издательская группа
Восточно-Сибирская правда

SMS-реклама довела иркутян до ФАС

На нечестных распространителей посыпались первые штрафы

  • Автор: Ангелина САЛОМАТОВА

Иркутские компании, настырно рассылающие рекламу через SMS, узнали, во сколько им может обойтись гнев народа, уставшего от непрошеных сообщений. Территориальному управлению Федеральной антимонопольной службы впервые удалось привлечь несколько компаний, замеченных в SMS-спаме. В частности, штраф в 100 тысяч рублей заплатила сеть «Эконом», которая имела неосторожность завалить потребителей сообщениями с предложениями о покупке бытовой техники.

Шубы и спасение жизни равны 

В прошлом году в Иркутское управление ФАС поступили четыре жалобы на рекламную рассылку SMS, но тогда ведомство констатировало необоснованность этих обращений. Однако за последние несколько месяцев в регионе впервые возбуждено шесть дел по нарушениям требований закона «О рекламе» в части нелегального распространения рассылок. «В законе есть статья 18, которая устанавливает, что распространение рекламы по сетям связи допускается только при условии предварительного согласия абонента на её получение, а оператор или лицо, которое её доставляет, должно подтвердить наличие такого согласия», – объясняет заместитель руководителя иркутского УФАС Александр Кулиш. 

На сегодня ведомство доказало вину четырёх компаний, ещё двум вскоре предстоит выплатить штраф. Одним из крупных нарушителей признана сеть «Снежная королева», которая призывала купить с 70-процентной скидкой вещи из коллекции уходящего сезона. На магазин пожаловалась женщина, измученная рассылкой. Удалось также доказать вину компании «Эконом», нарушитель уже заплатил 100 тысяч рублей штрафа. Один из жителей города пожаловался сразу на нескольких предпринимателей, докучающих рекламой, в этом случае назойливостью отличились компании общепита, продающие еду из итальянской кухни. Однако им столь крупный штраф не грозит: нарушителями по делу проходят индивидуальные предприниматели, сумма наказания для которых не превышает четырёх тысяч рублей. 

Эксперты признают, что «грешат» недобросовестной рекламой и лица, преследующие благотворительные цели. «Социальная реклама законом приравнена к «обычной». Поэтому рассылки о том, что кому-то из детей нужна срочная медицинская помощь и объявлен сбор средств или поиск донора, тоже могут быть признаны незаконными, если абонент не давал согласия на их получение», – отмечает Кулиш. 

Градус агрессии 

Доказать причастность конкретного юридического лица к распространению SMS-спама достаточно сложно, сетуют в иркутском УФАС. Согласно Кодексу об административных правонарушениях, штраф для юридических лиц составляет от 100 до 500 тысяч рублей, а для индивидуальных предпринимателей – от двух до четырёх тысяч, поэтому компании, которым предъявляют претензии, по-своему выходят из положения. «На практике очень много возникает вопросов, когда мы рассматриваем дела и пытаемся доказать, является ли виновным юрлицо или ИП, который «неожиданно» появляется, когда возбуждается дело, – говорит Александр Кулиш. – Задним числом оформляются договоры, и нам приходится прикладывать много сил, чтобы доказать, что именно это юрлицо допустило нарушение». 

Управление ФАС призывает жертв навязчивой рекламы обращаться в ведомство с жалобой в свободной форме. Заявитель должен представить доказательства того, что он получил незаконную рассылку. Ими может стать фото, сделанное с экрана мобильного телефона, детализация счёта или сам телефон, который нужно будет взять с собой на заседание комиссии. По мнению специалистов ФАС, повышение активности иркутян, недовольных рассылками, связано с тем, что в последнее время они стали намного агрессивнее. «В целом, видимо, люди достигают определённого предела, им надоедает это терпеть», – предполагает Александр Кулиш. 

Как правило, источником телефонных номеров потребителей становится персонал, перетекающий из одной компании в другую, когда работник, увольняющийся с предприятия, уносит с собой базу данных клиентов и применяет её на новом месте. «Плюс все эти маркетинговые ходы с предоставлением скидок, которые проводят компании, также помещают потребителя в зону риска. Получаете дисконтную карту, оформляете анкету, а в ней условие: «Согласен на получение рассылки», и галочка рядом стоит. В таком случае эту строку нужно зачеркнуть и подписать: «Не согласен»», – советует замначальника ФАС. 

Кроме этого, гражданин имеет право подать в суд на распространителя незаконной рекламы ради возмещения морального вреда, однако пока в Иркутской области подобных прецедентов не было.  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры