по времени Олимпиада, проведённая в нашей стране в 1980 году, проходила в другую эпоху и при ином общественно-экономическом строе: мир, разделённый на три крупных лагеря (капиталистический, социалистический и условно неприсоединившиеся страны), был таков, что полем битвы стало всё – от космоса до быта. Тем большее значение приобретали и спортивные баталии. Недаром Владислав Третьяк, дослужившийся на хоккейном льду до звания полковника, говорил, что всякий раз в воротах ощущает себя пограничником, который должен стоять насмерть на священном рубеже родины. То же самое, должно быть, ощущали и все остальные спортсмены, неожиданно получившие в дни московской Олимпиады большое послабление: многие страны бойкотировали Игры из-за ввода советских войск в Афганистан. Получив таким образом снижение конкуренции, советские спортсмены завоевали 195 медалей, среди которых было 80 золотых, и навсегда внушили соотечественникам мысль о том, что наша страна является великой спортивной державой. В Болгарии и Польше, также поставивших непобитые по сей день рекорды по количеству завоёванных медалей (41 и 32 соответственно), эта мысль как-то не закрепилась – все понимали, что это дело случая. 

В России всё не так. Высказанная одним писателем мысль «При таких размерах и положении в мире Россия может быть великой – или не будет никакой» присутствует в мозгу каждого чиновника едва ли не на генетическом уровне. И спортивные чиновники не исключение, а скорее самые яркие представители этого подвида хомо сапиенс. Никто, помнится, не удивился и не усомнился в точности прогноза, когда участники российской делегации стали обещать третье общекомандное место и 33 золотых медали. Это примерно соответствует результатам, показанным четыре года назад на Олимпиаде в Пекине, и вроде соответствовало результатам, показанным в нынешнем сезоне участниками сборной. 

Истинно российский спорт

До завершения Олимпиады оставалась ещё почти неделя, когда министр спорта Виталий Мутко заявил, что после возвращения в Москву – а дома и стены помогают – устроит разбор полётов с последующими организационными выводами всем спортивным федерациям. Понятно, что дзюдоисты получат поощрения, федерации плавания посоветуют учесть итоги и сделать выводы, а вот что будет с тяжелоатлетами, пока не совсем понятно. Вроде бы с медалями, а серебряная медалистка Наталья Заболотная победила, не будучи фаворитом, и даже установила олимпийский рекорд. Но тем, кто делал ставку на Оксану Сливенко, выбывшую из команды из-за травмы, или Хаджимурата Акаева, который вместо соревнований попал на операционный стол, придётся ответить за свои ошибки. Никто не застрахован от травм, это понятно и простительно, однако нельзя из года в год делать ставку на одни и те же имена – Мария Шарапова в нынешнем году принесла России достаточно много, чтобы рассчитывать ещё и на олимпийское золото. Вот и Валерий Борчин, главная надежда России в спортивной ходьбе, не дойдя до пьедестала, свалился прямо на дистанции. И едва, как утверждают спортивные комментаторы, не погиб из-за просчётов организаторов: «скорая помощь» не могла проехать к месту происшествия, носилок поблизости не оказалось, представителей российского олимпийского комитета тоже не было рядом в эту трудную минуту. К вечеру Борчин уже ходил, в очередной раз доказав, что российскому организму даже чужая безалаберность иной раз по плечу. 

Мутко остался недоволен ещё и тем, что из 302 комплектов наград наши спортсмены не участвовали в розыгрыше 130–150 из них, то есть не были представлены во многих видах спорта. Россия, конечно, не Китай, где ухитряются из 1,5 миллиарда человек и воспитывать целые команды, и находить самородков на один раз (в боксе, например, зафиксирован случай, когда представитель КНР стал чемпионом мира, после чего ни разу больше не выходил на ринг), однако же и не Южный Судан, представителю которого собирают на билет всем миром. Наша страна, напомнил своим подчинённым министр, не представлена в академической гребле – 14 комплектов медалей, не имеет шансов в велоспорте – 18 комплектов и упустила всё, что могла, в плавании, а там было 34 комплекта. Объяснения известны заранее: нет базы для тренировок (хотя в СССР всё было), нет спонсоров (хотя российская «колония» в Лондоне, на которую так рассчитывали в качестве болельщиков, состоит из очень небедных людей), нет ещё много чего, главное же – нет у чиновников опасений за своё место под солнцем. Четвёртую золотую медаль Казахстана, например, завоевала штангистка Светлана Подобедова, заслуженный мастер спорта России и уроженка города Зимы Иркутской области. Чего ради она теперь выступает за Казахстан и приносит медали не нашей сборной – спрашивать бесполезно, чиновники срочно ищут громоотвод. И даже уже нашли: велосипедистке Виктории Барановой, пойманной на допинге, обещают все кары, допустимые в рамках приличий и законов. 

Даже если в последние дни Олимпиады российская команда неожиданно для всех и в первую очередь для себя выиграет какое-то количество золотых медалей, нагнать лидеров гонки – США, КНР и Великобританию – вряд ли удастся. К этой новой реальности надо привыкать: отдельные всплески возможны, системной работы при нынешних руководителях спортивных структур не дождёшься, а в середине Олимпиады – смелое заявление Мутко, сравнившего соревнования аж с войной, до конца которой нужно дожить. О победе, заметим, речь уже не шла, как не шла она и о первом общекомандном месте перед соревнованиями. В тех видах спорта, где приходится стрелять, новичкам иногда советуют целиться выше: по крайней мере, так не отстрелишь себе ноги. Мутко, хоть и много лет функционирует где-то рядом со спортсменами, этой поговорки не знал и, установив для сборной заниженную планку, заранее подорвал веру в себя и страну в целом. 

Что ж, миллионы граждан страны, наблюдающие за ходом Олимпиады, утратили ещё несколько иллюзий. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры