издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сауна раздора

Эксперты «Сибирского энергетика» подсказали, как бороться с «неудобными соседями»

В редакцию газеты «Сибирский энергетик» обратились жители многоквартирного дома по адресу: 4-я Железнодорожная, 100/3, в Иркутске. Они требуют закрыть расположенную в цоколе сауну. По их мнению, из-за сильной влажности здание начинает разрушаться, в доме постоянная сырость, летает мошкара, возникают многие другие неудобства. Однако хозяева заведения не согласны с обвинениями.

Казалось бы, обычное для наших дней явление. К слову, в этом же доме, который был построен шесть лет назад крупной строительной компанией, спокойно располагаются гостиница «Горница», салон красоты, сауна и джакузи. 

«В самом начале, когда дом сдавался в эксплуатацию, весь первый этаж был отведён под гостиницу. Возможно, её хозяева выкупили помещение (первый этаж и цоколь) у застройщика, цокольный этаж они используют под хозяйственные нужды, – рассказывает одна из собственниц квартир. – Всё бы ничего, но года два назад в доме сделали сауну, которая доставляет нам массу неудобств: появилась сырость, из-за сильной влажности – мошкара, постоянный неприятный спёртый запах. У нас теперь круглые сутки открыты окна нараспашку. Боюсь, что из-за появления грибка нам скоро придётся делать ремонт». 

Однако сырость и повышенная влажность – это полбеды, утверждает обеспокоенная собеседница. Дело в том, что собственники гостиницы прорубили в стенах дыры для вытяжки. Женщина всерьёз опасается за свою безопасность, говорит, что с открытием в цоколе сауны дом буквально трещит по швам – появились трещины шириной примерно от 5 мм до 1 см практически по всему периметру здания. При этом дом относительно новый. По её мнению, это произошло именно из-за вырубленных отверстий для вытяжки. «Мы поставили вопрос перед руководством ТСЖ на собрании жильцов, однако нам ответили, что такие трещины безопасны, заверили нас проведённой экспертизой, но никаких подтверждающих документов нам никто не предоставил». 

Эксперты «Сибирского энергетика» посоветовали жильцам, что для начала вполне логично было поинтересоваться статусом данного помещения: жилое оно или нежилое? Если жилое, то заниматься предпринимательской деятельностью в данном помещении никто не имеет права. Если оно нежилое, то каким образом и когда было переведено в нежилое, давали ли остальные жильцы на это письменное согласие. Исходя из ответов на данные вопросы, можно в дальнейшем построить стратегию действий по защите своего права на спокойную жизнь.

Как поступать в таком случае, рассказала заместитель руководителя Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области Маргарита Ли. «Если с самого ввода в эксплуатацию первый этаж был отведён под гостиницу, то, скорее всего, помещение нежилое, – полагает она. – Если найдутся подтверждения тому, что представители бизнеса действовали самовольно, мы сможем вмешаться».

Эксперт посоветовала обратиться в региональное управление по защите прав потребителей по Иркутской области (Роспотребнадзор). Специалисты Роспотребнадзора должны провести проверку по факту жалобы от жителей – произвести замеры шумов и влажности воздуха, специально для таких анализов при управлении есть лаборатория. Кроме того, Маргарита Ли порекомендовала параллельно обратиться в ре-гиональное управление МЧС, специалисты которого, в свою очередь, помогут выявить нарушения противопожарных норм в сауне. Получив все заключения на руки, жители могут смело идти в суд с требованием о запрете эксплуатации данного заведения. Более того, в защиту их интересов может выступить прокуратура. «Но, я думаю, когда начнутся все эти проверки, хозяева бизнеса сами попытаются выйти на жителей и мирно решить с ними этот вопрос», – отметила эксперт.

Контактные номера телефонов гостиницы «Горница» найти было несложно. Администратор не скрыла своего удивления тем фактом, что гостиничная сауна может вызывать неудобства для жителей. «Дело в том, что ею пользуются редко и только наши постояльцы», – услышал журналист по телефону. Генеральный директор гостиницы Анастасия Виноградова тоже пришла в недоумение: «Сауна расположена в цокольном этаже, прямо над ней гостиничные номера, в них всегда сухо и нет никакой влажности. Более того, у нас вся вентиляция проведена в соответствии с выполненным проектом и вся разрешительная документация имеется». На наш вопрос, в чём тогда причина появления трещин в стенах нового дома, Анастасия Виноградова ответила: «Не так давно застройщик их все залатал». А причины появления сырости в квартирах жильцов, трещин в стенах дома должна установить специальная проверка. 

«В последнее время в службу приходит примерно 2-3 заявления в месяц от жителей, которые обеспокоены «неудобным соседством», – рассказала Маргарита Ли. – Чаще всего жалуются на магазины на первом этаже, которые способствуют появлению в доме грызунов и насекомых. По факту поступивших жалоб служба жилищного контроля начинает проверку правомерности перевода жилого помещения в нежилое. Практически в 90% всех случаев устанавливается отсутствие согласования такого перевода со всеми собственниками». Чтобы осуществить перевод, необходимо провести общее собрание со всеми жильцами, добиться их согласия, запротоколировать решение, но, как правило, ничего этого не делается. Соискатели в лучшем случае берут согласие жильцов одного подъезда. «Мы, соответственно, составляем акт о неправомерных действиях со стороны администрации (именно муниципальный орган уполномочен переводить помещение из жилого в нежилое), – сказала Ли. – Но, как правило, мы не можем привлечь административный орган к ответственности, поскольку на это дано всего два месяца с момента выдачи распоряжения. А так как это дела давно минувших дней, мы не успеваем по срокам».

Когда нежилое помещение эксплуатируется с нарушением прав жителей, служба составляет акт и передаёт его жителям. Специально для этого в ведомстве разработано типовое исковое заявление в суд с требованием привести здание в изначальное состояние. Жители составляют иск, прилагают акт службы жилищного контроля и обращаются в суд.

«В некоторых делах мы участвуем в качестве третьего лица как специалисты, подтверждающие факт незаконности перевода, – отметила Маргарита Ли. – выиграть в суде жителям очень сложно по разным обстоятельствам, но такие прецеденты уже есть». Ведь для того, чтобы удовлетворить требования граждан, требуются два обстоятельства: первое – незаконность самого правого акта, распоряжения о переводе. И второе – нарушение прав граждан. Со вторым обстоятельством встаёт вопрос – это достаточно субъективное понятие, – нарушаются права или не нарушаются? В большинстве случаев судьи не соглашаются с тем, что права нарушаются, поэтому дела проигрываются. Пока практика такова, что заявителям отказывают в связи с недоказанностью нарушения их прав. 

«Хотя дела и проигрываются, сейчас наметилась положительная тенденция: практически прекратились переводы помещений из жилых в нежилые, – сказала Маргарита Ли. – Сами жители стали бдительными, сразу идут к нам с жалобами, и мы регулярно проводим проверки Иркутской администрации, так что власти перестали выдавать разрешения на перевод». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры